Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ теорий обучения, в частности принцип культуросообразности, предложенные такими немецкими педагогами, как И.Ф. Гербарт и Ф.А. Дистервег.
Объектом исследования в курсовой работе является методика преподавания И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега.
Предметом исследования в курсовой работе являются педагогические приемы И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега, применяемые непосредственно в процессе обучения.
Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами управления. По его словам, эти средства выходят за пределы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращая от дурного. Но воспитатель не должен быть слабовольным и заботиться об одобрении или неодобрении своих действий с более слабой стороны, то есть детей.
Управление должно занять время ребенка:
«Основа управления состоит в том, чтобы занять детей, еще вовсе не имея в виду какой- либо пользы для их духовного развития, время их во всяком случае должно быть заполнено с той единственной целью, чтобы они не творили глупостей».
Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей и баловства.
Вся система у управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.
На
этом основании он неправильно оторвал
управление от нравственного воспитания,
рассматривая управление, т.е. установление
дисциплины, только как условие воспитания,
тогда как на самом деле дисциплина не
только условие, но также средство и результат
воспитания.
Обучение
Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование.
Гербарт неправомерно подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияний социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он неправильно считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений.
Обучение,
по Гербарту, должно основываться на многосторонности
интересов. Одни из них направлены на познание
окружающей действительности, другие
— общественной жизни.
Гербарт различает шесть самостоятельных
видов различных интересов. К интересам
первой группы он относит интересы: эмпирический,
который как бы отвечает на вопрос, что
это такое, и возбуждает стремление к наблюдению;
умозрительный, который отвечает на вопрос,
почему это так, и настраивает на размышление;
эстетический — обеспечивает художественную
оценку явлений. Ко второй группе интересов
относятся: симпатический, направленный
на членов своей семьи и ближайший круг
знакомых; социальный — на более широкий
круг людей, на общество, свой народ и все
человечество. К этой же группе Гербарт
относит религиозный интерес, направленный
на общение с богом.
Признавая ценным указание Гербарта о
необходимости сделать образование разносторонним,
следует вместе с тем отметить надуманность
установленной им классификации интересов.
Одна из важнейших задач образования заключается
у Гербарта в возбуждении многостороннего
интереса. Гербарт рассчитывал разрешить
ее созданием у воспитанников разнообразных
и подвижных групп представлений путем
изучения различных учебных предметов.
Он предлагал начинать изучение с древнейших
периодов истории, считая, что жизнь первобытных
людей и античных народов является наилучшим
материалом для детей. Он пояснял, что
человечество проявляло в своей юности
те же интересы и занималось теми же видами
деятельности, какие свойственны детям
и юношам. Поэтому учащимся следует, по
его мнению, дать все усложняющийся круг
гуманитарных знаний, сконцентрированных
вокруг истории и литературы древних народов.
Гербарт высоко ценил древние языки и
математику, причем математику главным
образом как средство развития мышления,
«сильную гимнастику духа».
Вопрос о школьной системе Гербарт решал в соответствии со своими консервативными социальными взглядами. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии — в высшие учебные заведения. Как видно из этого, Гербарт был противником единой системы образования. Он был горячим сторонником уже отживающего классического образования. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другими видами практической деятельности. Для тех же, кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт рекомендовал классическое образование.
Большое
внимание уделял Гербарт проблеме интереса
как важнейшему условию и средству успешного
обучения. Отвечая на вопрос, как возбудить
и поддержать в учениках интерес к учебному
материалу, он указывал: «То, что изучается
с удовольствием, изучается скоро и основательно
усваивается». Гербарт считал необходимым
так вести преподавание, чтобы навстречу
новым впечатлениям, сообщаемым учителем,
в душе ученика поднимались вереницей
уже имеющиеся у него представления. Усвоение
новых представлений на основе имеющегося
у учащихся предшествующего опыта он называл
апперцепцией. Он придавал ей большое
значение в процессе обучения и тесно
связывал с ней интерес и внимание.
Гербарт различал следующие виды внимания.
Детям сначала присуще примитивное внимание,
которое является первым видом непроизвольного
внимания. Оно направляется на предмет
независимо от воли человека, благодаря
силе впечатления, яркости цвета или громкости
звука. Вторым видом непроизвольного внимания
является апперцептивное внимание, которое
как бы высылает подходящие представления,
нужные для усвоения и закрепления новых.
От непроизвольного внимания он отличал
произвольное внимание, которое зависит
от заранее принятого намерения, от усилий
самого ученика. Гербарт указывает, что
развитие у учащихся произвольного внимания,
стремления сосредоточивать серьезные
усилия на том, что надлежит выучить, является
задачей не только обучения, но также управления
и нравственного воспитания.
Гербарт дал много ценных дидактических
советов о том, как развивать и поддерживать
в учениках интерес и внимание.
Приведем некоторые из этих советов. Еще
до школы и на начальных ступенях обучения
в детях должны создаваться такие представления,
которые помогают усваивать последующий
учебный материал. Непосредственно, перед
тем как учитель перейдет к объяснению
нового, он должен вызвать в умах учеников
те представления, которые нужны для усвоения
нового материала.
В
преподавании следует широко пользоваться
наглядностью: когда нельзя показать самый
предмет, надо продемонстрировать его
изображение. Не следует, однако, слишком
долго демонстрировать одно и то же, так
как однообразие действует утомительно.
В изложении учителя должно быть связано
одно с другим: несвоевременные паузы
и введение посторонних элементов (слишком
примелькавшихся фраз, риторических украшений,
уклонений от главной мысли, отсутствие
логики и др.) нарушают свободное течение
апперцептивного механизма и разрывают
ряды представлений. Обучение не должно
быть слишком трудным, но и излишняя его
легкость только вредит делу. «При ней
апперцепция сейчас же завершается: она
не дает достаточной работы».
Гербарт
дал также ценные советы о заучивании
наизусть. Он правильно указывал на необходимость
борьбы с забыванием изученного материала.
Наиболее эффективным он считал для этого
упражнение учеников путем постоянного
применения заученного материала в связи
с тем, что их интересует, что привлекает
их внимание.
Ступени и ход обучения.
Многостороннее
образование, писал Гербарт, должно быть
цельным и единым, но только не поверхностным
и легкомысленным отношением к делу. Цветок
не должен разрывать своей чашечки, говорил
он, подчеркивая мысль о том, что обучение
должно представить картины мира в сознании
учащегося как единое целое.
Гербарт разработал теорию ступеней обучения,
ставшую широко известной среди педагогов
по всему миру. Он сделал попытку привести
обучение в соответствие с законами психической
деятельности ребенка, которую он понимал
как механизм деятельности апперцептивного
процесса, т.е. через восприятие предметов
и явлений внешнего мира и осознания этого
восприятия.
Процесс обучения, по Гербарту, обязательно
проходит через углубление в изучаемый
материал (углубление) и углубление учащегося
в самого себя (осознание). В свою очередь
углубление и осознание могут осуществляться
либо в состоянии покоя души, либо в состоянии
ее движения.
Отсюда следуют четыре ступени обучения,
которые Гербарт назвал:
1) ясность,
2) ассоциация,
3) система,
4)метод.
Первая ступень — ясность — это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношени здесь требуется мобилизовать внимание. В дидактическом — изложение учителем нового материала, применение наглядности.
Вторая ступень — ассоциация — это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с имеющимися уже у учащихся представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни и т. д. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками.
Третья ступень — система - это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию». В области дидактики это формулировка выводов, правил, определений.
Четвертая
ступень — метод—это осознание в состоянии
движения, применение полученных знаний
к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически
эта ступень требует действия. В области
дидактики это различного рода учебные
упражнения, требующие от учеников широкого
использования полученных знаний, умения
логически и творчески мыслить.
Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность
хода обучения. Но они являются формальными,
потому что не зависят от конкретного
содержания учебного материала, возраста
учащихся, дидактической задачи урока.
Универсальная
схема хода обучения, установленная Гербартом,
в дальнейшем была превращена его последователями
в схему любого урока. Научная педагогика
отвергает подобное решение вопроса и
считает, что ход урока определяется рядом
обстоятельств: возрастом и уровнем развития
учащихся, спецификой учебного материала,
дидактической задачей данного урока
и др.
Нравственное воспитание.
Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина — это и условие, и результат воспитания.
Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, который позволил бы себе критическое отношение к религии.
В
отличие от обучения нравственное воспитание
непосредственно воздействует на душу
ребенка, направляя его чувства, желания,
поступки.
Принципы нравственного воспитания у
Гербарта противоположны принципам управления.
Там подавляются проявления воли и сознания
ребенка. А в системе нравственного воспитания
все методы должны иметь опору в том хорошем,
что уже имеется у воспитанника. Нравственное
воспитание должно стремиться «поднять
в глазах воспитанника его собственное
«я» посредством глубоко проникающего
одобрения». Воспитатель обязан найти
у воспитанника, даже испорченного, хорошие
черты и не впадать в уныние, если это сразу
не удается. В системе нравственного воспитания
«одна искра может тотчас же зажечь другую».
К
средствам нравственного воспитания в
собственном смысле Гербарт относил следующее:
1. Удерживать воспитанника (этому служит
управление детьми, обучение их послушанию).
Надо устанавливать границы поведения
для детей.
2. Определять воспитанника, т. е. поставить
ребенка в такие условия, при которых он
не только из указаний воспитателя, но
и из собственного опыта поймет, что «непослушание
ведет к тяжелым переживаниям».
3. Устанавливать четкие правила поведения.
4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие
и ясность», т. е. не давать основания для
того, «чтобы воспитанник усомнился в
истине».
5. «Волновать» душу ребенка одобрением
и порицанием.
6. «Увещевать» воспитанника, указывать
на его промахи, исправлять их.
В нравственном воспитании следует прибегать
и к наказаниям, но воспитательные наказания
в отличие от дисциплинарных не должны
связываться с идеей возмездия, а представляться
воспитаннику доброжелательными предостережениями.
Вывод.
Поскольку
дети не обладают сильной волей и воспитанию
предстоит ее создать, нельзя, по мнению
Гербарта, допускать, чтобы дети имели
возможность проявлять свои дурные наклонности.
Это следует пресекать самыми суровыми
мерами. Важно создать простой, размеренный
и постоянный жизненный уклад, лишенный
всяких рассеивающих перемен. Школа должна
поддерживать родителей, обеспечивающих
детям правильный порядок жизни. Очень
опасно дать развиться у воспитанника
сознанию, что он самостоятелен в своих
действиях. Надо очень осторожно относиться
к пребыванию воспитанника в обществе,
«поток общественной жизни не должен увлекать
ребенка и быть сильнее, чем воспитание».
Гербарт требовал установления непререкаемого
авторитета воспитателя, считал, что этот
авторитет всегда заменяет воспитаннику
«общее мнение», а потому «существенно
необходимо, чтобы он имел подавляющий
авторитет, рядом с которым воспитанник
не ценил бы никакого другого мнения».
Все эти высказывания являются ярким выражением
консервативного характера гербартианской
теории.
Информация о работе Принцип культуросообразности в немецкой педагогике 19 века ( Гербарт, Дистервег)