Принцип культуросообразности в немецкой педагогике 19 века ( Гербарт, Дистервег)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ теорий обучения, в частности принцип культуросообразности, предложенные такими немецкими педагогами, как И.Ф. Гербарт и Ф.А. Дистервег.
Объектом исследования в курсовой работе является методика преподавания И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега.
Предметом исследования в курсовой работе являются педагогические приемы И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега, применяемые непосредственно в процессе обучения.

Файлы: 1 файл

Принцип культуросообразности в немецкой педагогике 19в.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Введение. 
 
 

     В Новое время (XVII-XIX вв.) во всех сферах социокультурной жизни Западной Европы начали происходить значительные изменения: поднялся авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной  и политической жизни. Стал легальным  религиозный плюрализм, что открыло дорогу свободомыслию, демократии, научным исследованиям и заставило всерьез заняться проблемами познания. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие, то со времени Реформации на первый план выходит гносеология.

       На развитие социально- педагогической  ситуации того времени оказали  влияния противоречия между педагогической  практикой, политикой правительства  в области образования и потребностями  времени: интересом к познанию  человека, к гуманитарной проблематике, к обновлению и модернизации образовательного процесса. Активно поддерживалась социальная функция школы, необходимость создания государственной системы школьного образования. Школа должна готовить абсолютно новый тип личности, отличающаяся не только знаниями классических наук, но и со знаниями, основывающимися на культурных принципах.

     В этот период в Западной Европе сложились  необходимые теоретические и  практические предпосылки для развития педагогических идей.  Целью становится воспитание нового поколения, сплочение людей на культурной основе. Наука теперь рассматривается как духовная ценность, передающаяся из поколения в поколение, а образование, как важный фактор и движущая сила прогресса. Новые взгляды были предложены двумя немецкими педагогами И.Ф. Гербартом и Ф.А. Дистервегом, которые пытались вывести процесс обучения на новый уровень.

     Этот  вопрос остается актуальным и по сей  день, ведь уже в 20в. произошел отрыв понятия культуры как целого от тех понятий, которые издавна совпадали с определением культурности, понимались почти как синонимы. Появилась пропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения, цивилизации и образования. Ведь современное образование – это результат революции Эпохи Просвещения в области образования.

     Целью курсовой работы является анализ теорий обучения, в частности принцип культуросообразности,  предложенные такими немецкими педагогами, как И.Ф. Гербарт и Ф.А. Дистервег.

     Объектом  исследования в курсовой работе является методика преподавания И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега.

     Предметом исследования в курсовой работе являются педагогические приемы И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега, применяемые непосредственно в процессе обучения.

     Методологической  основой исследования в курсовой работе явились труды А.И. Пискунова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:                        

                                                          

Введение…………….. ..........................................................................................

Глава 1.Педагогическая теория И. Гербарта ......................................................5 

1.1. Философские  и психологические основы педагогики  Гербарта................5 

1.2. Сущность  воспитания, его цели и задачи…..……...…………....................8 

Глава 2.Педагогическая деятельность А. Дистервега ......................................20 

2.1. Сущность  воспитания, его цели и основные  принципы… .......................22 

2.2. Умственное  образование.…………...…………………………...................24 

2.3. Требования  к учителю………………………………………………………27

Заключение……………........................................................................................ 29 

Список  литературы……………………………. ..................................................31  

 

Общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега 

     Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.

     В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци. Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических убеждений оказали годы деятельности (1813—1818) в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци.В отличие от Гербарта, оставшегося, равнодушным к демократическим воззрениям Песталоцци, Дистервег сделался горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений швейцарского педагога. Он решил посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские семинарии: сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми. Он преподавал в семинариях педагогику, математику и немецкий язык и одновременно являлся учителем опытных начальных школ при этих семинариях. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методической работой. Он издал «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения, а также свыше двадцати учебников и руководств по математике, немецкому языку, географии, астрономии, пользовавшихся большой популярностью в Германии и других странах.

     В России произведения Дистервега были хорошо известны еще при жизни автора. Так, в 1862 году была издана на русском языке его «Элементарная геометрия», нашедшая признание среди передовых педагогов.

     С 1827 года вплоть до своей смерти Дистервег издавал «Рейнские листки для воспитания и обучения». В этом журнале он поместил свыше четырехсот статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. Дистервег был поборником коренного улучшения дела подготовки учителей начальных школ. Он очень много сделал для профессионального объединения немецких народных учителей.

     Дистервег горячо протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом. Своими смелыми выступлениями Дистервег навлек на себя сильное недовольство правительства и реакционных кругов общества, возмущение духовенства.

     В 1847 году, когда реакционное правительство Пруссии усиленно стремилось предотвратить назревавшую буржуазную революцию, Дистервег был уволен с должности директора Берлинской семинарии, а в 1850 году, после разгрома революции 1848 года, он вынужден был уйти в отставку. Но реакции все же не удалось расправиться с прогрессивным педагогом. Дистервег продолжал оставаться руководителем немецких народных учителей, которые избрали его сначала председателем Всегерманского учительского союза, а затем своим представителем в прусскую палату депутатов. Еще при своей жизни он заслужил почетное звание «учитель немецких учителей».

     С 1851 года Дистервег наряду с «Рейнскими листками» выпускал еще «Педагогические ежегодники», смело обличая в этих изданиях силы реакции. Особенно энергично действовал он после выхода в 1854 году пресловутых прусских регулятивов. Это были реакционные школьные законы, посредством которых правительство стремилось прекратить проявление свободомыслия и всецело подчинить ее влиянию церкви. Регулятивы сильно сокращали объем знаний учащихся начальной школы и выдвигали на первое место закон божий с большим количеством материала для заучивания наизусть. Они сократили и объем знаний, даваемых учительскими семинариями, снизили уровень научной подготовки учителей народной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность воспитания, его цели и основные принципы. 

     Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек — мое имя, немец — мое прозвище», — говорил Дистервег. 
Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики 
воспитания детей и работы мастеров педагогического труда.

     В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...». Но идеалистическая трактовка природы человека и самого хода исторического развития помешала Дистервегу прийти к полному пониманию социальной сущности воспитания. Но важно, что он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности, свойственной Руссо, и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. 
Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

     Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней содержатся прогрессивные идеи. Дистервег возбуждал в учительстве стремление вести воспитанников к прогрессивным идеалам. В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. «Истина, по словам Дистервега, находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничто не постоянно, кроме перемены». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Умственное образование.  

     Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формального образования вообще не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.

     Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.

     В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» — вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. 
Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии.  
Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них — к обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обучение у него связано с правилами «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Эти правила, которые в свое время еще были сформулированы Коменским, Дистервег подвергает дальнейшей разработке, справедливо предостерегая педагога от их формального применения.

Информация о работе Принцип культуросообразности в немецкой педагогике 19 века ( Гербарт, Дистервег)