Принцип культуросообразности в немецкой педагогике 19 века ( Гербарт, Дистервег)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ теорий обучения, в частности принцип культуросообразности, предложенные такими немецкими педагогами, как И.Ф. Гербарт и Ф.А. Дистервег.
Объектом исследования в курсовой работе является методика преподавания И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега.
Предметом исследования в курсовой работе являются педагогические приемы И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега, применяемые непосредственно в процессе обучения.

Файлы: 1 файл

Принцип культуросообразности в немецкой педагогике 19в.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела. 
Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили» — и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы оно не могло изгладиться в памяти. «Не торопись при изучении основ» — гласит одно из его правил.

     Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение. 
Эффективность того или иного метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. «Всякий метод плох, — заявляет он, — если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность». Для начального обучения он рекомендует «элементарный», или развивающий, метод, который возбуждает умственные силы учащихся, дает им возможность «искать, взвешивать, рассуждать и, наконец, находить». По мнению Дистервега, «плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Требования к учителю. 

     Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Как и Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом. 
Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное преподавание будило умственные силы учащихся, укрепляло их волю, формировало их характер. Учащиеся все время должны чувствовать, что они двигаются вперед. Хороший учитель, указывает Дистервег, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Только при этих условиях он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать встречающиеся на их пути трудности. Он говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твердый характер. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым, только тогда он может завоевать авторитет со стороны своих учеников. Он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество.

     Огромное значение Дистервег придавал систематической работе учителя над собой. Обращаясь к учителю, он пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием...» Он давал учителям ряд ценных советов в отношении их самообразования, рекомендовал им в первую очередь приниматься за труды, связанные с их учебным предметом, и в то же время указывал, что учителю надо знать историю, литературу, а также все время следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. 

     Вывод. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение, в частности и в России в середине XIX века. Однако в самой Германии педагог-демократ Дистервег не был признан в официальных кругах. 
Дистервег пользуется заслуженным признанием в Германской Демократической Республике. Правительством учреждена 
медаль его имени, которой награждаются лучшие учителя и деятели народного образования; в ГДР впервые издано полное собрание его сочинений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогическая  теория И. Гербарта.

     И.Ф. Гербарт (1776-1841) родился в Германии, которая была в это время отсталым, раздробленным государством, оплотом реакции против буржуазных революций.

     Гербарт получил образование сначала  в латинской классической школе, а затем в Иенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида о том, что все в мире едино и неизменно.

     Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не булла им усвоена.

     С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском  и Кенигсбергском университетах  в должности профессора. В них  он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей.

     При семинарии он создал опытную школу ,в которой сам преподавал ученикам математику.

     Педагогические  идеи Гербарта получили развитие в  его книгах: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806г.), «Учебник психологии»(1816г.), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1931г.), «Очерк лекций пол педагогике»(1835г.) 
 
 
 

Философские и психологические  основы педагогики Гербарта.

     Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей- реалов, которые недоступны познанию человека. Представление людей об изменяемости мира, говорил он, иллюзорно, бытие, сущность бытия неизменны.

     Гербарт отрицательно относился к французской  буржуазной революции и прогрессивному движению, которое возникло под ее влиянием в передовых слоях немецкого общества. Он мечтал о том времени, когда окончатся перевороты и изменения, на смену им придет «устойчивый порядок и размеренная и упорядоченная жизнь». Он стремился посредством совей деятельности в области философских наук ( к ним он относил психологию, этику и педагогику) способствовать водворению такого устойчивого жизненного порядка.

     Свое  понимание сущности воспитания Гербарт  выводил из идеалистической философии, а цель воспитания - из этики. Гербарт  разработал этическую теорию, в которой утверждал, что общественная и личная нравственность покоятся на вечных и неизменных нравственных идеях. Эти идеи составляют основу внеклассовой, всеобщей морали, которая должна была укреплять господствовавшие в прусской монархии общественные отношения и нравственные нормы.

     Гербарт разложил психическую деятельность человека на составные части и  пытался выделить тот элемент, который  является самым простым, первичным. Таким элементом оказалось представление.

     Психологию  Гербарт считал наукой о представлениях, их появлении, сочетаниях, исчезновении. Он полагал, что душа человека первоначально не имеет никаких свойств. Содержание человеческого сознания определяется образованием и дальнейшим движением представлений.

     Вся умственная жизнь человека зависит от первоначальных представлений, усвоенных опытом, общением, воспитанием. Так, понимание обусловливается взаимоотношением представлений. Человек понимает, когда предмет или слово вызывает в его сознании известный круг представлений. Если же в ответ на них не возникает никаких представлений, они остаются непонятными.

     Взаимоотношениями представлений объясняются все  явления эмоциональной сферы  психики. Когда в душе царит гармония представлений, то возникает чувства приятного, а  если представления пребывают в состоянии  дисгармонии, то возникает чувство неприятного.

     Итак, Гербарт, воздействуя на представления  ребенка, рассчитывает оказать тем  самым соответствующее влияние на формирование его сознания, чувств, воли. Из этого у Гербарта следовало, что правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  воспитания, его цели и задачи.

     Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не ограничивали его возможности.

     Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее усвоена им теория воспитания, считал Гербарт.

     Изучая  педагогическую теорию, воспитатель  не может, конечно, вооружиться на будущее  готовыми рецептами для различных ситуаций, ведь он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать учителю ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков.

     Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей  этической теорией, основой которой являются нравственные вечные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему. 
 

     Педагог должен поставить перед воспитанником  те цели, которые тот поставит сам  перед собой, когда сделается  взрослым. Эти будущие цели могут  быть подразделены на:

  1. Цели возможные,
  2. Цели необходимые.

     Возможные цели - это те цели, которые человек  сможет когда-нибудь поставить перед  собой в области определенной специальности.

     Необходимые цели – это те цели, которые нужны  человеку в любой области его  деятельности. 

     Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развить в человеке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как говорил Гербарт, выработать у него цельный нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать нравственный характер.

     Процесс воспитания Гербарт разделил на три  раздела:

  1. Управление,
  2. Обучение,
  3. Нравственное воспитание.
 

Управление

     Управление  имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Оно призвано подавить «дикую резвость», которая как считал Гербарт, свойственна детям. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания.

     Первое  средство управления- это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ни во что не ставят угрозу, слабые по натуре- не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако и самый строгий надзор может не дать нужного результата: надзираемый может постоянно искать возможности избежать надзора. Если надзор усиливается, то и потребность в «лазейках», т.е. в возможности избежать надзора возрастает.

     Необходимо  применять приказания и запрещения разного вида, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих установленные правила, следует завести в школе так называемую штрафную книгу. По мнению Гербарта, ведение такой книги может быть полезным даже в домашнем воспитании. Большое место среди средств управления Гербарт отводит наказаниям, в том числе и телесным. Система телесных наказаний была тщательно им  разработана и широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях и средних учебных заведениях других стран.

Информация о работе Принцип культуросообразности в немецкой педагогике 19 века ( Гербарт, Дистервег)