Приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 05:43, дипломная работа

Краткое описание

Язык мимики и жестов появился задолго до появления речи. В танце выражали позитивные и негативные мысли. Танец цветной нитью проходит по жизни любого человека. Танец - это первый и единственный всеобъемлющий и универсальный способ выразить все, в том числе и все свои чувства. Танец - это сама гармония. Человек, умеющий хорошо танцевать, по определению человек гармоничный, ибо гармония - это равновесие и порядок. В современном мире танец возведен одновременно в ранг самого доступного и самого элитного искусства. Хореография – (от греч. Chorea – пляска и графия – писать),

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоритические основы учебно-тренировочного процесса в хореографическом коллективе…………………………………………………6
1.1. Понятие «исполнительская техника» как составная часть исполнительского мастерства …………………………………………………………………6
1.2. Особенности учебно-тренировочного процесса хореографического коллектива ……………………………………………………………………………9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое использование приемов совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива………………………………………………………………………………….23
2.1. Приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива……………………………………………………23
2.2. Методические рекомендации по использованию приемов совершенствования исполнительской техники по результатам апробирования на участниках хореографического коллектива «Подснежник»……………………….
Выводы по 2 главе………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Ложкина О.В. правка Н.В..docx

— 86.38 Кб (Скачать)

Мышечная релаксация - занимает значительное место в учебно-танцевальном процессе, так движение любой части тела является результатом сочетания возбуждения и расслабления мышц, которое необходимо для успешного выполнения любого танцевального элемента. Отсутствие такого расслабления часто приводит к напряженности и скованности, а так же к снижению эффективности движения. Необходимо включать в урок упражнения для развития способности к произвольному расслаблению мышц, такие как: свободное раскачивание руками в плечевом и локтевом суставах, встряхивание руками и ногами, туловищем, расслабление лежа, большое значение имеет дыхание, поэтому необходимо давать ряд упражнений в сочетании с выдохом и вдохом. Систематическое применение таких упражнений способствует более быстрому овладению двигательных качеств, также являются средством восстановления организма после занятий.

Детей подросткового возраста отличает повышенный интерес к разным видам деятельности, стремление что-то делать своими руками, повышенная любознательность и первые мечты о будущей професси. Детей этого возраста отличает повышенная позновательная и творческая активность, они всегда хотят узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все  професионально, как взрослые. Потребность  во всем, что нужно для этого, подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, иногда с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он делом. Многие дети в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей данного возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и желаемому делу он отдает все свое свободное время.

Возраст 12-17 лет является переходным от детства к юности. Его называют подростковым. Характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (мальчики – 6-10 см; девочки – 6-8 см). наиболее резкий рост у мальчиков в 15 лет, у девочек – 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Происходит развитие внутренних органов, хотя оно идет не равномерно: рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма сердца; легочный аппарат развивается быстро, поэтому дыхание учащенное. Следовательно, физическая нагрузка должна соответствовать возрасту участников, а также учитывать общую нагрузку в течении всего занятия.

До 11 лет нагрузка щадящая, т.к. у них слабый костно-мышечный аппарат. Хрящи, связки нежные и в  этот период легко их повредить, если увлекаться высотой подъема ноги через перенапряжение, перегибом  через боль и т.д.

С 12 лет нагрузка увеличивается, большее количество прыжков, силовых  упражнений, более сложная координация.

С 16 лет нагрузка дается в  объеме полного урока с техническими трудностями, большими прыжками, силовой  нагрузкой. Костно-мышечный аппарат  в этом возрасте позволяет выполнять  урок с большей физической нагрузкой.

Не равномерное физическое развитие сказывается на поведении  ребенка: обращает больше внимания на внешность, независимость, не поддаются  уговорам и т.д. Происходит половое  созревание организма (девочки – 11-12 лет, мальчики – 12-13 лет), это вносит изменение в жизнедеятельность  организма. У детей нарушается внутреннее равновесие. Продолжается развитие нервной  системы, возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над  инстинктами и эмоциями. Процессы возбуждения преобладают над торможением, характерна повышенная возбудимость. Восприятие более целенаправленно, планомерно и организованно в отличие от младшего школьного возраста. Отличаются точностью, глубиной, иногда поверхностно. Характерной особенностью является не умение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом. Для процесса внимания характерна специфическая изобретательность: увлекают яркие, интересные уроки, но если это увлекло, то могут долго и сосредоточенно заниматься. Происходят сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Мышление приобретает новую черту – критичность. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению, склонен к спорам. В этот период благоприятно складываются условия для развития творческого мышления. Происходит интенсивное нравственное и сознательное формирование личности.

Итак, рассмотрим взаимосвязь  познавательных психических процессов  с танцем.

Внимание – направленная психическая деятельность, необходима исполнительскому творчеству. Развитие внимания связано с воспитанием воли. Участнику предстоит преодолеть сопротивление костно-мышечного аппарата (выворотность, пластичность, устойчивость, осанка, прыжок), развить память, музыкальность, преодолеть физические нагрузки. Воспитать волю – воспитать сознательную дисциплину.

Поскольку хореографическое искусство нефиксируемо, память танцовщика – его качество. Память складывается из слуховой, зрительной и моторной.

Слуховая память развивается  через описание движения руководителем, через прослушивание музыки и  исполнение движения в различном  музыкальном оформлении.

Зрительная память фиксирует  показ движения, ход его развития, сочетания с другими движениями, характер, содержание, образность и  т.д. Зрительная память сохранила для  поколений образцы хореографического  искусства.

Моторная память – мышечная память исполнительских приемов движений. При развитой моторной памяти физическое действие происходит подсознательно, а сознание направляется на раскрытие образности, содержательности. Для развития моторной памяти не следует разрешать повторять движение за руководителем. Заставить участника послушать и запомнить задание, а затем физически его воспроизвести. Повтор движения исполнителем закрепляет моторную память. Развитие моторной памяти требует систематического, длительного во времени тренажа.

Хореографическая разминка проводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора - пианиста очень многогранны. Посредством  музыкального сопровождения музыкант помогает тренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у  них чувство ритма, музыкальность  выполнения, передавать характер музыкального произведения пластикой движений, взглядом и поворотом головы. Музыкальное  сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов, соответствующее  продолжительности упражнения. Давая  определенный темп, метр и ритмический  рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает спортсменов и студентов  понимать соответствие между характером музыки и характер движения. Соблюдение ритмического рисунка в соединении с творческой фантазией аккомпаниатора пианиста (хорошая, разнообразная импровизация) повышают качество урока. Определенный метр, темп рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность уроку. Если в композиции мы подчиняемся музыке, передаем ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д. В повседневном, тренировочном процессе аккомпаниатор пианист творчески участвует в построении урока и музыкальном воспитании студентов, умело подбирая музыкальную литературу в тех случаях, когда задание тренера-преподавателя требует готовой музыкальной формы. Очень важна профессиональная подготовка пианиста, умение перейти в необходимый момент на импровизацию.

Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку  заданной тренером-преподавателем комбинации, иметь определенный ритмический  рисунок, соответствующей характеру  движений.

 

Выводы по 1 главе

При планировании урока хореографии, в зависимости от класификации, нужно учитывать индивидуальные особенности детей (возраст, физическая подготовка, мотивация, эмоциональный настрой). При ведении урока необходимо соблюдать темп подачи материала, объяснять и показывать четко, концентрируя внимание участников. Паузы использовать как разрядку физической нагрузки. Голос умеренно громкий, замечания делать четко и избегать беспрерывного счета.

Руководитель обязан видеть всех учащихся, чутко реагировать  на состояние исполнителей: усталость, эмоциональную возбудимость и др. факторы, которые влияют на плохое усвоение материала. В таком случае найти  возможность переключить внимание на иной материал. Проявлять максимум терпимости, уважения к личности, помня, что каждое движение исполнителями – учениками усваивается по-разному: это зависит от физических данных, координации, памяти, музыкальности и т.д. Каждый успех замечать. Давать оценку каждому ученику за проведенное занятие. Замеченные усилия повышают работоспособность.

Мы выявили,  что исполнительская  техника танцора совершенствуется на тренировочном уроке, который является более узконаправленным, насыщается различными элементами и упражнениями направленными на улучшение физических качеств танцора, а также сохранение достигнутого уровня исполнительского мастерства. Подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений.

 

 

 

Глава 2. Практическое использование приемов совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива

2.1. Приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива

Существует достаточно малый  процент людей, у которых с  детства имеется правильная осанка, движения плавные и грациозные. Для  достижения определенных целей, поставленных начинающим танцором, требуется помощь специалистов. Профессионалы помогают развивать мышечную систему, гибкость, которые являются основой для  изучения множества движений и комбинаций, становящихся основными элементами в некоторых танцах. Для многих людей понятие «хореография»  ассоциируется с постоянным кропотливым  трудом. Известные танцоры в свое время успели столкнуться с различными трудностями, которые вставали на пути их танцевальной карьеры и мешали достичь высот, но, вопреки всему, они стали лучшими и дали надежду  немалому числу людей, для которых  танцы становятся неотъемлемой частью жизни.       С самого раннего возраста от танцоров требуется железная самодисциплина и немалая работоспособность. Каждый день тренировок позволяет усовершенствовать умения, сделать волю сильнее, а движения - более отточенными и четкими. В настоящее время хореографией могут начинать заниматься люди разных возрастных категорий. Современные методики проведения занятий позволяют ускорить процесс обучения всевозможных движений практически в любом возрасте. На первых занятиях, как правило, проводится ознакомление с наиболее простыми элементами танцев. В этот период самое главное - выучить базовые установки преподавателей, которым, в свою очередь, важно понять характер, настроение их учеников. Отзывчивость и полная эмоциональная восприимчивость позволяют стать в основе развития красивых пластичных движений.            На уроках преподаватели хореографии дают возможность людям наиболее полно прочувствовать музыку. При этом многие занятия направлены на укрепление некоторых определенных групп мышц, развитие хорошей осанки, формирование постановки корпуса, а также развитие некоторых физических характеристик: подъем, гибкость, растяжка, прыжки. На открытых уроках новичкам предоставляется возможность посмотреть на результаты неустанной работы определенных групп учеников, на их творческий рост и раскрывающиеся таланты. Занятия хореографией способствуют как физическому, так и духовному развитию каждой личности. Быстрыми темпами развивается память, разрабатывается вестибулярный аппарат, улучшается координация движений. Хореографией в наше время могут заниматься люди, имеющие различный уровень подготовки. Педагоги с немалым опытом помогают с самых первых этапов, следят за прогрессом в обучении и дают наставления в дальнейшем своим ученикам.

Всем известно, что огромную роль в любой танцевальной технике  играют такие физические качества, как сила, выносливость и пластика стопы. Существуют приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива:

  • Прием «Развития пластики стопы». Кроме эстетического момента, от правильной работы стопы зависят высота и лёгкость прыжков, безопасность приземления, чёткость вращений и корректность выполнения почти всех танцевальных элементов. Рассмотрим некоторые упражнения:  Сгибание стоп:          1. Сядьте на пол, вытянув ноги перед собой, стопы при этом приведите в параллельную позицию. Шея вытянута, плечи опущены, спина сохраняет вертикальное положение по отношению к полу;     2. Используя мышцы ног, натяните стопы на себя настолько сильно, насколько это возможно, пятки при этом должны оторваться от пола, а колени максимально вытянуться. Удерживайте это положение 3-5 секунд.  3. Далее, сохраняя стопы сокращёнными, скрутите пальцы в положение напоминающее кулак. Другие части стоп при этом остаются недвижимыми. Удерживайте также 3-5 секунд.        4. Используя мышцы стопы, натяните носки вперёд настолько сильно насколько это возможно. Колени по-прежнему вытянуты. Удерживайте эту позицию 3-5 секунд.);          5. Далее, сохраняя стопы вытянутыми, поднимите наверх только пальцы ног. Другие части стоп при этом остаются недвижимыми. Удерживайте также 3-5 секунд.        6. Теперь, закрутите пальцы ног по направлению к полу (представьте, что Вы хотите коснуться его поверхности). Удерживайте скрученное натянутое положение 3-5 секунд.        7. Натяните стопы на себя и повторите всё с самого начала.   8. Повторите весь комплекс как можно большее количество раз.   Круговые движения стоп:         1. Исходное положение такое же, как в первой части комплекса.   2. При помощи мышц ног сделайте 10-15 круговых движений по направлению часовой стрелки, не отделяя стопы друг от друга. Когда стопы проходят через любую из сторон, старайтесь коснуться пола мизинцами. Не забывайте сохранять максимальную амплитуду при натяжении и сокращении стоп.             3. Проделайте 10-15 круговых движений против часовой стрелки.  Круговые движения с раскрыванием и закрыванием стоп:   1. Исходное положение остаётся без изменений.    2. Начинайте делать вращение стоп в разные стороны (движение напоминает раскрывание книги). В положении стоп в стороне пытайтесь прижать мизинцы к полу. Сохраняйте максимальную амплитуду при натяжении и сокращении. Сделайте 10-15 вращений.     3. Теперь сделайте 10-15 вращений в обратном направлении. Следите за положением головы, шеи и спины.       Резкие выталкивания и сокращения стоп:      1. Из того же исходного положения резко натяните носки до предела и затем также резко сократите их на себя. Выполняется упражнение до полного мышечного отказа.          2. Сделайте тоже самое попеременно (когда одна стопа натянута, другая сокращена, и наоборот). Постарайтесь сохранять максимальные темп и амплитуду не менее одной минуты.      Упражнение с партнёром:        1. Попросите вашего друга руками надавить на ваши стопы, стараясь приблизить пальцы ног к полу.        2. Когда натяжение будет максимальным, используя мышцы стопы, создавайте сопротивление и пытайтесь поднять стопы в потолок. Удерживайте такое положение 10 секунд. Сделайте не менее 5 подходов. Это упражнение позволит укрепить ваши стопы.     Подъёмы на носки (relevé):        1. Встаньте в шестую позицию (положение, когда стопы прижаты друг к другу) возле стула или балетного станка.      2. Придерживаясь за опору рукой только для сохранения равновесия, поднимитесь на носки как можно выше. Следите за тем, чтобы ваши колени при этом оставались максимально натянутыми, а подъём производился только за счёт силы стоп (избегайте помогать себе руками). Удерживайте данное положение не менее 5 секунд.        3. Затем медленно опустите пятки на пол. Сделайте 10 повторений. Помните, что чем выше вы будете подниматься, тем крепче станут ваши стопы.             4. Сделайте это упражнение по всем балетным позициям ног.   Приседание (plie) с подъёмами на носки (relevé):    1. Встаньте в параллельную позицию (стопы находятся друг от друга на расстоянии ещё одной стопы и параллельны). Руки положите на балетный станок или спинку стула.          2. Сядьте в plie (колени сгибаются в направлении пальцев стоп, таз остаётся точно над пятками).          3. В положение plie, оторвите пятки от пола настолько высоко, насколько это можно.           4. Оставаясь в положении (relevé), вытяните колени до полного их выпрямления (следите за тем, чтобы колени не сгибались в обратную сторону).             5. Медленно опустите ваши пятки на пол.      6. Затем проделайте всё в обратном порядке: 1. Relevé; 2. plie в положении relevé; 3. опустите пятки на пол, оставаясь в положении plie; 4. вытяните колени.            7. Повторите упражнение не менее 10 раз.      8. Сделайте весь комплекс по первой и второй балетным позициям. 
  • Прием «Активные упражнения». Цель активных упражнений - повысить мышечную силу растянутых мышц, т.е. функция которых противодействует контрактуре. Активные упражнения благоприятно воздействуют на местное кровообращение, состояние мускулатуры и нервной системы. Активные упражнения позволяют более точно регулировать амплитуду движений и силу мышечного напряжения в соответствии с субъективными ощущениями больного. 

Информация о работе Приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива