Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 05:43, дипломная работа
Язык мимики и жестов появился задолго до появления речи. В танце выражали позитивные и негативные мысли. Танец цветной нитью проходит по жизни любого человека. Танец - это первый и единственный всеобъемлющий и универсальный способ выразить все, в том числе и все свои чувства. Танец - это сама гармония. Человек, умеющий хорошо танцевать, по определению человек гармоничный, ибо гармония - это равновесие и порядок. В современном мире танец возведен одновременно в ранг самого доступного и самого элитного искусства. Хореография – (от греч. Chorea – пляска и графия – писать),
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоритические основы учебно-тренировочного процесса в хореографическом коллективе…………………………………………………6
1.1. Понятие «исполнительская техника» как составная часть исполнительского мастерства …………………………………………………………………6
1.2. Особенности учебно-тренировочного процесса хореографического коллектива ……………………………………………………………………………9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое использование приемов совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива………………………………………………………………………………….23
2.1. Приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива……………………………………………………23
2.2. Методические рекомендации по использованию приемов совершенствования исполнительской техники по результатам апробирования на участниках хореографического коллектива «Подснежник»……………………….
Выводы по 2 главе………………………………
По сравнению с обучающим уроком тренировочный является более узконаправленным, насыщается различными элементами, сокращается по времени за счет уменьшения количества упражнений, проведения их серийно-поточным методом.
Контрольный урок. Задача этого урока - подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки. Например, после освоения элементов танца провести «открытый урок», выставляя оценку (по пятибалльной системе) каждому студенту или спортсмену. Возможно проведение контрольного урока в виде приема нормативов, включая элементы хореографии в тесты по технической подготовка. Оценивается упражнение с учетом требований и сбавок, указанных в правилах соревнований по спортивной и художественной гимнастике, по акробатике, спортивной аэробике.
Разминочный урок. В период непосредственной подготовки к соревнованиям рекомендуется выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого - разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот, заторможенности). Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения, которые по мере усвоения участники хореографического коллектива выполняют самостоятельно (индивидуальная разминка).
Структура урока хореографии является классической: подготовительная, основная, заключительная части.
В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия.
Средствами, которыми решаются
указанные задачи, являются разновидности
ходьбы и бега, различные танцевальные
соединения на основе народных танцев,
общеразвивающие упражнения. Такие
упражнения способствуют мобилизации
внимания, подготавливают суставно-мышечный
аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную
системы для последующей
Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной. Решение поставленных задач достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.
Построение урока определяется 4 условиями:
В зависимости от педагогических
задач длительность и соразмерность
частей урока хореографии может
меняться. В среднем основная часть
урока при любой его
Необходимо помнить, что
различные упражнения в зависимости
от их координационной сложности, выразительного
аспекта представляют разную психологическую
трудность для занимающихся. Поэтому
координационно и выразительно сложные
движения, требующие внимания и сосредоточенности,
должны сменяться более простыми.
Рекомендуется сначала
При преподавании важно учитывать методы изучения движений. В методах изучения движений различают три этапа:
Необходимо учитывать и последовательность разучивания движений:
Успешное усвоение материала зависит и от:
Само понятие «метод (от греч. Metodos – буквально путь к чему-либо) это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели». Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать содержание. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Так методы преподавания хореографических дисциплин должны обеспечивать выполнение задач учебно-тренировочного процесса.
В соответствии с этим можно выделить несколько групп методов:
Основной целью должно являться формирование всесторонне развитой гармонической личности, способы организации целенаправленного педагогического воздействия на ее сознание и поведение. Для преподавания, построения уроков и получения поставленных задач, каждый педагог должен учитывать методы преподавания, такие как:
Метод вербального воздействия - процесс и способ передачи обучаемому определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания той или иной техники или движения.
Наглядности – заключается в том, что педагог не только объясняет, как исполняется движение, но и показывает его. Наглядность повышает качество и быстроту обучения, ее необходимо учитывать на всех этапах обучения. В начале изучения показ выполненного в совершенстве; далее – в том виде, как его выполняют на уроке; после выявление и исправление ошибок.
Научности – означает обоснованность элементов, движений и всего построения урока в целом.
Всесторонности – повышения уровня всестороннего развития-главного условия. При этом методе у учащихся вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие опорно-двигательного аппарата, для выполнения движений той или иной сложности. Здесь рассматривается не только гармоничное физическое воспитание тела, но и совершенствование морально-волевых качеств.
Сознательности и активности – понимание целей и задач уроков, сознательное и активное использование средств учебного процесса. Если учащийся занимается с увлечением, разумной активностью, пониманием, то усвоение материала будет более глубоким.
Повторности и систематичности - предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе обучения. Знания строятся по системе: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерывы в уроках отрицательно сказываются на организме, падает работоспособность, забываются элементы техники, поэтому необходимо систематическое проведение уроков (обычно 2-3 раза в неделю).
Постепенности – отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. И.П. Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала могут казаться сложными совершенно невыполнимы, в конце концов при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными. Равномерное нарастание нагрузки в учебном периоде, увеличение объема и интенсивности работы, постепенное усложнение задач – все эти положения основаны на принципе постепенности.
Доступности – показывает зависимость системы планирования занятий в зависимости от подготовки учащихся. Доступность связана с методами систематичности и постепенности.
Коллективности в сочетании с индивидуализацией – дает наилучшие результаты в учебном процессе всей группы. Но группа состоит из разных людей и у каждого свои физические особенности и подготовка, поэтому учет индивидуальных черт необходим в коллективе. При построении уроков следует учитывать индивидуальные особенности детей путем определенной дозировки нагрузок.
Прочности – определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической подготовки, владение техникой исполнения. Психологи различают 4-ре уровня усвоения материала:
1-ый (знакомство) характеризуется умением узнавать изученный материал среди остальных;
2-ой (репродуктивный) характеризуется умением воспроизводить изученный материал;
3-ий (умение) характеризуется
умением решать практические
задачи по изученному
4-ый (творчество) характеризуется
умением создавать новые
Для лучшего усвоения материала,
необходимо учитывать принцип
Равномерный – характеризуется определенным уровнем интенсивности нагрузки, которая сохраняется в основной части урока. Используется на протяжении всего учебного процесса для втягивание организма в работу и развитие выносливости в подготовительном периоде.
Переменный – характеризуется изменением уровня интенсивности при выполнении непрерывной работы. Этот метод считается универсальным, так как предполагает широкие возможности для педагога и учащегося, особенно при самостоятельных работах. Изменение нагрузки производят постепенно в соответствии с самочувствием учеников.
Контрольный - связан с применением нагрузки в учебном процессе для определения уровня подготовки и внесения изменений в ход дальнейшего планирования занятий, в зависимости от общефизической подготовки учащихся.
Интервальный - заключается в многократном чередовании нагрузок самых высоких и низких по интенсивности с небольшим расслаблением после серии движений.
Повторный - заключается в повторе, обычно максимальных по интенсивности нагрузках с расслаблением между ними. При этом объем нагрузок может быть разным.
Круговой - заключается в выполнении специально подобранных комплексов движений, в их чередовании с целью развития различных групп мышц. При правильно подобранном чередовании достигается высокая интенсивность нагрузки при сравнительно небольшом утомлении, что дает увеличить объем занятий.