Приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 05:43, дипломная работа

Краткое описание

Язык мимики и жестов появился задолго до появления речи. В танце выражали позитивные и негативные мысли. Танец цветной нитью проходит по жизни любого человека. Танец - это первый и единственный всеобъемлющий и универсальный способ выразить все, в том числе и все свои чувства. Танец - это сама гармония. Человек, умеющий хорошо танцевать, по определению человек гармоничный, ибо гармония - это равновесие и порядок. В современном мире танец возведен одновременно в ранг самого доступного и самого элитного искусства. Хореография – (от греч. Chorea – пляска и графия – писать),

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоритические основы учебно-тренировочного процесса в хореографическом коллективе…………………………………………………6
1.1. Понятие «исполнительская техника» как составная часть исполнительского мастерства …………………………………………………………………6
1.2. Особенности учебно-тренировочного процесса хореографического коллектива ……………………………………………………………………………9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое использование приемов совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива………………………………………………………………………………….23
2.1. Приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива……………………………………………………23
2.2. Методические рекомендации по использованию приемов совершенствования исполнительской техники по результатам апробирования на участниках хореографического коллектива «Подснежник»……………………….
Выводы по 2 главе………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Ложкина О.В. правка Н.В..docx

— 86.38 Кб (Скачать)

По сравнению  с обучающим уроком тренировочный  является более узконаправленным, насыщается различными элементами, сокращается по времени за счет уменьшения количества упражнений, проведения их серийно-поточным методом.

Контрольный урок. Задача этого урока - подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки. Например, после освоения элементов танца провести «открытый урок», выставляя оценку (по пятибалльной системе) каждому студенту или спортсмену. Возможно проведение контрольного урока в виде приема нормативов, включая элементы хореографии в тесты по технической подготовка. Оценивается упражнение с учетом требований и сбавок, указанных в правилах соревнований по спортивной и художественной гимнастике, по акробатике, спортивной аэробике.

Разминочный урок. В период непосредственной подготовки к соревнованиям рекомендуется выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого - разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот, заторможенности). Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения, которые по мере усвоения участники хореографического коллектива выполняют самостоятельно (индивидуальная разминка).

Структура урока хореографии  является классической: подготовительная, основная, заключительная части.

В подготовительной части  урока решаются задачи организации  занимающихся, мобилизации их к предстоящей  работе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия.

Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности  ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе народных танцев, общеразвивающие упражнения. Такие  упражнения способствуют мобилизации  внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную  системы для последующей работы. Для проведения упражнений применяются  различные методы: раздельный, в  движении, игровой (например, в виде музыкальной игры).

Та часть урока, в которой  решаются основные задачи, является основной. Решение поставленных задач достигается  применением большого арсенала разнообразных  движений: элементов классического  танца, элементов народных танцев, элементов  свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.

Построение  урока определяется 4 условиями:

  • соразмерностью отдельных частей урока;
  • подбором упражнений и последовательностью выполнения;
  • чередованием нагрузки и отдыха;
  • составлением учебных комбинаций на уроке.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность  частей урока хореографии может  меняться. В среднем основная часть  урока при любой его продолжительности  составляет около 80% общего времени. Между  тем в подготовительном периоде  первая часть урока более длительна, чем в соревновательном. Если урок проводится в начале тренировочного занятия, то подготовительная часть  займет около 10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой  готовить занимающихся к предстоящей  работе на снарядах, не должна быть затянутой  и вялой. В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его, подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени, отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок проводится в конце тренировочного занятия.

Необходимо помнить, что  различные упражнения в зависимости  от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую  трудность для занимающихся. Поэтому  координационно и выразительно сложные  движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала применять  движения несложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность выполнения. Затем  можно переходить к более сложным  движениям, которые требуют большей  степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применять упражнения наиболее сложные в координационном  отношении, но позволяющие уменьшить  физическую нагрузку. Важное место  в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), т.е. различных  соединений из движений классического  и народных танцев, прыжков, равновесии, поворотов, акробатических элементов  и т. п. Здесь не может быть единого  рецепта, многое зависит от квалификации хореографа. Однако и здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:

  1. Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки.
  2. Логическую связь движений, а именно:
  • положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего;
  • все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи).
  1. Оптимальную трудность композиции. Не следует недооценивать или переоценивать возможности участников хореографического коллектива.
  1. Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным их разнообразием.  

При преподавании важно учитывать  методы изучения движений. В методах изучения движений различают три этапа:

  • этап ознакомительного начального разучивания;
  • этап углубленного разучивания и переход к стадии совершенствования;
  • этап совершенствования, упрочнения навыка, формирования умений оптимального использование в различных условиях.

Необходимо учитывать  и последовательность разучивания  движений:

  • не начинать изучение нового материала пока полностью не будет усвоено разучиваемое движение (концентрированное изучение);
  • обучение новому движению после овладения основным механизмом техники предыдущего движения (рассредоточенное изучение);
  • изучение нового движения после усвоенного предыдущего до уровня двигательного умения (т.е. правильного выполнения при специальной фиксации внимания), затем многократно и периодически возвращаться к повторному разучиванию (концентрированное, затем рассредоточенное изучение).

Успешное усвоение материала  зависит и от:

  • выбора оптимального объема;
  • определения отобранных движений, которое необходимо довести до уровня двигательных навыков и умений, а какие до ознакомительного начального уровня;
  • рациональной систематизации движений на основе применения педагогических правил от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному и т.д.;
  • выбора рациональной системы разучивания и расклассифицированных и систематизированных действий.

Само понятие  «метод (от греч. Metodos – буквально путь к чему-либо) это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели». Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать содержание. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Так методы преподавания хореографических дисциплин должны обеспечивать выполнение задач учебно-тренировочного процесса.

В соответствии с этим можно выделить несколько  групп методов:

    • всестороннего развития,
    • обучения техники и совершенствование в ней,
    • нравственное воспитание,
    • психологическая подготовка и воспитание волевых качеств,
    • теоретическая подготовка по общим вопросам.

Основной целью должно являться формирование всесторонне  развитой гармонической личности, способы  организации целенаправленного  педагогического воздействия на ее сознание и поведение. Для преподавания, построения уроков и получения поставленных задач, каждый педагог должен учитывать методы преподавания, такие как:

Метод вербального воздействия - процесс и способ передачи обучаемому определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания той или иной техники или движения.

Наглядности – заключается в том, что педагог не только объясняет, как исполняется движение, но и показывает его. Наглядность повышает качество и быстроту обучения, ее необходимо учитывать на всех этапах обучения. В начале изучения показ выполненного в совершенстве; далее – в том виде, как его выполняют на уроке; после выявление и исправление ошибок.

Научности – означает обоснованность элементов, движений и всего построения урока в целом.

Всесторонности – повышения уровня всестороннего развития-главного условия. При этом методе у учащихся вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие опорно-двигательного аппарата, для выполнения движений той или иной сложности. Здесь рассматривается не только гармоничное физическое воспитание тела, но и совершенствование морально-волевых качеств.

Сознательности и активности – понимание целей и задач уроков, сознательное и активное использование средств учебного процесса. Если учащийся занимается с увлечением, разумной активностью, пониманием, то усвоение материала будет более глубоким.

Повторности и систематичности - предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе обучения. Знания строятся по системе: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерывы в уроках отрицательно сказываются на организме, падает работоспособность, забываются элементы техники, поэтому необходимо систематическое проведение уроков (обычно 2-3 раза в неделю).

Постепенности – отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. И.П. Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала могут казаться сложными совершенно невыполнимы, в конце концов при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными. Равномерное нарастание нагрузки в учебном периоде, увеличение объема и интенсивности работы, постепенное усложнение задач – все эти положения основаны на принципе постепенности.

Доступности – показывает зависимость системы планирования занятий в зависимости от подготовки учащихся. Доступность связана с методами систематичности и постепенности.

Коллективности в сочетании  с индивидуализацией – дает наилучшие результаты в учебном процессе всей группы. Но группа состоит из разных людей и у каждого свои физические особенности и подготовка, поэтому учет индивидуальных черт необходим в коллективе. При построении уроков следует учитывать индивидуальные особенности детей путем определенной дозировки нагрузок.

Прочности – определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической подготовки, владение техникой исполнения. Психологи различают 4-ре уровня усвоения материала:

1-ый (знакомство) характеризуется  умением узнавать изученный материал среди остальных;

2-ой (репродуктивный) характеризуется  умением воспроизводить изученный материал;

3-ий (умение) характеризуется  умением решать практические  задачи по изученному материалу,  применять методы в конкретных условиях;

4-ый (творчество) характеризуется  умением создавать новые подходы  и методы решения проблем в  сфере деятельности.

Для лучшего усвоения материала, необходимо учитывать принцип распределения нагрузки на уроке:

Равномерный – характеризуется определенным уровнем интенсивности нагрузки, которая сохраняется в основной части урока. Используется на протяжении всего учебного процесса для втягивание организма в работу и развитие выносливости в подготовительном периоде.

Переменный – характеризуется изменением уровня интенсивности при выполнении непрерывной работы. Этот метод считается универсальным, так как предполагает широкие возможности для педагога и учащегося, особенно при самостоятельных работах. Изменение нагрузки производят постепенно в соответствии с самочувствием учеников.

Контрольный - связан с применением нагрузки в учебном процессе для определения уровня подготовки и внесения изменений в ход дальнейшего планирования занятий, в зависимости от общефизической подготовки учащихся.

Интервальный - заключается в многократном чередовании нагрузок самых высоких и низких по интенсивности с небольшим расслаблением после серии движений.

Повторный - заключается в повторе, обычно максимальных по интенсивности нагрузках с расслаблением между ними. При этом объем нагрузок может быть разным.

Круговой - заключается в выполнении специально подобранных комплексов движений, в их чередовании с целью развития различных групп мышц. При правильно подобранном чередовании достигается высокая интенсивность нагрузки при сравнительно небольшом утомлении, что дает увеличить объем занятий.

Информация о работе Приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива