Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 05:43, дипломная работа
Язык мимики и жестов появился задолго до появления речи. В танце выражали позитивные и негативные мысли. Танец цветной нитью проходит по жизни любого человека. Танец - это первый и единственный всеобъемлющий и универсальный способ выразить все, в том числе и все свои чувства. Танец - это сама гармония. Человек, умеющий хорошо танцевать, по определению человек гармоничный, ибо гармония - это равновесие и порядок. В современном мире танец возведен одновременно в ранг самого доступного и самого элитного искусства. Хореография – (от греч. Chorea – пляска и графия – писать),
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоритические основы учебно-тренировочного процесса в хореографическом коллективе…………………………………………………6
1.1. Понятие «исполнительская техника» как составная часть исполнительского мастерства …………………………………………………………………6
1.2. Особенности учебно-тренировочного процесса хореографического коллектива ……………………………………………………………………………9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое использование приемов совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива………………………………………………………………………………….23
2.1. Приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива……………………………………………………23
2.2. Методические рекомендации по использованию приемов совершенствования исполнительской техники по результатам апробирования на участниках хореографического коллектива «Подснежник»……………………….
Выводы по 2 главе………………………………
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Иркутский государственный педагогический колледж № 1»
Кафедра ритмики и хореографии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Дипломная работа
Приемы совершенствования
исполнительской техники
Допущена к защите |
Выполнила: |
Зам директора по НМР Воробьева Н.Г. |
Студентка 5 курса, Специальность |
«___»__________________ г. __________________________ |
050710 Педагог дополнительного образования в области ритмики и хореографии |
Зав. отделением Калашникова Т.И., к.п.н. |
Ложкина Ольга Владимировна |
«___»____________________ г. __________________________ |
Руководитель: Бородихина Наталья Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории |
Зав. кафедрой Калашникова Т.И., к.п.н. |
|
«___»____________________ г. |
Оценка _______________ |
__________________________ |
«___»______________20__ г. |
Руководитель: |
|
Бородихина Н.В. |
Председатель ГАК |
«___»____________________ г. |
Бабицкая Л.А. , к.п.н. |
__________________________ |
__________________________ |
Иркутск
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоритические основы учебно-тренировочного процесса в хореографическом коллективе…………………………………………………6
1.1. Понятие «исполнительская техника» как составная часть исполнительского мастерства …………………………………………………………………6
1.2. Особенности учебно-тренировочного процесса хореографического коллектива ……………………………………………………………………………9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава 2. Практическое
использование приемов совершенствования
исполнительской техники участников хореографического
коллектива……………………………………………………
2.1. Приемы совершенствования исполнительской
техники участников хореографического
коллектива……………………………………………………
2.2. Методические рекомендации по использованию приемов совершенствования исполнительской техники по результатам апробирования на участниках хореографического коллектива «Подснежник»……………………….
Выводы по 2 главе………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Язык мимики и жестов появился задолго до появления речи. В танце выражали позитивные и негативные мысли. Танец цветной нитью проходит по жизни любого человека. Танец - это первый и единственный всеобъемлющий и универсальный способ выразить все, в том числе и все свои чувства. Танец - это сама гармония. Человек, умеющий хорошо танцевать, по определению человек гармоничный, ибо гармония - это равновесие и порядок. В современном мире танец возведен одновременно в ранг самого доступного и самого элитного искусства. Хореография – (от греч. Chorea – пляска и графия – писать), первоначально – запись танца, затем – искусство сочинения танца. Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, бальные и современные. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться. В настоящее время хореографией могут начинать заниматься люди различных возрастных категорий. Сцена требует от исполнителя умения приобретать и развивать навыки, но для этого необходимо обладать определенной танцевальной подготовкой. Для достижения определенных целей, поставленных начинающим танцором, требуется развивать мышечную систему, гибкость, которые являются основой для изучения множества движений и комбинаций, становящихся основными элементами в танцах. Для этого нужно чтобы педагог при работе с хореографическим коллективом применял приемы совершенствования исполнительской техники. Также эти приемы будут актуальны для детей уже занимающихся в хореографическом коллективе, но не достигших результатов в исполнительском мастерстве или не одаренных природными данными.
Зритель придирчив, искушен и ждет от танцора зрелища неординарного. Танцор, в свою очередь, стремится быть замечен и выделен зрителем, работает над техникой и хочет предложить на суд публики яркую танцевальную композицию. Потому, что знает - техника исполнения и оригинальность танца, в равной степени формируют запоминающееся выступление. Начинающим танцорам, без наработанной техники не достичь в своем деле желаемых высот.
Предмет исследования – приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива.
Объект исследования – исполнительская техника участников хореографического коллектива.
Цель исследования: выявить и обосновать приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «исполнительская техника» как составная часть исполнительского мастерства;
2. Рассмотреть особенности учебно-тренировочного процесса хореографического коллектива;
3. Описать приемы совершенствования исполнительской техники участников хореографического коллектива;
4. Составить методические рекомендации по использованию приемов совершенствования исполнительской техники по результатам апробирования на участниках хореографического коллектива «Подснежник».
Гипотеза исследования – уровень исполнительского мастерства участников хореографического коллектива будет расти, если педагог на уроках хореографии будет применять приемы совершенствования техники исполнения.
При написании работы были использованы методы сравнения и анализа.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в возможности ее использования педагогами, студентами хореографических отделений и любыми людьми, которые хотят улучшить свои физические возможности. Для этого нужно применять приемы совершенствования исполнительской техники. Также эти приемы будут актуальны для детей, уже занимающихся в хореографическом коллективе, но не достигших результатов в исполнительском мастерстве или не одаренных природными данными.
Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, также включает в себя список литературы, состоящий из тридцати восьми источников.
Глава 1. Теоритические основы учебно-тренировочного процесса в хореографическом коллективе
1.1. Понятие «исполнительская техника в хореографическом коллективе
Танец - одно из древнейших искусств, наиболее яркое и глубокое проявление человеческих чувств - немыслим без музыки. Вместе с музыкой зародилась пляска, возникло искусство танца, и вместе с музыкой это искусство продолжает жить и развиваться. Танец способствует изменению эмоционального состояния танцующих, активизации психофизиологических процессов, формированию двигательных навыков и способов их выполнения с целью функционального или эстетического воздействия. Танец обретает свою истинную красоту, когда его исполняют профессионалы. Причем действие любого танца не может зависеть только от одного человека, в любом случае, даже если это сольное выступление, за ним кроется огромная работа целого коллектива. Именно поэтому хореографический коллектив и его внутреннее наполнение является важнейшим фактором развития хореографического творчества. Современные исследователи определяют коллектив как высокоорганизованные группы, отличающиеся высоким уровнем интегративной деятельности. Картина межличностных отношений в танцевальном коллективе может быть представлена в виде стратометрической структуры (от лат. stratum – слой, пласт) следующим образом: первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости; второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ее ценностями; третий слой является каркасом собственно деятельностных отношений к творческой коллективной деятельности. Творческий хореографический коллектив – это единый развивающийся организм, в котором действуют определенные психолого-педагогические закономерности.
Исполнительское
мастерство - тема актуальная для всех
танцоров.
Каждый кто попробовал танцевать или танцует
давно сталкивается с проблемой - душа
хочет, а тело не может выразить идею и
эмоции в танце.
Либо часто встречается у профессионалов
- тело может, а эмоции и идеи исчерпались
(так называемое выгорание). Из этого следует,
что исполнительское мастерство - это исключительное
уменье, высокое искусство в области хореографии, это гармония физического
и эмоционального состояния танцора.
Видео показывает не тот
результат, который мы ожидали.
Проблема кроется не в теле и физиологии,
а в том, что танцор часто не верит в собственные
силы и считает, что он не может сделать
то или иное движение по разным причинам. Тело
и мозг тесно связаны между собой и в том
случае, когда идея и техническая выразительность
движений совпадают мы наблюдаем чудесный
танец, который доставляет и зрителям и
судьям истинное удовольствие.
Движение расширяет ваши физические возможности, увеличивая силу, развивая чувство равновесия, вызывая скрытую энергию, улучшая координированность тела и способность к действию. Ваше тело получает шанс перейти от пассивного заполнения информацией к ее практическому использованию.
Искусство движения обращено к нашим двигательным навыкам, которыми мы овладеваем в младенчестве и детском возрасте. Если нашему развитию ничто и никто не мешает, двигательные возможности будут формироваться естественным образом. Если же дело обстоит иначе, в дальнейшей жизни нам придется труднее. Эти пробелы в процессе развития впоследствии трансформируются в неиспользуемый двигательный потенциал. Термин «техника» часто употребляется как совокупность приемов и навыков в каком-либо виде человеческой деятельности (в данном случае это хореография), мастерства, пользующихся различными инструментами — от простейших до технически очень сложных, или мастерски использующими свои физические возможности, в совершенстве владеющими своим телом. В то же время как высокая степень мастерства, искусства в широком смысле слова может оцениваться совершенство технического исполнения отдельных элементов в хореографии. В наибольшей мере это сближается с искусством в условиях личного творческого соревнования по мастерству, приобретающего порой подлинно зрелищный характер, вызывающий эстетическое переживание, сходное с переживанием от восприятия искусства в собственном смысле слова.
Немаловажным является способность запоминать танцевальные произведения, хорошая моторная память помогает передаче от одного поколения артистов другому того лучшего, что было накоплено талантом и трудом многих мастеров танца, педагогов и артистов. А именно в артисте сосредоточивается творческий труд всех троих. Для профессиональных танцоров данная проблема стоит не так остро, но в следствии нагрузок и полученных травм иногда приходится работать и в этом направлении. Собственно одно из составляющих профессионализма танцора, заключается в умении подчинять моторные функции организма, которые путем тренировок достигают определенного уровня автоматики. Но умение владеть своим телом в совершенстве это еще не все. Важен настрой танцора, умение танцевать с чувством с эмоциями, с желанием.
Если танец исполняется небрежно, а порой упрощается и облегчается, происходит закономерный процесс обеднения и искажения всего танцевального произведения. Так со временем тускнеют яркие, созданные талантливым балетмейстером спектакли. А вместе с обеднением и разрушением формы их танцев растворяется и содержание всей концертной программы в целом.
1.2. Особенности учебно-тренировочного процесса хореографического коллектива
Правильное построение урока
зависит от высокой квалификации,
опыта преподавателя и его
педагогического мастерства. Хорошие
результаты зависят от многих причин
в частности от последовательности
поставленных задач и от того, как
к решению главных задач
Для решения главных задач урока необходимо создать наилучшие условия протекания физиологических процессов в организме, так как формирование двигательных навыков и применение их на практике – это большой труд. Прекращать урок сразу после интенсивной работы нецелесообразно. Необходимо предварительно ослабить ее и лишь затем завершать урок. Следить за чередованием упражнений, обеспечивающие воздействие на различные части тела и группы мышц, а также упражнения на напряжение – с упражнениями на расслабление, упражнения на силу – с упражнениями на растягивание, избегать упражнений в одном и том же ритме.
В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:
Рассмотрим более подробно каждый из них.
Обучающий урок. Основная задача данного вида урока - освоение отдельных элементов и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности.
Обучающий урок присущ в основном подготовительному периоду тренировки. Характерными особенностями его является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к «генеральном» движению.
В многолетней подготовке
данный вид урока находит наибольшее
применение на этапах начальной, специальной
и углубленно-специальной
Тренировочный урок. Главная задача этого вида урока - подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня спортивного мастерства. Такой урок можно применять вместо вольных упражнений или как отдельный вид тренировочного занятия. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений.