Преподавание информатики в коррекционных классах начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Школьная информатика — самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Информатика не может воспользоваться разработанными методиками обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по содержател

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

Метод обучения – это  система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).

Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и  правила как действовать, и сами способы действия.

Наряду с понятием «метод обучения» в теории и педагогической практике используются понятия «прием обучения», «методический прием». Принято  считать, что метод как способ деятельности состоит из приемов  или отдельных действий, направленных на решение педагогических задач.

Классификация методов обучения

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют  множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

По  характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система общедидактических методов обучения Лернера–Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.

По  основным компонентам  деятельности учителя  – система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:  
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);  
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);  
в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Частнодидактические методы обучения  
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников и др.): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).  
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;  
3. В зависимости от конкретных дидактических задач (Б. П. Есипов): подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;  
4. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;  
5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.

Выбор форм и методов  обучения

Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной  ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляет важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание (А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и другие).

При выборе и  сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:  
1) соответствие целям и задачам обучения, воспитания и развития;  
2) соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.);  
3) соответствие реальным учебным возможностям учащихся класса: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности, степень владения информационными и коммуникационными технологиями), особенностям класса;  
4) соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения , наличие электронных и печатных учебно-методических материалов) и отведенному времени для обучения;  
5) эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.);  
6) соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).

Цель урока  всегда согласуется с возможностями  средств для ее достижения, а к  ним относятся содержание и методы обучения. Но при различном содержании методы могут быть разными, поэтому  при их выборе учитываются сразу  все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для учащихся.

Форму урока  учитель может выбрать по своему усмотрению: или групповую, или в  парах, или фронтальную. Заметим  только, что организация групповой  работы, дающей хорошие результаты, требует формирования соответствующих навыков у учащихся.

При выборе фронтальной  формы обучения условием продуктивной деятельности класса является учет того, что урок – это не монолог учителя  и не традиционные объяснения и опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ.

При этом часть  урока предназначена для работы за компьютером, которая в значительной мере индивидуальна. В этой работе учитель  выступает в роли консультанта, и  если ученику нужна помощь, он ее всегда должен получить от учителя.

На уроках информатики  компьютер – не только объект изучения, но и средство обучения, средство организации  познавательной деятельности. Педагогические программные средства в сочетании  с традиционными печатными материалами помогают учителю приблизиться к индивидуальному обучению, что наиболее эффективно в условиях преподавания на персональных ЭВМ. Независимо от типа компьютера и уровня знаний учащегося, учитель информатики может и должен найти для каждого ребенка сферу применения своих интересов и способностей.  
 
 

Роль  учителя в обучении информатики

Активное внедрение  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности общества затронуло и систему  образования. Существует мнение, что  для того, чтобы подготовить людей к жизни в информационном обществе, нужно их обучать, используя технологии этого нового общества.

Появление компьютера и ИКТ в школе привело к  изменению взаимоотношений основных субъектов образования — учителя  и ученика. Ученик теперь имеет относительную свободу, то есть может являться инициатором обмена информацией в пределах разработанных правил, оставаясь в рамках необходимого информационного пространства.

В связи с  распространением технологий компьютерного  обучения, использующих интерактивные педагогические средства, которые берут на себя все больше и больше педагогических функций, среди специалистов возникают дискуссии о возможных изменениях роли и обязанностей учителя. При этом на уроке в компьютерном классе учитель выступает уже не в роли рассказчика, а становится для своих учеников скорее консультантом и инструктором.

Обучающие компьютерные программы породили еще одну систему  «общения» в режиме диалога —  «компьютер-ученик». Обучение в интерактивном  режиме, при котором обучаемый  взаимодействует с компьютером без вмешательства учителя продолжительное время — это и есть принципиально новая форма обучения. Хорошие обучающие программы, несмотря на известные ограничения, обеспечивают индивидуальный подход к обучаемому, но не могут заменить человеческого общения.

Появление гипертекстовых технологий, предлагающих учащемуся  широкий спектр маршрутов обучения, является новым этапом использования  компьютера в обучении, в связи  с чем наблюдается тенденция  перехода от управления познавательной деятельностью обучаемого к самоуправлению познанием.

В современных  условиях роль учителя информатики  заключается не только в обучении своему предмету, но и во внедрении  ИКТ в предметное обучение и помощи преподавателям- предметникам в подготовке и проведении уроков с использованием компьютерной техники. Уроки в компьютерном классе могут быть яркими, интересными, запоминающимися. По мнению ряда специалистов, информационные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий и объективность контроля знаний учащихся.

Существующие  опасения, что информационные технологии приведут к дегуманизации образования, вряд ли имеют реальную основу, более  того: учителя, которые уже проводили  уроки в компьютерных классах  знают, насколько дети увлекаются работой  с компьютером, ка- кой восторг их охватывает при получении требуемых результатов, и основная сложность заключается в том, чтобы вовремя закончить такой урок. Бытующие опасения, что техника вы- теснит учителей, также беспочвенны, напротив, информационные технологии не заменят и не обесценят таланта учителей, их творческих способностей.

При работе ученика  с компьютером за учителем все  равно остается ведущая роль в  процессе обучения, так как у него больше знаний и опыта — теперь он организатор учебного про- цесса, консультант, эксперт. Учитель вырабатывает правила организации среды общения и обучения, но он уже не единственный инициатор обмена информацией: он может менять методические подходы и формы общения в зависимости от учебной ситуации. Его задача заключается в формировании адекватной среды общения.  

Ожегов  - УРОК: учебный час ”в средних учебных заведениях”, посвященный отдельному предмету. урока 
Учитель дает у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с

- УРОК: преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам 
Давать, брать уроки. Зарабатывать уроками. Частный у.

Урок

 
 
 
 
Значение слова  Урок по Ефремовой: 
Урок - 1. Учебная
работа, задание, которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию.  
2.
Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия.  
3. перен.
Поучение, наставление, нравоучение. // разг. Наказание, возмездие за что-л. // Наглядный пример, образец чего-л.  
4. перен.
Опыт, знание, приобретенные в жизни, в труде. // Вывод, итог, могущий быть полезным на будущее.  
 
Значение слова Урок по Ожегову: 
Урок -
Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. урока 

Урок Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего 

Урок Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам 

Урок Работа, заданная для выполнения в определенный срок 

Урок Учебная работа, заданная школьнику на дом  
 
Урок в Энциклопедическом словаре: 
Урок - основная
форма организации учебных занятий при классно-урочнойсистеме обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и среднихспециальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленнымобъемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенноговремени (обычно 40-45 мин).  
 
Значение слова Урок по словарю синонимов: 
Урок - задание

 

Приложения

Традиционный  урок позволяет многократно повторить учебный материал, что способствует его запоминанию и развитию памяти, формированию знаний на уровне усвоения. Обеспечивая многократную смену видов деятельности, он создает условия для быстрого применения новых знаний. Однако ни один из указанных элементов структуры, обеспечивая усвоение знаний, не гарантирует развития учащихся, не отражает процесса их самостоятельной учебной деятельности.  
Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.

Основные  элементы (этапы) современного урока    

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в организационный момент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.  
   2. Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.  
   3. Введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися.  
   4. Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.  
   5. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;  
   6. Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.  
   7. Подведение итогов урока.

Информация о работе Преподавание информатики в коррекционных классах начальной школы