Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:09, курсовая работа
Школьная информатика — самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Информатика не может воспользоваться разработанными методиками обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по содержател
К образовательному
стандарту 2004 года прилагается типовая
программа пропедевтического
1) Формирование
общих представлений
2) Знакомство
с основными теоретическими
3) Приобретение
опыта создания и
4) Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
5) Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
6) Формирование
и развитие умений
7)
Формирование и развитие
Перед курсом ставятся следующие задачи:
развить общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); формировать начальные навыки использования компьютерной техники и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Содержание
пропедевтического курса
1.
Элементарное изложение
2.
Разделение в представлении
3.
Формирование и развитие
Программа содержит подробный перечень требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, которые дополняют, расширяют и раскрывают требования образовательного стандарта. Выпускники должны
понимать:
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек
может быть и источником информации,
и приёмником информации;
знать:
уметь:
называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
создавать элементарные
проекты и презентации с
Как
видно из этого рассмотрения, пропедевтический
курс достаточно обширен и сложен
для реализации в его практической части,
особенно в условиях ограниченности времени,
отводимого на уроке для работы на компьютере.
Формы обучения информатике.
Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов
В.Г. Крысько подразделяет формы обучения на учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.), внеплановые (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) и вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство).
В большинстве
современных публикаций различают
общие формы обучения и формы
организации учебно-
В обучении информатике имеет место еще
одно основание классификации: наличие
или отсутствие компьютера в процессе
обучения. Соответственно, рассматриваются
компьютерные и
бескомпьютерные формы обучения в применении
к общепринятой классификации форм обучения.
При этом действующие санитарно-гигиенические
нормы не позволяют перейти только к компьютерным
формам обучения, ограничивая их продолжительность
до 15–30 минут (в зависимости от возраста
учащихся).
Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, между самими учениками.
Фронтальное обучение применяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.
Как отмечает А.И. Бочкин, влияние компьютера проявляется в возможности немедленного воспроизведения учащимся деятельности, которая демонстрируется учителем. При этом учитель должен иметь возможность не только организационно и программно руководить фронтальной и индивидуальной деятельностью учащихся, но и переключать компьютеры учащихся в соответствующие режимы (фронтальной или индивидуальной деятельности), а также установить единое состояние компьютерной среды на всех РМУ (М.В. Кларин).
При фронтальных формах обучения (как бескомпьютерных, так и компьютерных) управление деятельностью учащихся со стороны учителя очевидно. Заметим, что по мере усвоения общих способов действий работа учащихся становится все более индивидуальной в смысле независимости от внешней помощи и указаний.
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.
При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами. (частные дидактики)…
В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Заметим, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова парную форму обучения понимают как эпизодическое парное общение в процессе урока «учитель-ученик» и «ученик-ученик».
Парная работа
на ЭВМ сформировалась из-за нехватки
компьютеров, а по существу была стихийно
найдена студентами и учащимися. Позже
было замечено, что даже при достаточном
числе РМУ она бывает, полезна в начале
обучения или при освоении новой сложной
темы. Однако в настоящее время действующими
СанПиН парные методы работы за одним
компьютером не рекомендуются. Поэтому
в современных условиях работа в парах
должна предполагать чередование: один
ученик за компьютером, второй выполняет
некомпьютерную часть работы и наоборот.
Разработаны формы обучения, когда пары
учеников меняются в определенной последовательности,
что позволяет интегрировать парную форму
обучения с коллективной.
Индивидуальная
форма обучения подразумевает взаимодействие
учителя с одним учеником (репетиторство,
тьюторство, консультации и т.п.).
В бескомпьютерном варианте отличия от
других уроков незначительны. Такой вид
деятельности, по мнению А.И. Бочкина, полезен
для осмысления того, что происходило
за компьютером, особенно при появлении
серьезных ошибок или неожиданных действий
ЭВМ. Полезна и «отсадка» от ЭВМ во время
лабораторного занятия того, кто не готов
к работе, для дополнительного изучения
теоретического материала.
В условиях компьютерного
урока информатики управлять
индивидуальной деятельностью учащихся
достаточно сложно: ситуация за каждым
компьютером практически
Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Как отмечают Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова, в преподавании информатики можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока. Радикальное отличие этой формы от классической самостоятельной формы работы в том, что программа является интерактивным «слепком» интеллекта и опыта ее автора.
Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.
Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностный и деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.
Информация о работе Преподавание информатики в коррекционных классах начальной школы