Преподавание информатики в коррекционных классах начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Школьная информатика — самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Информатика не может воспользоваться разработанными методиками обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по содержател

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

      К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых  при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

      - низкий уровень познавательной  активности;

      -  незрелость мотивации к учебной  деятельности;

      - сниженная работоспособность к  приему и переработке информации;

      - ограниченные фрагментарные знания  и представления об окружающем  мире;

      - недостаточная сформированность умственных операций;

      - отставание в речевом развитии  при сохранности анализаторов, необходимых  для благоприятного становления  речи и др.

      Дети  с задержкой психического развития представляют собой количественно  самую большую категорию детей  с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы и поведения.( Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996. – С.280)

      Причинами задержки психического развития детей в большинстве случаев являются:

      - минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;

      - длительная социально - культурная  деривация (в частности, пребывание  с момента рождения в условиях «дома ребенка» и дошкольного детского дома).

      - церебрастенические состояния, а  также осложненный (т.е. с признаками  органической недостаточности) психофизический  и психический инфантилизм.

Эти условия, как  и тяжелые соматические заболевания, ведут к возникновению функциональной недостаточности центральной нервной системы. (Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1998. – С.177) 
 

Развитие  представлений о  содержании обучения информатике в  начальной школе.

    После того как в конце 1980 – начале 1990 годов в школы стали массово поступать компьютерные классы отечественного производства, обучение информатике младших школьников стало достаточно распространенным явлением. К этому моменту был создан пакет программ «Роботландия», который оказался очень удачным. Хотя он был разработан под MS DOS, его несомненные достоинства привели к тому, что в конце 1990 годов была сделана версия и под Windows. Большое число программ пакета позволяет эффективно решать задачи формирования основных понятий информационных технологий, осваивать клавиатуру компьютера, развивать логическое и алгоритмическое мышление школьников.

    Оснащение школ современными компьютерами, которые  по своим параметрам соответствовали  санитарно-гигиеническим требованиям  для работы на них школьниками, сделало возможным уже вполне «законным» путем организовать обучение информатике детей младшего возраста. Поэтому в 1990 годы работа по введению обязательного изучения информатики в начальной школе стала актуальной. Изучать её предлагали различным образом – кто интегрировать информатику с другими предметами, кто – изучать как отдельный предмет. Были призывы вообще отказаться от её изучения в начальной школе. В конце концов, пришли к мнению, что курс информатики в начальной школе должен быть пропедевтическим, т.е. подготовительным к изучению базового курса в основной школе. С 2002 года начался масштабный эксперимент по обучению информатике со 2 класса, результаты которого открыли дорогу новому учебному предмету во всех начальных школах страны.

Что касается собственно содержания образования по информатике  младших школьников, то единого подхода  нет до сих пор. Одни методисты  считают необходимым изучение фундаментальных  основ информатики, конечно с  учетом возраста и уровня развития детей. Другие считают, что необходимо лишь освоение компьютера и компьютерных технологий с тем, чтобы младшие школьники могли использовать компьютер как инструмент для изучения других предметов и в повседневной учебной деятельности, как средство досуга, общения и доступа к информационным ресурсам человечества. Автору второй подход представляется более продуктивным, особенно на фоне ускоренного проникновения информационных технологий во все стороны жизни. Первый подход рационален тем, что младшие школьники могут работать на компьютере во время урока не более 15 минут в день, а остальное время урока можно посвятить изучению основ информатики.

    Тем не менее, по поводу целей и содержания обучения продолжаются дискуссии –  приведём некоторые высказывания учителей и методистов об этом.

    Н.В. Софронова [8] отмечает, что обучение информатике имеет стратегической целью развитие мышления ребенка  и решает следующие задачи:

научить ребенка  осмысленно видеть мир и ориентироваться  в нём;

              помочь справиться с предметами  школьной учебной программы;

научить полноценно и продуктивно общаться (с людьми и техникой), уметь принимать решения.

    О.Ф. Брыскина предлагает проведение информационных минуток, на уроках информационной культуры начиная уже с первого класса. Они посвящаются расширению представлений детей об устройствах персонального компьютера, магнитных дисках, компьютерных вирусах, применению компьютеров в повседневной жизни.

    Л.И. Чепёлкина  считает, что пропедевтический курс для младших школьников в целом следует иметь развивающее, а не обучающее значение, хотя на занятиях дети и приобретают начальные навыки работы на компьютере. Сам курс должен быть направлен на то, чтобы:

    помочь  ребенку осознать собственную связь  с окружающим миром и осмыслить  информационную природу этой связи;

    развить представление об информационной картине  мира, общности закономерностей информационных процессов в различных системах;

    развить способность к быстрой адаптации  в изменяющейся информационной среде;

    сформировать  представление о роли и месте информационных технологий, подготовить к их успешному освоению.

    Н.Н. Ускова считает, что курс информатики  должен быть развивающим, а основной принцип его построения должен заключаться  в реализации системного подхода  к педагогическому процессу. Он должен включать задания на развитие новых качеств мышления: структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблемных ситуаций, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамотный выбор тактики решения и усвоения нестандартных связей между входной и выходной информацией. Наиболее эффективным для реализации этого является использование информационного моделирования.

    Ю.А. Первин предлагает проходить курс информатики  в начальной школе за 2 года по 2 часа в неделю на основе использования ПМС «Роботландия». На первом году предлагается изучать следующие темы:

    • Введение в информатику. Информация в окружающем мире.

    • Компьютер.

    • Введение в алгоритмику.

    • Исполнители алгоритмов.

    • Редактирование текстовой информации.

    • Компьютерные коммуникации.

    На  втором году обучения:

    • Обработка графической информации.

    • Музыкальная информация и её редактирование.

    • Введение в программирование.

    • Работа над проектами из разных предметных областей.

    Для младших школьников интересными темами проектов могут быть: рисунок дачного домика, родословное дерево, логотип класса, классная стенная газета и др.

    Департамент общего образования Мин образа России предлагает уже со 2 класса изучать  такие информационные процессы, как: сбор, поиск, хранение и передача информации. А также расширять компьютерную составляющую за счёт обучения клавиатурному письму, пользования мышью, изучения внешних аппаратных устройств компьютерной техники, работы с простейшими обучающими игровыми программами.

    Компьютерная  составляющая курса охватывает темы:

    • компьютерные и некомпьютерные средства информационных технологий;

    • компьютер и правила работы на нём;

    • создание информационных объектов на компьютере;

    • поиск информации в компьютере и на компакт-дисках.

    Некомпьютерная  составляющая курса включает темы:

    • информация и её виды;

    • источники информации;

    • организация, хранение, поиск и анализ информации;

    • представление информации;

    • алгоритмы и их исполнение;

    • таблицы, схемы, графы;

    • логика и рассуждения;

    • моделирование и конструирование.

    Как видно из этого краткого рассмотрения, дискуссии по поводу содержания курса  информатики для младших школьников будут продолжаться и далее по мере накопления опыта преподавания. Но большинство методистов считают важными задачами курса – развитие логического, алгоритмического, системного мышления детей и формирование на этой основе.

Пропедевтика  основ информатики  в начальной школе 

    Некоторый порядок дискуссиям навел образовательный  стандарт 2004 года, который предложил изучать информатику с 3 класса как учебный модуль предмета «Технология (Труд)». Для младших школьников курс информатики в своём содержании должен быть пропедевтическим, т.е. вводным в базовый курс. Его цели и задачи можно сформулировать так:

формирование  мышления;

овладение начальной  компьютерной грамотностью.

    Основное  содержание пропедевтического курса  можно свести к следующим основным направлениям:  

1) Понятие информации  и её роли в жизни человека  и общества.

2) Первоначальные сведения о компьютере и работе на нём.

3) Понятие об  алгоритмах, исполнителях алгоритмов, разработка простейших алгоритмов.

4) Решение логических  задач. 

5) Работа на  компьютере с прикладными, обучающими, развивающими и игровыми программами.  

Если сравнить это содержание с содержанием  базового курса информатики, то можно  видеть много общего, что вызвано  концентрическим принципом построения всего школьного курса информатики. Поэтому пропедевтический курс в  начальной школе можно рассматривать  как первый концентр всего курса. При концентрическом построении курса учебный материал делят на части (обычно на две) – концентры, и сначала изучается наиболее простые вопросы всех разделов программы, а затем более сложные вопросы из тех же разделов. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго. Достоинством концентрического расположения курса является постепенное нарастание трудностей учебного материала, а недостатком являются большие затраты времени при повторах материала. В случае курса информатики концентров оказывается не два, а значительно больше. Если проанализировать существующие учебники информатики, то можно насчитать 4 и даже более концентра – практически в каждом последующем классе мы можем видеть учебный материал, повторяющий материал предыдущего класса. Только в профильном обучении в 10 и 11 классе принят линейный принцип построения.

Для пропедевтического  курса в 2–4 классах концентрическое  построение дополняется ступенчатым, при котором учебный материал разделен на 3 части, но при этом некоторые разделы проходят только на первой ступени, а другие – только на второй и третьей, и есть разделы, материал которых распределен для изучения на всех ступенях. Преимуществом такого построения является равномерное распределение трудностей учебного материала в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Информация о работе Преподавание информатики в коррекционных классах начальной школы