Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить организацию и планирование режимных процессов для всестороннего развития детей, формирование у них познавательных интересов, расширения кругозора и использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности дошкольников.
Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 1
I.Психолого-педагогическая характеристика познавательной
деятельности и организации режимных моментов
1.1 Познавательная деятельность для развития детей дошкольного
возраста-------------------------------------------------------------------------------- 3
1.2. Значение режимных моментов в жизни детей дошкольного
возраста-------------------------------------------------------------------------------- 6
1.3. Интеграция образовательных областей и познавательной
деятельности в режимных моментах-------------------------------------------8
1.4. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической
работы по познавательной деятельности ------------------------------------15
II Планирование познавательной деятельности в режимных моментах
2.1 Модульное планирование внеучебной деятельности дошкольника
в режимных моментах----------------------------------------------------------------17
Заключение -------------------------------------------------------------------------------24
Используемая литература -----------------------------------------------------------27
Соблюдение преемственности с образовательными областями дает возможность упражнять ребят в применении знаний в новых условиях, полнее удовлетворять их познавательные интересы, развивать способности.
Образовательная область «Физическая культура»
| |||||
Познавательная деятельность | Формы работы | Режимные моменты | Форма организации детей | ||
В части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности
| Игровая беседа с элементами движений Интегративная деятельность Утренняя гимнастика Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Игра Контрольно-диагностическая деятельность Экспериментирование Физкультурное занятие Спортивные и физкультурные досуги Спортивные состязания Проектная деятельность
|
Утренний отрезок времени
Прогулка
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
|
Индиви-дуальные
Подгруп-повые
Групповые | ||
Образовательная область «Здоровье»
| |||||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека
| Игра Ситуативный разговор Беседа Рассказ Чтение Интегративная деятельность Проблемная ситуация Проектная деятельность Создание коллекций Тематический досуг
|
Утренний отрезок времени Прогулка Вечерний отрезок времени, включая прогулку
|
Индиви-дуальные
Подгруп-повые
Групповые | ||
Образовательная область «Безопасность»
| |||||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы | Совместные действия Наблюдения Беседа Чтение Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач Экспериментирование
| Утренний отрезок времени Прогулка Вечерний отрезок времени, включая прогулку |
Индиви-дуальные
Подгруп-повые
Групповые | ||
Образовательная область «Социализация»
| |||||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире | Игровое упражнение Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра Индивидуальная игра Ситуативный разговор с детьми Педагогическая ситуация Беседа Ситуация морального выбора Проектная деятельность Интегративная деятельность
|
Утренний отрезок времени
Прогулка
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
|
Индиви-дуальные
Подгруп-повые
Групповые | ||
Образовательная область «Труд»
| |||||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части развития представлений о труде взрослых, детей
| Совместные действия Наблюдения Поручения Беседа Чтение Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Рассматривание Дежурство Игра Экскурсия Проектная деятельность
|
Утренний отрезок времени
Прогулка
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
|
Индиви-дуальные
Подгруп-повые
Групповые | ||
Образовательная область «Познание»
| |||||
Сенсорное развитие, развитие познавательно-
| Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Чтение Игра-экспериментирование Развивающая игра Ситуативный разговор с детьми Экскурсия Интегративная деятельность Конструирование Исследовательская деятельность Рассказ Беседа Создание коллекций Проектная деятельность Экспериментирование Проблемная ситуация |
Утренний отрезок времени
Прогулка
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
|
Индиви-дуальные
Подгруп-повые
Групповые | ||
Образовательная область «Коммуникация»
| |||||
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
| Ситуация общения в процессе режимных моментов Дидактическая игра Чтение (в том числе на прогулке) Словесная игра на прогулке Наблюдение на прогулке Труд Игра на прогулке Ситуативный разговор Беседа Беседа после чтения экскурсия Интегративная деятельность Разговор с детьми Разучивание стихов, потешек Сочинение загадок Проектная деятельность Разновозрастное общение Создание коллекций |
Утренний отрезок времени
Прогулка
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
|
Индиви-дуальные
Подгруп-повые
Групповые | ||
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
| |||||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей: воспитывать интерес, любовь к художественной литературе; систематизировать и углублять знания о литературных произведениях | Ситуативный разговор с детьми Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная Продуктивная деятельность Беседа Сочинение загадок Проблемная ситуация Использование различных видов театра | Утренний отрезок времени
Прогулка
Вечерний отрезок времени, включая прогулку |
Индиви-дуальные
Подгруп-повые
Групповые | ||
Образовательная область «Художественное творчество» | |||||
Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
| Наблюдение Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Конструирование из песка Обсуждение(произведений искусства, средств выразительности и др.) Создание коллекций |
Утренний отрезок времени
Прогулка
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
|
Индиви-дуальные
Подгруп-повые
Групповые | ||
Образовательная область «Музыка» | |||||
Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов Музыкальная подвижная игра на прогулке Интегративная деятельность Концерт-импровизация в группе и на прогулке |
Утренний отрезок времени Прогулка Вечерний отрезок времени, включая прогулку
|
Индиви-дуальные
Подгруп-повые
Групповые |
27
1.4. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
по познавательной деятельности
Здоровье
|
расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни
|
Коммуникация | развитие познавательно-
|
Социализация | формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части предствлений о себе, семье, обществе, государстве, мире
|
Музыка, Художественное творчество |
расширение кругозора в части музыкального и иобразительного искусства |
Труд | формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности
|
Чтение художественной литературы |
решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы – формирования целостной картины мира
|
Безопасность | формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части предствлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы |
27
II Планирование познавательной деятельности в режимных моментах
2.1 Модульное планирование внеучебной деятельности дошкольника в режимных моментах.
Успех внеучебной деятельности в ходе которой обеспечивается познавательное развитие, формирование умений, социальная адаптация, становление коммуникативных навыков детей, зависит от педагогически правильной её организации, учитывающей объективные условия и внутренние возможности личности ребёнка. Так, модульное планирование режимных моментов позволит удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности, активизировать их интерес к знаниям, интенсифицировать процесс развития воспитанников. Успешная работа воспитателя по всестороннему развитию ребёнка во многом зависит от согласованности и продуманности календарного плана и использования разнообразной внеучебной деятельности в каждом режимном отрезке в течение учебного года. Модульное планирование работы обеспечивает сбалансированное сочетание и чередование различных видов деятельности дошкольников: игры, наблюдения, беседы, опытно-экспериментальная деятельность, ознакомление с произведениями различных видов искусства, самостоятельная игровая и двигательная активность. В рамках внеучебной деятельности ребёнок получает уникальную возможность применять свои знания на практике, контактировать и соподчинять свои действия с интересами других. Таким образом, он углубляет, расширяет свои знания и представления об окружающем мире, предметах и явлениях, экспериментирует, делает простейшие выводы, упражняется в умении связно выражать свои мысли, накапливает впечатления, наблюдая за окружающими. Благодаря детской деятельности в режимных моментах обеспечивается процесс усвоения, уточнения, переработки, переосмысления и применения всей суммы имеющихся знаний дошкольника и, следовательно, их качественный рост. Выдвигаемые программой задачи воспитания и обучения одни для всех, но каждый ребёнок индивидуален, неповторим.
Планирование внеучебной деятельности в ДОУ должно базироваться на знании возрастных анатомо-физиологических и психических особенностей развития детей, закономерностей организации различных видов деятельности с учётом актуальных для современного образования подходов. Для того, чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы.
Проблема планирования организации внеучебной деятельности детей в ДОУ является многогранной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне. Педагоги-практики сталкиваются с отсутствием единых требований к самому планированию и оформлению планов, ведут поиск путей и форм рационального планирования. Важность решения данной проблемы определяется тем, что в отсутствие плана работы по организации внеучебной деятельности дошкольников не реализуется ее воспитательный, обучающий и развивающий потенциал.
Игры, посильный труд ,экспериментирование, наблюдение , знакомство с произведениями искусства ,участие в познавательных беседах являются для детей повседневной практикой общения, самореализации, возможностью уточнения и применения знаний и умений, основой и двигателем личностного становления. Эффективность педагогической поддержки различных направлений развития дошкольников во многом зависит от обоснованности системы организации внеучебной деятельности детей в режимных процессах.
Принципы построения системы работы с детьми на разных этапах создания календарного плана
Этап 1.Планирование внеучебной нагрузки на неделю
1.1 Выявление спектра организуемых педагогом видов детской деятельности и определение регулярности обращения к каждому из них.
1.2. Определение места в режиме дня для всех организуемых педагогом видов внеучебной деятельности детей, выявление оптимальных форм проведения запланированных мероприятий.
Этап 2.
Создание календарного плана работы педагога по организации внеучебной деятельности детей.
1.1 распределение нагрузки по дням недели с учетом рекомендуемого для каждого возраста содержания и количества видов деятельности.
2.2Создание календарного плана работы педагога по организации внеучебной деятельности детей.
Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. (Составлено в соответствии с ФГТ)
Модуль плана организации познавательной внеучебной деятельности в режимных процессах детей старшего дошкольного возраста.
День недели | Место в режиме дня | Виды познавательной деятельности |
Понедельник | Утро | 1 Беседа познавательная 2 Сюжетно-ролевые игры 3 Коррекционно-развивающая среда 4 Наблюдение в уголке природы |
Утренняя Прогулка | 1 Наблюдение 2 Трудовые поручения 3 Дидактические игры 4 Подвижные игры 5 Спортивные упражнения 6 Сюжетно-ролевая игра | |
Работа с детьми в группе вечером | 1 Ознакомление с художественной литературой 2 Сюжетно-ролевая игра 3 Работа в уголке природы 4 Артикуляционная гимнастика | |
Вечерняя прогулка | 1Наблюдения 2 Подвижная игра 3 Игровые физические упражнения 4 Самостоятельная двигательная деятельность | |
Вторник | Утро | 1 Воспитание к-г навыков 2 Ознакомление с искусством 3 Беседа (патриотическая, нравственная, гражданско-правовая) 4 Сюжетно-ролевая игра 5 Настольно-печатные игры 6 Ручной труд |
Утренняя Прогулка | 1 Наблюдения 2 Трудовые поручения 3 Экспериментирование 4 Подвижная игра 5 Спортивная игра 6 Оздоровительная пробежка 7 Сюжетно-ролевая игра | |
Вечерняя прогулка | 1 Музыкально-хороводная игра 2 Наблюдения 3 Подвижная игра 4 Игровые физические упражнения | |
Работа с детьми в группе | 1 Сюжетно-ролевая игра 2 Работа в уголке сенсорного развития 3 Дидактические игры 4 Индивидуальная работа 5 Слушание музыкальных произведений | |
Среда | Утро | 1 Дежурство по занятием 2 ОБЖ (беседа) 3 Экспериментирование 4 Наблюдение в уголке природы 5 Сюжетно-ролевая игра 6 Работа с детской книгой ( иллюстрации, ознакомление с детскими писателями) 7 Самостоятельная игровая деятельность |
Утренняя прогулка | 1.Наблюдения 2.Трудовые поручения 3.Подвижная игра 4.Спортивная игра 5.Сюжетно-ролевая игра 6.Дидактические игры 7.Игровые физические упражнения | |
Вечерняя прогулка | 1.Наблюдения 2.Подвижная игра 3.Нерегламентированная двигательная деятельность 4.Игровые физические упражнения | |
| Работа с детьми в группе | 1.Беседа о культуре поведения 2.Работа в уголке физической культуры 3.Индивидуальная работа с детьми 4.Театрализованные игры 5.Ознакомление с художественной литературой |
Четверг | утро | 1.Проектная деятельность 2.Строительные игры 3.Хозяйственно-бытовой труд 4.Дежурство в уголке природы 5.Работа в уголке книги 6.Сюжетно-ролевая игра |
Утренняя прогулка | 1.Наблюдения 2.Трудовые поручения 3.Подвижная игра 4.Оздоровительная пробежка 5.Сюжетно-ролевая игра 6.Игровые физические упражнения | |
Вечерняя прогулка | 1.Наблюдения 2.Спортивная игра 3.Повижная игра 4.Работа по З.К.Р. | |
Работа с детьми в группе | 1.Сюжетно-ролевая игра 2.Беседа о ознакомлению с окружающим 3.Самостоятельная игровая деятельность 4.Работа в уголке уединения | |
Пятница | Утро | 1.Сюжетно-ролевая игра 2.Коррекционно-оздоровительная игра 3.Индивидуальная работа 4.Песенное творчество 5.Наблюдение в уголке природы |
Утренняя прогулка | 1.Игры с песком, снегом, снежные постройки, игры –шутки, игры развлечения. 2.Наблюдения 3.Подвижная игра 4.Сюжетно-ролевая игра 5.Спортивные упражнения | |
Вечерняя прогулка | 1.Оздоровительная пробежка 2.Дидактическая игра 3.Игровые физические упражнения 4.Сюжетно-ролевая игра | |
Работа с детьми в группе | 1.Сюжетно-ролевая игра 2.Самостоятельная игровая деятельность 3.Работа в уголке музыкального воспитания 4.Вечера развлечений |
IV Заключительная часть
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего. Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно (достаточно быстро) познавательная направленность переходит в познавательную активность-состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей.. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий. Развивая познавательную деятельность, воспитатель не только даёт готовые знания и определения, но и стимулирует каждого ребенка на поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача воспитателя – увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив её интересным содержанием. Очень важным условием к реализации познавательной деятельности является обращение к занимательным формам. В этом возрасте игра занимает важное место в развитии ребёнка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания.
Самой эффективной на современном этапе является методика сотрудничества. Суть её в том что, позиция педагога не над детьми, а вместе с ними. Он, воспитатель- товарищ по совместной деятельности. Задача педагога при проведении познавательных дел и игр - выделить момент нахождения решения, положительно оценить преодоление трудностей в процессе решения. Тогда интерес к познанию и радость открытия могут стать постоянным спутником жизни ребёнка.
Информация о работе Познавательная деятельность в системе организации режимных моментов