Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить организацию и планирование режимных процессов для всестороннего развития детей, формирование у них познавательных интересов, расширения кругозора и использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности дошкольников.
Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 1
I.Психолого-педагогическая характеристика познавательной
деятельности и организации режимных моментов
1.1 Познавательная деятельность для развития детей дошкольного
возраста-------------------------------------------------------------------------------- 3
1.2. Значение режимных моментов в жизни детей дошкольного
возраста-------------------------------------------------------------------------------- 6
1.3. Интеграция образовательных областей и познавательной
деятельности в режимных моментах-------------------------------------------8
1.4. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической
работы по познавательной деятельности ------------------------------------15
II Планирование познавательной деятельности в режимных моментах
2.1 Модульное планирование внеучебной деятельности дошкольника
в режимных моментах----------------------------------------------------------------17
Заключение -------------------------------------------------------------------------------24
Используемая литература -----------------------------------------------------------27
Введение
В дошкольном образовании сегодня происходят серьёзные перемены, основа которых заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были ведены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655), утверждены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольной организации СанПиН 2.4.1.2660-10 (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91), подготовлен и находится на стадии рассмотрения новый федеральный законопроект «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования России – качественное образование дошкольников. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении служат путеводителем для педагогов и помогают решать задачи качественного образования. Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребёнку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении её интересов. На первый план выдвигаются идеи обеспечения полноценного проживания ребёнком дошкольного периода жизни, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но и активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни. Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является соблюдение режима дня, который имеет большое значение в жизни любого человека. Если для взрослого это залог хорошего самочувствия и результативности работы, то для ребёнка – важное условие развития и адаптации к окружающей среде. Поэтому особое внимание в настоящее время уделяется разработке режима пребывания детей в ДОУ в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также федеральными государственными требованиями к ДОУ.
Тема «Познавательная деятельность в системе организации режимных процессов» очень актуальна для улучшения качества воспитательно –образовательного процесса внеучебной деятельности и всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Цель настоящей работы – изучить организацию и планирование режимных процессов для всестороннего развития детей, формирование у них познавательных интересов, расширения кругозора и использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности дошкольников.
Задачи познавательного развития ребенка в системе режимных моментов:
- Формирование познавательных интересов, расширения кругозора с использованием разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности дошкольников.
- Интеграция познавательной деятельности с образовательными областями.
- Создание модульного планирования режимных моментов позволяющих активизировать потребность дошкольников в познавательной деятельности.
Познавательная деятельность активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и отличается разнообразием методов и приемов, варьирующихся в зависимости от возрастных особенностей детей. Задача старшего воспитателя создать усовершенствованную модель воспитательно – образовательного процесса для всех возрастных групп на год и сделать её многогранной и индивидуальной для своего ДОУ, что будет способствовать всестороннему развитию детей и повышению рейтинга дошкольного учреждения.
I Психолого-педагогическая характеристика познавательной деятельности и организации режимных моментов в ДОУ
1.1 Познавательная деятельность для развития детей дошкольного возраста
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы условия, результат. Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:
— цель - получить знание, добыть информацию
— мотив - определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т.д.);
— способы — познавательные умения, способы действий;
— условия — предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели;
— результат — новое знание (комплекс знаний).
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте детерминирован (обусловлен) потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. В последние годы ситуация несколько изменилась: большую популярность приобрела проектно-исследовательская деятельность детей и взрослых, проблемное, тематическое обучение. Поэтому крайне важно, что этот раздел, согласно ФГТ, «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-
Познавательное развитие ребенка традиционно включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение и того, и другого невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связях в природе и последствиях их нарушения. И если традиционно мы отмечали, сколько названий деревьев знает ребенок, то сейчас гораздо важнее, чтобы он понимал роль этих растений в природе и жизни человека, их взаимосвязи с окружающей средой. В современном мире все большее значение приобретает и изучение своей истории, культуры наряду с традициями других народов.
Целесообразно в ряде случаев строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая со взрослыми игра может быть продолжена детьми самостоятельно).
Развитие основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) у детей дошкольного возраста
Целенаправленная совместная познавательная деятельность в ходе режимных моментов является эффективной формой всестороннего развития у дошкольников.
Познавательная деятельность совершенствует, углубляет и расширяет представления детей об окружающем мире. Ее организация возможна лишь при наличии разнообразных дидактических, игровых материалов и руководстве этой деятельностью взрослым. Кроме этого, дети должны уметь самостоятельно выполнять некоторые действия, вызванные интересом к познанию и совершенствованию уже имеющихся навыков.
Совершенствование способов действий, развитие мышления, элементы творчества – характерные черты познавательной деятельности.
Непременными условиями успешного, полноценного развития личности дошкольника является овладение им знаниями, умениями, навыками, практическими действиями, а так же успешная социальная адаптация.
Но это невозможно без грамотного чередования в течение дня различных видов деятельности и отдыха, пребывании в помещении и на свежем воздухе, а так же соблюдения режима питания способствуют полноценному развитию детей, укреплению их здоровья.
1.2. Значение режимных моментов в жизни детей дошкольного возраста
Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка в сне, пище, отдыхе.
Режим – это гибкая и динамическая конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приёмами пищи, общее время прогулок) должно оставаться неизменным
Соблюдение правильного режима дня - чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности - предохраняет ребенка от физического и нервного переутомления, является важным средством физического и умственного развития.
Организация режимных мероприятий имеет важное значение для воспитания ребенка, так как в ходе различных моментов, связанных с приемом пищи, выполнением гигиенических процедур, происходит формирование культурно-гигиенических навыков и привычек, усвоение норм и правил поведения в обществе, формирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере использования, в общем познавательное развитие детей дошкольного возраста. Примерный режим дня есть во всех образовательных программах, реализуемых в ДОУ. На его основе старший воспитатель и старшая медицинская сестра разрабатывают режим дня для каждой возрастной группы, учитывая индивидуальные особенности детей. Режим дня в дошкольном учреждении должен быть вариативным, учитывать все возможные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать детей в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, т.к. он разрабатывается на основе системы быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию. Непосредственное планирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется на основе гибкого режима дня, предполагающего приспособление к индивидуальным особенностям ребенка, состоянию его здоровья, уровню работоспособности и выносливости, полное удовлетворение его психофизических потребностей, а также на основе распределения нагрузки организованной образовательной деятельности в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановление главного государственного врача РФ от 22 июля 2010 года № 91).
Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.
Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи развития познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.
1.3. Интеграция образовательных областей и познавательной деятельности в режимных моментах
Познавательная деятельность детей имеет непосредственную связь с непосредственно образовательной деятельностью при проведении режимных моментов.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов | |
Физическое развитие | -комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны) -утренняя гимнастика -упражнения и подвижные игры во второй половине дня |
Социально-личностное развитие | -ситуативные беседы при проведении режимных моментов -развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, помощь взрослым -участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования) -формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов |
Познавательно-речевое развитие | -создание речевой развивающёй среды -свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин -ситуативные разговоры с детьми -называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей -обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур |
Художественно-эстетическое развитие | -использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики Привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире -к оформлению помещения -привлекательности оборудования -красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек |
Информация о работе Познавательная деятельность в системе организации режимных моментов