Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:24, лекция
Цель:
формирование у учащихся универсальных умений средствами проектной деятельности на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области искусства дизайна.
Цель:
формирование
у учащихся универсальных умений
средствами проектной деятельности
на основе ранее выработанных знаний,
умений и навыков в области
искусства дизайна.
Задачи:
1. Уточнить представления учащихся о жанре живописи – портрет.
2. Уточнить представления о дизайне как процессе художественного проектирования.
3. Продолжать учить детей выполнять тематическую композицию в технике коллажа, где образ Волшебницы Зимы является доминирующим.
4. Вырабатывать умение сочетать разнофактурные объекты с живописным изображением для создания образов – ''Ледяная и студеная зима'' и ''Снежная и ласковая зима'' .
5. Использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму композицию как средства художественной выразительности в проектировании объекта – ''Волшебница Зима''.
6. Формировать умение при выполнении композиции на заданную тему отбирать необходимый материал для более точной передачи замысла.
7. Вырабатывать у учащихся универсальные умения при поиске общей идеи, её цельности и лаконичности.
8. Подводить детей к умению воплощать замысел на уровне художественного обобщения, используя в своих произведениях ассоциативность эмоционально-образного решения темы.
9. Развивать
творческую индивидуальность детей их
интеллектуальные возможности в процессе
участия в коллективной поисковой работе.
Тип
урока: проблемный .
Форма
урока: индивидуально-коллективная.
Методы
обучения: частично-поисковый (учитель
создает проблемную ситуацию, учащиеся
решают ее самостоятельно или под руководством
учителя на уровне размышления с практическим
изложением).
Материалы
и оборудование:
· Зрительно-иллюстративные материалы с изображением зимнего пейзажа; ряда портретов художников: И.П. Аргунова, И.Н. Крамского, В. Боровиковского, М. Врубеля, В. М. Васнецова, В.И. Сурикова, К. Коровина и др.
· Использование музыкальных фрагментов из альбома П.И. Чайковского ''Времена года'', Римского-Корсакова ''Снегурочка'' и современных композиторов.
· Использование художественного слова и фотоматериалов;
· Подготовленные рамы с натянутым на неё тканевым полотном;
· Природный и ''бросовый'' материал (пенопласт, цветочная сетка, фольга, упаковочная бумага, полиэтилен, соломка, бумажные салфетки и др.).
· Клей ''Момент'', булавки с головкой, кнопки, тонкая проволока.
1. Организационная часть.
2. Постановка
учебной цели.
Сегодня на этом
занятии вы, дети, будете играть необычную
для вас роль. Вы станете не только художниками,
но и немного исследователями, немного
волшебниками, немного экскурсоводами.
Я же буду выступать в роли советчика и
эксперта. На этом занятии вы самостоятельно
попробуете спроектировать образный портрет
Волшебницы Зимы.
3. Активная
беседа.
· Как вы думаете, почему я подготовила такое количество рам для вашей работы?
· Может ли зима быть разной по- своему характеру?
· Опишите характер студеной, суровой, ветреной, ледяной, снежной, морозной, солнечной, вьюжной зимы.
У нас в России зимы могут быть разными, но в основном они морозные, снежные и студеные.
· Как вы думаете, почему мы даём такому природному явлению как зима характеристики, которые присуще человеку?
· Как по-разному называют поэты и писатели зиму? ( Матушка-зима, Кудесница-зима, Чаровница, Волшебница-зима, Седая зима ).
Дети читают стихотворение П. Вяземского:
Здравствуй, в
белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят
алмазы,
Словно яркие
лучи.
Ты живительной
улыбкой,
Свежей прелестью
лица
Пробуждаешь к
чувствам новым
Усыпленные сердца!
Дети, поэт сумел только в одном стихотворении использовать такое количество эпитетов (сравнительных оборотов), которые нарисовали в нашем воображении портрет зимы, с её чисто русским характером – она и ''русская молодка'', и ''раскрасавица-душа'', и ''белоснежная лебедка'', ''молодецкая зима'', и ''матушка-зима''.
· Что такое портрет?
Я хочу показать вам портреты женщин, которые нарисовали русские художники. Всмотритесь и попробуйте отнести их к следующим категориям характеристик:
1. Таинственность
2. Загадочность
3. Надменность
4. Нежность
5. Гордость
6. Холодность
7. Задорность
Вы, наверное, обратили внимание, что художники написали некоторые портреты женщин в русском наряде.
· Расскажите о том, что вы знаете о зимней нарядной одежде, которую носили женщины в старину.
· Какая на ваш взгляд деталь одежды была самая красивая, привлекательная? Почему?
Действительно, в русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Он являлся важным элементом народного костюма. На украшение головных уборов шли самые ценные и редкие материалы: драгоценные камни, жемчуг, цветные стекла. С головным убором сочетались фигурные серьги, височные подвески. Форма головного убора сочеталась с прической.
· Что такое кокошник? (праздничный головной убор).
Еще раз обращаю внимание на портреты ''Царевна-лебедь'' М. Врубеля и И. Аргунова ''Портрет неизвестной крестьянки…''
В процессе
повторного рассматривания портретов
включается музыка П.И. Чайковского
и Римского-Корсакова.
4.
Практическая часть.
Посмотрите внимательно на материалы, из которых вам предстоит создать образ Волшебницы зимы. Проектировать этот образ вы будете по группам. Но каждый из вас в своей подгруппе может проявить свой индивидуальный творческий талант, свои знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства. Вы станете дизайнерами.
· Кто знает, что означает слово дизайн?
То, что у нас получится – портреты Волшебницы Зимы – будут красивыми и мы сможем украсить холл школы, чтобы гости и другие дети могли полюбоваться ими.
· Какой образ зимы можно создать из предложенного природного, ''бросового'' и др. видов материалов? (дети обосновывают свой выбор).
Чтобы правильно выполнить тематическую композицию в технике коллажа, необходимо соблюдать правила работы:
1. Каждая подгруппа обдумывает, как наилучшим образом в эскизе раскрыть содержание темы (быстрая зарисовка с опорой на имеющиеся материалы).
2. Необходимо в центре портретной плоскости разместить модуль (нарисованное или фотографическое изображение лица).
3. Определить, что будет главным в портрете, а что второстепенным (главное – лицо, головной убор, украшения головного убора; второстепенным – оформление нижней части портрета в стилизованной форме и фон).
4. Пространство вокруг лица можно членить произвольно или в четком ритмическом порядке (зависит от замысла детей).
5. Распределить обязанности и виды деятельности между собой (кто-то вырезает, кто-то склеивает, кто-то украшает и т.п.). В процессе совместной работы согласовывать свои действия друг с другом.
6. Осуществить сборку для предварительного просматривания идеи, скорректировать, находя наиболее удачный вариант.