Портретная галерея Волшебницы Зимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:24, лекция

Краткое описание

Цель:


формирование у учащихся универсальных умений средствами проектной деятельности на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области искусства дизайна.

Файлы: 1 файл

Конспект внеклассного мероприятия по ИЗО.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Конспект  внеклассного мероприятия  по ИЗО 

«Портретная галерея Волшебницы Зимы». (3 класс)

 

 

Цель:   

формирование  у учащихся универсальных умений средствами проектной деятельности на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области  искусства дизайна.  

Задачи:   

    1.      Уточнить представления учащихся о жанре живописи – портрет.

    2.      Уточнить представления о дизайне как процессе художественного проектирования.

    3.      Продолжать учить детей выполнять тематическую  композицию в технике коллажа, где образ Волшебницы Зимы является доминирующим.

    4.      Вырабатывать умение сочетать разнофактурные объекты с живописным изображением для создания образов – ''Ледяная и студеная зима'' и ''Снежная и ласковая зима'' .

    5.      Использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму композицию как средства художественной выразительности в проектировании объекта – ''Волшебница Зима''.

    6.      Формировать умение при выполнении композиции на заданную тему отбирать необходимый материал для более точной передачи замысла.

    7.      Вырабатывать у учащихся универсальные умения при поиске общей идеи, её цельности и лаконичности.

    8.      Подводить детей к умению воплощать замысел на уровне художественного обобщения, используя в своих произведениях ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

    9.      Развивать творческую индивидуальность детей их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной поисковой работе.   

Тип урока:  проблемный  

Форма урока: индивидуально-коллективная.   

Методы  обучения: частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления с практическим изложением).  

Материалы и оборудование 

    ·   Зрительно-иллюстративные материалы с изображением зимнего пейзажа; ряда портретов художников: И.П. Аргунова, И.Н. Крамского, В. Боровиковского, М. Врубеля, В. М. Васнецова, В.И. Сурикова, К. Коровина  и др.

    ·   Использование музыкальных фрагментов из альбома П.И. Чайковского ''Времена года'', Римского-Корсакова ''Снегурочка'' и современных композиторов.

    ·   Использование художественного слова и фотоматериалов;

    ·   Подготовленные рамы с натянутым на неё тканевым полотном;

    ·   Природный и ''бросовый'' материал (пенопласт, цветочная сетка, фольга, упаковочная бумага, полиэтилен, соломка, бумажные салфетки и др.).

    ·   Клей ''Момент'', булавки с головкой, кнопки, тонкая проволока. 

Ход урока.

 

 

    1.      Организационная часть.

    2.      Постановка учебной цели.  

Сегодня на этом занятии вы, дети, будете играть необычную для вас роль. Вы станете не только художниками, но и немного исследователями, немного волшебниками, немного экскурсоводами. Я же буду выступать в роли советчика и эксперта. На этом занятии вы самостоятельно попробуете спроектировать образный портрет Волшебницы Зимы.  

    3.      Активная беседа.  

    ·        Как вы думаете, почему я подготовила такое количество рам для вашей работы?

    ·        Может ли зима быть разной по- своему характеру?

    ·        Опишите характер студеной, суровой, ветреной, ледяной, снежной, морозной, солнечной, вьюжной зимы.

У нас в России зимы могут быть разными, но в основном они морозные, снежные и студеные.

    ·        Как вы думаете, почему мы даём такому природному явлению как зима характеристики, которые присуще человеку?

    ·        Как по-разному называют поэты и писатели зиму? ( Матушка-зима, Кудесница-зима, Чаровница, Волшебница-зима, Седая зима ).

Дети читают стихотворение П. Вяземского:

Здравствуй, в  белом сарафане                                  Здравствуй,  русская молодка,

Из серебряной парчи!                                                Раскрасавица-душа,

На тебе горят  алмазы,                                                Белоснежная лебедка,

Словно яркие  лучи.                                                    Здравствуй, матушка-зима!..  

Ты живительной  улыбкой,                                        Ты у нас краса и слава,

Свежей прелестью  лица                                            Наша сила и казна,

Пробуждаешь к  чувствам новым                              Наша бодрая забава,

Усыпленные сердца!                                                  Молодецкая зима!..

Дети, поэт сумел  только в одном стихотворении  использовать такое количество эпитетов (сравнительных оборотов), которые  нарисовали в нашем воображении  портрет зимы, с её чисто русским характером – она и ''русская молодка'', и ''раскрасавица-душа'', и ''белоснежная лебедка'', ''молодецкая зима'', и ''матушка-зима''.

    ·        Что такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.

 

 

Я хочу показать вам портреты женщин, которые нарисовали русские художники. Всмотритесь  и попробуйте отнести их к следующим  категориям характеристик:

    1.      Таинственность                                    В. Боровиковский ''Портрет Е.Н. Арсеньевой''

    2.      Загадочность                                                                       ''Портрет М.И. Лопухиной''

    3.      Надменность                                         И. Крамской ''Неизвестная''

    4.      Нежность                                               В. Васнецов ''Снегурочка'',

    5.      Гордость                                                                      '' Три царевны подземного царства''

    6.      Холодность                                           М. Врубель ''Царевна- Лебедь''

    7.      Задорность                                             И. Аргунов ''Портрет неизвестной крестьянки в русском                               

                                                               Костюме''.  

Вы, наверное, обратили внимание, что художники написали некоторые портреты женщин в русском  наряде.

    ·        Расскажите о том, что вы знаете о зимней нарядной одежде, которую носили женщины в старину.

    ·        Какая на ваш взгляд деталь одежды была самая красивая, привлекательная? Почему?

Действительно, в русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Он являлся  важным элементом народного костюма. На украшение головных уборов шли  самые ценные и редкие материалы: драгоценные камни, жемчуг, цветные стекла. С головным убором сочетались фигурные серьги, височные подвески. Форма головного убора сочеталась с прической.

    ·        Что такое кокошник? (праздничный головной убор).

Еще раз  обращаю внимание на портреты ''Царевна-лебедь'' М. Врубеля и  И. Аргунова ''Портрет неизвестной крестьянки…''

В процессе повторного рассматривания портретов  включается музыка П.И. Чайковского  и Римского-Корсакова.  

4. Практическая часть.  

Посмотрите  внимательно на материалы, из которых вам предстоит создать образ Волшебницы зимы. Проектировать этот образ вы будете по группам. Но каждый из вас в своей подгруппе может проявить свой индивидуальный творческий талант, свои знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства. Вы станете дизайнерами.

    ·        Кто знает, что означает слово дизайн?

Дизайн  – это художественное проектирование новых предметов, которые красивы и полезны.

 

 

То, что  у нас получится – портреты Волшебницы Зимы – будут красивыми и мы сможем украсить холл школы, чтобы гости и  другие дети могли полюбоваться ими.

    ·        Какой образ зимы можно создать из предложенного природного, ''бросового'' и др. видов материалов? (дети обосновывают свой выбор).

Чтобы правильно  выполнить тематическую композицию в технике коллажа, необходимо соблюдать правила работы:

    1.      Каждая подгруппа обдумывает, как наилучшим образом в эскизе раскрыть содержание темы (быстрая зарисовка с опорой на имеющиеся материалы).

    2.      Необходимо в центре портретной плоскости разместить модуль (нарисованное или фотографическое изображение лица).

    3.      Определить, что будет главным в портрете, а что второстепенным (главное – лицо, головной убор, украшения головного убора; второстепенным – оформление нижней части портрета в стилизованной форме и фон).

    4.      Пространство вокруг лица можно членить произвольно или в четком ритмическом порядке (зависит от замысла детей).

    5.      Распределить обязанности и виды деятельности между собой (кто-то вырезает, кто-то склеивает, кто-то украшает и т.п.). В процессе совместной работы согласовывать свои действия друг с другом.

    6.      Осуществить сборку для предварительного просматривания идеи, скорректировать, находя наиболее удачный вариант.

Информация о работе Портретная галерея Волшебницы Зимы