Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать содержание работы с педагогами ДОО по проблеме организации речевой развивающей среды.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации речевой развивающей среды в ДОО.
2. Выделить критерии оценки и изучить состояние речевой развивающей среды в ДОО.
3. Разработать программу подготовки педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Понятие речевой развивающей среды 6
1.2. Компоненты речевой развивающей среды 11
Глава 2. Анализ состояния речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 18
2.1. Критерии оценки состояния речевой развивающей среды 18
2.2. Результаты анализа состояния речевой развивающей среды 22
Глава 3. Разработка программы работы с педагогами по созданию речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 27
3.1. Цель и задачи 27
3.2. Содержание программы 27
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37

Файлы: 1 файл

Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

«Школа молодого педагога» организована для совершенствования профессионального мастерства молодых воспитателей, т.е. оказания помощи в организации педагогической работы, в создании условий для внедрения методических рекомендаций, реализуемых в ДОУ образовательных и парциальных программ, работе по самообразованию, а также для обеспечения педагогического сотрудничества. На занятиях помимо методики развития речи прорабатываются и вопросы культуры речи педагога, проводятся речевые практикумы.

В ДОО организованы МО воспитателей по вопросам речевого развития детей. Работа в этой группе способствует развитию конструктивно-проектировочных умений у педагогов.

Таким образом, мы считаем, что эффективно организованная система работы с педагогами является важным звеном в непрерывном профессиональном образовании педагогов, цель которого – организовать его с максимальной пользой для каждого воспитателя в соответствии с его запросами, целенаправленно используя методические возможности ДОУ. Критерий результативности проведенной работы – созданная в соответствии с задачи образовательной программы речевая развивающая среда.

 

Заключение

 

В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной группы. Целью построения речевой развивающей среды является насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи и коммуникативного общения ребенка дошкольного возраста.

На основе анализа психолого-педагогических исследований в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения можно выделить следующие: речь педагога ДОО; методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста; специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Анализ состояния речевой развивающей среды проводился в МБДОУ детский сад №360 г. Челябинска. По итогам проведенного анализа выявлено, что часть педагогов имеют недостаточный уровень речевой культуры и компетентности, уголки недостаточно оснащены.

Проанализировав результаты поводов общения воспитателей с детьми, можно сделать вывод, что чаще всего используется организационный (с целью организовать группу детей на учебную деятельность, проведение режимных моментов); и на какую-либо деятельность (на игру, трудовые поручения, индивидуальную работу с детьми).

Анализ взаимодействия педагогов с детьми на занятиях (НОД) показал, что преобладающей является речевая активность самого педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.

Прослеживается планирование работы с родителями в младших, средней и старших группах: консультации, беседы, советы родителям: «Особенности общения с детьми раннего возраста», «Как отвечать на детские вопросы?», «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет», «Об особенностях и проблемах речевого развития детей старшего дошкольного возраста». В подготовительной группе данная тематика в работе с родителями не запланирована.

В соответствии с полученными результатами возникла необходимость проведения работы по подготовке педагогов ДОО по созданию речевой развивающей среды. Программа разработана с целью подготовки педагогов ДОО к созданию речевой развивающей среды. Задачи программы: повышение уровня теоретической и психолого-педагогической подготовки педагогов к работе по развитию речи детей (повышение уровня речевой культуры и компетентности); обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами развития речи дошкольников; создание условий и привитие интереса к самообразованию; организация информационного обеспечения педагогов по избранной проблеме; оказание методической помощи педагогам в создании речевых уголков в группах.

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
  2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - №4.
  3. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С.Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2004. - №3. - С.82-85.
  4. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96с.
  5. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –523 с.
  6. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 192с.
  7. Дошкольная педагогика [Текст]/ Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 456 с.
  8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика[Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2006. – 434 с.
  9. Колосова, И.В. Речевая развивающая среда: основные направления ее организации [Текст]  / И.В. Колосова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 6. – С. 67-70.
  10. Комарова, Е.С. Я руковожу детским садом [Текст]: пособие для руководителей дошкольных образовательных учреждений / Е.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
  11. Лайпанова, Л.Х. Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации : дис. ... канд. психол. наук. – Карачаевск, 2006. – 207 с.
  12. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
  13. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н. Лосев. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
  14. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. –  2007. – № 1 (35). – С. 15 – 22.
  15. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст]/ С.Л. Новоселова. - М.: МДО, 1995. - 174с.
  16. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст]/ С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  17. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст]/ В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2003. - 211 с.
  18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  19. Скоролупова, О.А. Планирование как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / О.А. Скоролупова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

 

Приложение

Положение о смотре – конкурсе книжных уголков

Основными  задачами  конкурса  являются:

- создание условий в ДОУ для воспитания интереса к детской художественной литературе;

- формирование первоначальных представлений об  её  особенностях  и привития детям литературно- художественного вкуса;

- взаимодействие  педагогов  внутри  дошкольного  учреждения.

Участниками  конкурса  могут  стать педагоги всех возрастных групп.

Подготовку  и  проведение  конкурса  осуществляет  оргкомитет.

Оргкомитет конкурса при оценке книжных уголков пользуется следующей памяткой:

- соблюдение требований к организации уголка книги: удобное расположение, хорошая освещенность в дневное и вечернее время, эстетичность и оригинальность  оформления, создание условий для слушания;

- подбор книг с учётом идейно – художественной ценности книги (учёт возрастных особенностей, занимательность, чётко выраженная позиция автора, литературно правильный образный язык);

- жанровое разнообразие книг;

- тематический принцип подбора книг;

- разные типы книг: книжка- игрушка, книжка- картинка, книжка – вырубка, книжка – панорама);

- наличие книг- самоделок;

- наличие папок, ширм с картинками, фотографиями, иллюстрациями, портретами писателей, художников – иллюстраторов, рисунками детей;

- наличие детских журналов, газет (старшие группы);

- связь с театрализованной деятельностью;

- учёт особенностей реализуемой образовательной программы по разделу работы.

Каждый показатель, отмеченный в памятке, оценивается в 1 балл, отсутствие какого- либо показателя 0 баллов, дополнительно оценивается в 3 балла  творческий подход к организации, оформлению и содержанию работы с детьми в нём.

Оценочный лист смотра-конкурса книжных уголков

Группы

Показатели

соблюдение требований к организации уголка книги

подбор книг с учётом идейно – художественной ценности книги

жанровое   разнообразие книг

тематический принцип подбора книг

разные типы книг

наличие книг-самоделок;

наличие папок, ширм с картинками

наличие детских журналов, газет (старшие группы)

связь с театрализованной деятельностью

учёт особенностей реализуемой образовательной программы по разделу работы

Первая младшая

                   

Вторая младшая

                   

Средняя

                   

Старшая

                   

Подготовительная к школе

                   

 

 

Положение о методическом объединении педагогов

1. Общие положения:

1.1 Методические  объединения (МО) педагогов МДОУ  являются подсистемой его методической  службы, обеспечивающей повышение  квалификации педагогов на добровольной  основе.

1.2 Методические  объединения в своей деятельности  руководствуются следующими документами:

- Законом «Об  образовании в РФ»;

- Нормативно  – правовыми документами Министерства  образования РФ, Главного управления  образованием Челябинской области, рекомендациями и распоряжениями  муниципальных органов управления  образования;

- Уставом МДОУ 360, планами работы профессиональных объединений;

- Настоящим положением.

2. Цели и задачи:

2.1 Целью работы  методических объединений педагогов  МДОУ №360 является обеспечение профессионального творческого и культурного роста педагогов с учётом современных требований

2.2 Задачи методических  объединений:

- обеспечение  организованного методического  сопровождения образовательного  процесса: информированность педагогов  о достижении педагогической  науки и практики;

- знакомство с новыми технологиями и методами педагогической деятельности по своему направлению работы и организации помощи в освоении нового содержания;

- обобщение профессионального  педагогического опыта, осуществление  его пропаганды и внедрение  в практику работы МДОУ;

- изучение и анализ состояния образовательного процесса.

3. Структура  и организация работы методических  объединений:

3.1  Методические  объединения создаются в МДОУ  №360 по следующим направлениям:

- МО воспитателей  групп раннего и младшего возраста;

- МО воспитателей среднего групп;

- МО воспитателей  старших групп;

- МО воспитателей  подготовительных к школе групп.

3.2  МО регламентируют  свою деятельность на основе  годового плана, разработанного  и утверждённого на своём первом  заседании.

3.3 Общее руководство  работой профессиональных объединений осуществляет старший воспитатель - координатор МДОУ №360.

3.4 Методическое  руководство осуществляется ответственными  лицами,  назначенными приказом  директора.

3.5 В содержание  работы профессиональных объединений  входит:

- организация и посещение открытых мероприятий на базе структурных подразделений МДОУ, с последующим анализом;

- изучение нормативных  документов федерального, регионального  и муниципальных уровней;

- изучение состояния образовательной работы в МДОУ;

- ознакомление с инновационной деятельностью:

3.6 Заседания  профессиональных объединений проходят  согласно плана, но не реже, чем 1 раз в квартал.

3.7 На заседании  профессиональных объединений коллегиально  принимаются рекомендации, которые  регламентируют деятельность педагогов МДОУ №360.

3.8 В конце  учебного года руководитель профессионального  объединения проводит анализ  деятельности и составляет отчёт.

4. Документация  работы методических  объединений:

4.1 План работы  МО составляется руководителем, исходя из анализа воспитательно- образовательного процесса в ДОУ, потребностей и интересов педагогов.

4.2 Протоколы  заседаний (указываются обсуждаемые  вопросы, принимаемые решения, рекомендации)

4.3 Статистические  данные о педагогах, посещающих  МО

4.4 Аналитико-методические материалы

4.5 Отчёт о  работе за год

 


 



Информация о работе Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.