Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать содержание работы с педагогами ДОО по проблеме организации речевой развивающей среды.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации речевой развивающей среды в ДОО.
2. Выделить критерии оценки и изучить состояние речевой развивающей среды в ДОО.
3. Разработать программу подготовки педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Понятие речевой развивающей среды 6
1.2. Компоненты речевой развивающей среды 11
Глава 2. Анализ состояния речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 18
2.1. Критерии оценки состояния речевой развивающей среды 18
2.2. Результаты анализа состояния речевой развивающей среды 22
Глава 3. Разработка программы работы с педагогами по созданию речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 27
3.1. Цель и задачи 27
3.2. Содержание программы 27
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37

Файлы: 1 файл

Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

3. Развивающее содержание. Содержание речевой среды должна быть наполнена развивающим содержанием: «зона ближайшего развития», т.е. в речевой уголок должно быть включено приблизительно 15% материалов, игр, ориентированных на старший возраст.

4. Регулярность пополнения. Пополнять речевую среду следует тематическими настольными, словесными играми, интересными пособиями, конспектами НОД, совместной деятельности по речевому развитию.

5. Разнообразие материалов (книги, игры, наглядные пособия, картинки, фотографии, рисунки и т.д.).

6. Эстетика оформления речевого уголка. Проявление инициативы и фантазии в оформлении интерьера уголка.

7. Интерес детей к материалам, представленным в речевом уголке, активность в игровой деятельности.

Каждый компонент оценивался по 3-балльной системе:

- 1 балл –  не сформирован;

- 2 былла –  сформирован частично;

- 3 балла –  сформирован.

Уровень организации речевого уголка определялся по среднему баллу по всем компонентам:

- 1-1,5 балла –  низкий уровень;

- 1,6-2,5 балла –  средний уровень;

- 2,6-3 балла –  высокий уровень.

В процессе анализа речевой развивающей среды ДОО приняли участие 10 педагогов, была проведена оценка организации речевых уголков в 5 группах (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная).

 

 

2.2. Результаты анализа состояния речевой развивающей среды

По итогам проведенного исследования был определен уровень речевой культуры воспитателей ДОО. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сформированности речевой культуры педагогов ДОО

Количество педагогов

Уровни

высокий

средний

низкий

Человек

2

7

1

%

20

70

10


 

Рисунок 1. Уровни сформированности речевой культуры педагогов ДОО (количество педагогов в %)

 

Результаты диагностики показали, что только 20% педагогов имеют высокий уровень речевой культуры. Более половины педагогов (70%) имеют средний уровень. У 10 % педагогов выявлен низкий уровень речевой культуры. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства педагогов речевая культура сформирована на среднем уровне. В связи с этим возникает необходимость в формировании речевой культуры педагогов.

Результаты диагностики компетентности педагогов по вопросам использования методов и приемов руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровни компетентности педагогов по вопросам использования методов и приемов руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста

Количество педагогов

Уровни

высокий

средний

низкий

Человек

3

5

2

%

30

50

20


 

Рисунок 2. Уровни компетентности педагогов по вопросам использования методов и приемов руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста (количество педагогов в %)

Низкий уровень имеют 20 % педагогов, в их работе используются преимущественно репродуктивные методы обучения – рассказ, объяснение, не проводится работа по развитию речи в режимных моментах, отстуствует интеграция с другими образовательными областями, не проводится работа с родителями.

Средний уровень выявлен у 50% воспитателей. Работа проводится, но не системно, эпизодически, используются разные формы и методы обучения, работа с родителями эпизодическая.

Высокий уровень выявлен у 30% педагогов. В их работе используются различные формы и методы обучения, проводится работа в режимных моментах, проявляется интеграция с другими образовательными областями, не проводится работа с родителями.

Результаты оценки речевых уголков групп представлены в таблице 4.

Таблица 4

Оценка речевых уголков групп

Группа

Средний балл

Уровень организации речевых уголков

Первая младшая

1,2

низкий

Вторая младшая

1,1

низкий

Средняя

2,4

средний

Старшая

2,5

средний

Подготовительная к школе

2,4

средний


 

Таблица 5

Уровни организации речевых уголков

Количество 

Уровни

высокий

средний

низкий

групп

-

3

2

%

-

60

40


 

Рисунок 3. Уровни организации речевых уголков в ДОО

Речевых уголков, организованных на высоком уровне, не выявлено. На среднем уровне организованы уголки в средней, старшей и подготовительной группах (60% от общего количества групп), на низком – в младших (40%).

Таким образом, по итогам проведенного анализа выявлено, что часть педагогов имеют недостаточный уровень речевой культуры и компетентности, уголки недостаточно оснащены.

Проанализировав результаты поводов общения воспитателей с детьми, можно сделать вывод, что чаще всего используется организационный (с целью организовать группу детей на учебную деятельность, проведение режимных моментов); и на какую-либо деятельность (на игру, трудовые поручения, индивидуальную работу с детьми).

Анализ взаимодействия педагогов с детьми на занятиях (НОД) показал, что преобладающей является речевая активность самого педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.

Прослеживается планирование работы с родителями в младших, средней и старших группах: консультации, беседы, советы родителям: «Особенности общения с детьми раннего возраста», «Как отвечать на детские вопросы?», «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет», «Об особенностях и проблемах речевого развития детей старшего дошкольного возраста». В подготовительной группе данная тематика в работе с родителями не запланирована.

В соответствии с полученными результатами возникла необходимость проведения работы по подготовке педагогов ДОО по созданию речевой развивающей среды.

 

Глава 3. Разработка программы работы с педагогами по созданию речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации

 

3.1. Цель и задачи

Программа разработана с целью подготовки педагогов ДОО к созданию речевой развивающей среды.

Задачи программы:

- повышение уровня  теоретической и психолого-педагогической  подготовки педагогов к работе  по развитию речи детей (повышение  уровня речевой культуры и  компетентности);

- обогащение  новыми педагогическими технологиями, формами и методами развития  речи дошкольников;

- создание условий  и привитие интереса к самообразованию;

- организация  информационного обеспечения педагогов  по избранной проблеме;

- оказание методической помощи педагогам в создании речевых уголков в группах.

 

3.2. Содержание программы

Развитие системы работы с педагогическими кадрами с целью повышения качества речевого развития детей осуществляется в соответствии с рядом важнейших требований. Они вытекают из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно: практическая направленность; системность и систематичность; оперативность и оптимальное сочетание различных форм и методов работы.

Формы работы с педагогами представлены в таблице 6.

 

Таблица 6

Система работы по развитию речевой культуры и повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников

Поставленные задачи

Планируемые действия

Группа  педагогов

Ожидаемый результат

1

Определение и корректировка уровня  профессионально – педагогической компетентности воспитателей

Подбор критериев определения уровня педагогической  компетентности по вопросам речевого развития, диагностика педагогов и  анализ полученных данных

 

Все группы педагогов

Выявление оснований для отбора содержания и форм методической работы

2

Проведение психолого-педагогического обучения педагогов по вопросам речевого развития дошкольников

Проведение семинаров, педагогических советов,  консультаций

в ДОУ

Все группы педагогов

Улучшение теоретической, профессионально-педагогической и практической подготовленности педагогов по вопросам речевого развития.

Групповые семинары

2, 3 группа

Методические оперативки

Цель: обзор новой педагогической литературы по проблемам  речевого развития дошкольников.

Все группы педагогов

 

3

Стимулирование активности педагогов в обновлении, совершенствовании содержания  предметно-развивающей среды по развитию речи детей 

Проведение смотра-конкурса по речевой среде

 

 

 

Все группы педагогов

 

 

 

 

Учебно- дидактическая оснащённость воспитательно- образовательного процесса

4

Обеспечение профессионального творческого и культурного роста педагогов с учётом современных требований

Организация МО воспитателей

2,3 группа

 

Создание единой системы планирования, улучшение содержания речевой работы в ДОУ

Обучение на курсах повышения квалификации

5

Совершенствование профессионального мастерства молодых воспитателей.

Организация занятий «Школы молодого педагога»

1 группа

Повышение уровня профессионального мастерства

6

Изучение и внедрение в практику работы инновационных методик и технологий по развитию речи

Использование  в образовательном процессе «Технологии развития  связной речи дошкольников»

 

2,3 группа

 

Обновление форм и методов работы с  дошкольниками с целью оптимизации процесса развития речи детей

7

Обобщение профессионального педагогического опыта, осуществление его

пропаганды и внедрение в практику работы МДОУ.

Организация открытых просмотров педагогической  деятельности

    3 группа

Публичное представление опыта работы педагогов ДОУ

Мастер - классы   

   3 группа

Творческие отчёты

3 группа

Аттестация педагогов

все группы

8

Взаимодействие с семьями воспитанников  по вопросу речевого развития

Родительское собрание «Организация условий для речевого развития детей в семье»

2, 3 группа 

 

 

 

 

 

 

Эффективные методы  по вопросам  взаимодействия и преемственности

Презентация видеороликов

«Организация работы по ЗКР»  

2, 3 группа

9

Взаимодействие  со школой

Конференция  для родителей «Размышления перед школой»

Все группы педагогов

 

Круглый стол

«Формирование связной речи в д/с и школе. Взаимодействие и преемственность»

Все группы педагогов

 


 

 

Наиболее эффективными являются следующие формы работы.

Обучающие семинары являются продуктивной формой повышения квалификации педагогов. Необходимым условием должно быть посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность.

При подборе содержания методического материала заместитель заведущего по УВР, старший воспитатель основываются на принципах научности, деятельного характера обучения, вариативности и системности. Логика построения таких семинаров, как правило, определяется следующей структурой: от общих концептуальных проблем развития ребёнка на современном этапе – к характеристике интегративных подходов к речевому развитию в разных видах продуктивной деятельности. По окончании семинаров проводятся выставки игр и пособий, изготовленных педагогами по данной теме.

При таком построении материала педагог в работе в детьми сможет реализовать полученные практические умения, определяющие уровень работы по речевому развитию. Всё это расширяет границы профессиональной деятельности педагога и создаёт предпосылки для повышения его статуса.

Коллективные, групповые, индивидуальные консультации. Их темы продиктованы годовыми задачами работы всего коллектива, запросами воспитателей, выявленными трудностями в работе педагогов. Наряду с консультациями старшего воспитателя практикуются консультации психолога, логопедов, специалистов ПМПк.

Открытые просмотры занятий играют значительную роль в образовательном процессе нашего ДОО в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов. Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознавать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенности учебно – воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности.

Для стимулирования активности педагогов в обновлении и совершенствовании содержания предметно-развивающей среды должны проводиться смотры-конкурсы. Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений и навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду прошёл конкурс книжных уголков, предметно-развивающей среды по речевому развитию детей (Приложение).

Изучение лучшего опыта педагогов позволяют решить нам ряд вопросов, таких как:

– целенаправленное накопление педагогического материала;

– анализ результатов деятельности по речевому развитию детей;

– взаимодействие всех специалистов.

В ДОО распространение педагогического опыта проходит через открытые занятия, выступления на методических мероприятиях, в том числе и городских, участие в «Выставке методических идей». В ДОО изучен и обобщён опыт педагогов по темам: «Использование приёмов драматизации в процессе формирования моторных навыков и развития речи детей», «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста», «Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с малыми формами народного творчества».

Информация о работе Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.