Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать содержание работы с педагогами ДОО по проблеме организации речевой развивающей среды.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации речевой развивающей среды в ДОО.
2. Выделить критерии оценки и изучить состояние речевой развивающей среды в ДОО.
3. Разработать программу подготовки педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Понятие речевой развивающей среды 6
1.2. Компоненты речевой развивающей среды 11
Глава 2. Анализ состояния речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 18
2.1. Критерии оценки состояния речевой развивающей среды 18
2.2. Результаты анализа состояния речевой развивающей среды 22
Глава 3. Разработка программы работы с педагогами по созданию речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 27
3.1. Цель и задачи 27
3.2. Содержание программы 27
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37

Файлы: 1 файл

Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

В исследованиях лингвистов и педагогов представлены следующие качества речи педагога дошкольного учреждения, характеризующие ее культуру [6]:

1. Правильность, т.е. соответствие речи языковым  нормам, является обязательным качеством  любой речи, и речи педагога  особенно. Слушая его, дети не  должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов или нестандартно построенной фразы.

2. Точность, т.е. соответствие смыслового содержания  речи и информации, которая лежит  в ее основе. Точная речь –  это речь, в которой адекватно  отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. Существует проблема точного соответствия мысли отражаемой действительности. Речь точна, если она представляет собой именно то, что должно быть сказано для адекватного отражения действительности.

3. Логичность, т.е. смысловые связи компонентов  речи и отношений между частями  и компонентами мысли. Логичность  речи предполагает в первую  очередь наличие в высказывании  трех смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец  высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания. Педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо в совершенстве владеть различными способами внутритекстовой связи, чтобы научить этому своих подопечных.

4. Чистота, иначе  говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Чистая  речь – это речь, в которой  нет чуждых литературному языку  элементов. Затрудняет восприятие  речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, а также диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5. Выразительность, особенность речи, захватывающая  внимание и создающая атмосферу  эмоционального сопереживания. Выразительная  речь обладает такими свойствами, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. Выразительно все, что задевает внимание, все необычное, неожиданное, то, что выделяется на привычном речевом фоне.

6. Богатство, иначе  говоря, умение использовать все  языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. Можно говорить о лексическом богатстве речи в том случае, если слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже.

О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности.

Наряду с лексическим и семантическим богатством выделяется еще один аспект богатства речи – синтаксический. Для выражения одной и той же мысли говорящий может использовать то многообразие синтаксических структур, которое предоставляет грамматическая система русского языка (предложения простые и сложные, полные и неполные, сложносочиненные и сложноподчиненные, бессоюзные и т.д.).

Различия в синтаксической организации речи стилистически значимы, богатство вариантов создает широкие возможности для отбора стилистически уместных конструкций. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7. Уместность  – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Так, выразительная, богатая, правильная речь потеряет все вышеперечисленные достоинства, если будет неуместной. В уместной речи языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны ситуации общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Следующие компоненты речевой среды – методы и приемы руководства речевым развитием детей и специальное оборудование.

Подбор методов и приемов, а также оборудования напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства. Под речевой компетенцией понимается умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности [12].

Речевая компетенция ребенка предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие. Лексическая компетенция предполагает наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Ее содержательную линию составляют пассивный и активный словарь в пределах возраста (синонимы омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты). По количественной и качественной характеристике словарь ребенка таков, что позволяет ему легко и непринужденно общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая компетенция предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Ее содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. При формировании грамматического строя речи у детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

Фонетическая компетенция предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Ее содержательная сторона – диалог между взрослым и ребенком, между двумя детьми, разговорная речь.

Монологическая компетенция предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей дошкольного возраста, можно условно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп (таблица 1).

 

Таблица 1

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп

Группа

Содержание среды

Первая младшая

- Развитие речи как средства  общения (поручения, направленные на  установление контактов со взрослыми и сверстниками).

- Организация самостоятельного  рассматривания детьми картинок, игрушек, книжек и др. для развития  инициативной речи.

- Рассказы воспитателя, эмоциональные, доступные, приучающие слушать и  слышать.

Вторая младшая

- Организация общения детей со  взрослыми посредством поручений  взрослого (образец обращения, словесной  просьбы и др.).

- Организация контактов  со сверстниками (взаимодействие  посредством речи в разных  видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы).

- Организация самостоятельного  рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития  инициативной речи, обогащения и  уточнения представлений об окружающем.

- Организация «Уголка  интересных вещей» с целью  развития активной, инициативной речи детей.

- Рассказы воспитателя (с  целью совершенствования навыков  эффективного слушания).

Средняя

- Удовлетворение потребности детей  в получении и обсуждении информации.

- Пополнение уголка «интересных  вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др.).

- Выслушивание детей, уточнение  ответов, подсказка.

- Рассказы воспитателя (основной  акцент на стимулирование познавательного  интереса детей).

- Активное использование  приемов формирования навыков  общения со сверстниками.

Старшая и подготовительная к школе

- Совершенствование речи как  средства общения (знакомство с  формулами речевого этикета, целенаправленное  формирование всех групп диалогических  умений, а также умения грамотно  отстаивать свою точку зрения).

- Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения).

- Организация деятельности  в «Уголке интересных вещей» (в  пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением).

- Создание индивидуального  «авторского речевого пространства»  каждого ребенка (с целью стимулирования  словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).


 

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

 

 

Глава 2. Анализ состояния речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации

 

2.1. Критерии оценки состояния речевой развивающей среды

Анализ состояния речевой развивающей среды проводился в МБДОУ детский сад №360 г. Челябинска.

В процессе анализа были определены следующие направления:

- речь педагога  ДОО;

- методы и  приемы руководства развитием  разных сторон речи детей дошкольного  возраста;

- специальное  оборудование для каждой возрастной  группы.

Для оценки речи педагогов были определены следующие критерии:

1) Правильность – соответствие речи языковым нормам.

2) Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

3) Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

4) Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

5) Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

7) Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Оценка сформированности данных компонентов речевой культуры проводилось в процессе наблюдения за педагогами. Каждый компонент оценивался по 3-балльной системе:

- 1 балл –  не сформирован;

- 2 былла –  сформирован частично;

- 3 балла –  сформирован.

Уровень речевой культуры педагога определялся по среднему баллу по всем компонентам:

- 1-1,5 балла –  низкий уровень;

- 1,6-2,5 балла –  средний уровень;

- 2,6-3 балла – высокий уровень.

Для оценки используемых методов и приемов руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста проводилась беседа и наблюдение. Анализировались следущие параметры работы педагога:

- использование различных форм работы по развитию речи детей (в НОД, самостоятельной детской деятельности);

- использование различных методов развития речи дошкольников (словесные, наглядные, практические, игровые, проблемные);

- знание различных приемов развития различных сторон речи детей (звуковой культуры, лексико-грамматической стороны, связной речи);

- использование различных приемов активизации речевой деятельности детей в режимных моментах (на прогулке, перед сном, в труде по самообслуживанию и т.д.);

- интеграция  работы по речевому развитию  с другими образовательными областями;

- взаимодействие  с родителями (консультирование  по вопросам развития речи  в семье).

Каждый компонент оценивался по 3-балльной системе:

- 1 балл –  не сформирован;

- 2 былла –  сформирован частично;

- 3 балла –  сформирован.

По итогам беседы и наблюдения определялся уровень эффективности руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста:

- 1-1,5 балла –  низкий уровень (используются преимущественно  репродуктивные методы обучения – рассказ, объяснение, не проводится работа по развитию речи в режимных моментах, отстуствует интеграция с другими образовательными областями, не проводится работа с родителями);

- 1,6-2,5 балла –  средний уровень (работа проводится, но не системно, эпизодически, используются разные формы и методы обучения, работа с родителями эпизодическая);

- 2,6-3 балла –  высокий уровень (используются различные  формы и методы обучения, проводится  работа в режимных моментах, проявляется  интеграция с другими образовательными областями, не проводится работа с родителями).

Для оценки специальногооборудования в каждой возрастной группе для развития речи были проанализированы речевые уголки (уголки книги, словесные дидактические игры, методическая литература, наглядные пособия и т.д.).

Критерии оценки:

1. Соответствие возрасту детей. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. Среда организована так, что у ребенка есть самостоятельный выбор: с кем, как, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретно - и возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами (характерными особенностями возраста).

2. Динамичность. Речевая среда должна быть динамичной, т. е. не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе должны быть в наличии разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволяют детям самостоятельно изменить пространственную среду с позиции своих интересов.

Информация о работе Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.