Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:29, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать содержание работы с педагогами ДОО по проблеме организации речевой развивающей среды.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации речевой развивающей среды в ДОО.
2. Выделить критерии оценки и изучить состояние речевой развивающей среды в ДОО.
3. Разработать программу подготовки педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Понятие речевой развивающей среды 6
1.2. Компоненты речевой развивающей среды 11
Глава 2. Анализ состояния речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 18
2.1. Критерии оценки состояния речевой развивающей среды 18
2.2. Результаты анализа состояния речевой развивающей среды 22
Глава 3. Разработка программы работы с педагогами по созданию речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 27
3.1. Цель и задачи 27
3.2. Содержание программы 27
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37
Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.
В исследованиях лингвистов и педагогов представлены следующие качества речи педагога дошкольного учреждения, характеризующие ее культуру [6]:
1. Правильность,
т.е. соответствие речи языковым
нормам, является обязательным
2. Точность, т.е.
соответствие смыслового
3. Логичность, т.е.
смысловые связи компонентов
речи и отношений между
4. Чистота, иначе
говоря, отсутствие в речи элементов,
чуждых литературному языку. Чистая
речь – это речь, в которой
нет чуждых литературному
5. Выразительность,
особенность речи, захватывающая
внимание и создающая
6. Богатство, иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. Можно говорить о лексическом богатстве речи в том случае, если слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже.
О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности.
Наряду с лексическим и семантическим богатством выделяется еще один аспект богатства речи – синтаксический. Для выражения одной и той же мысли говорящий может использовать то многообразие синтаксических структур, которое предоставляет грамматическая система русского языка (предложения простые и сложные, полные и неполные, сложносочиненные и сложноподчиненные, бессоюзные и т.д.).
Различия в синтаксической организации речи стилистически значимы, богатство вариантов создает широкие возможности для отбора стилистически уместных конструкций. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.
7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Так, выразительная, богатая, правильная речь потеряет все вышеперечисленные достоинства, если будет неуместной. В уместной речи языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны ситуации общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
Следующие компоненты речевой среды – методы и приемы руководства речевым развитием детей и специальное оборудование.
Подбор методов и приемов, а также оборудования напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства. Под речевой компетенцией понимается умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности [12].
Речевая компетенция ребенка предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие. Лексическая компетенция предполагает наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Ее содержательную линию составляют пассивный и активный словарь в пределах возраста (синонимы омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты). По количественной и качественной характеристике словарь ребенка таков, что позволяет ему легко и непринужденно общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.
Грамматическая компетенция предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Ее содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. При формировании грамматического строя речи у детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.
Фонетическая компетенция предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.
Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Ее содержательная сторона – диалог между взрослым и ребенком, между двумя детьми, разговорная речь.
Монологическая компетенция предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.
Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей дошкольного возраста, можно условно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп (таблица 1).
Таблица 1
Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп
Группа |
Содержание среды |
Первая младшая |
- Развитие речи как средства общения (поручения, направленные на установление контактов со взрослыми и сверстниками). - Организация самостоятельного
рассматривания детьми - Рассказы воспитателя, эмоциональные, доступные, приучающие слушать и слышать. |
Вторая младшая |
- Организация общения детей со
взрослыми посредством - Организация контактов
со сверстниками (взаимодействие
посредством речи в разных
видах деятельности через - Организация самостоятельного
рассматривания детьми книг, картинок,
игрушек, предметов для развития
инициативной речи, обогащения и
уточнения представлений об - Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей. - Рассказы воспитателя (с
целью совершенствования |
Средняя |
- Удовлетворение потребности - Пополнение уголка «интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др.). - Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказка. - Рассказы воспитателя (основной
акцент на стимулирование - Активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками. |
Старшая и подготовительная к школе |
- Совершенствование речи как
средства общения (знакомство с
формулами речевого этикета, целенаправленное
формирование всех групп - Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения). - Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением). - Создание индивидуального
«авторского речевого |
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Глава 2. Анализ состояния речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации
2.1. Критерии оценки состояния речевой развивающей среды
Анализ состояния речевой развивающей среды проводился в МБДОУ детский сад №360 г. Челябинска.
В процессе анализа были определены следующие направления:
- речь педагога ДОО;
- методы и
приемы руководства развитием
разных сторон речи детей
- специальное
оборудование для каждой
Для оценки речи педагогов были определены следующие критерии:
1) Правильность – соответствие речи языковым нормам.
2) Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
3) Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
4) Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
5) Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6) Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
7) Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Оценка сформированности данных компонентов речевой культуры проводилось в процессе наблюдения за педагогами. Каждый компонент оценивался по 3-балльной системе:
- 1 балл – не сформирован;
- 2 былла – сформирован частично;
- 3 балла – сформирован.
Уровень речевой культуры педагога определялся по среднему баллу по всем компонентам:
- 1-1,5 балла – низкий уровень;
- 1,6-2,5 балла – средний уровень;
- 2,6-3 балла – высокий уровень.
Для оценки используемых методов и приемов руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста проводилась беседа и наблюдение. Анализировались следущие параметры работы педагога:
- использование различных форм работы по развитию речи детей (в НОД, самостоятельной детской деятельности);
- использование различных методов развития речи дошкольников (словесные, наглядные, практические, игровые, проблемные);
- знание различных приемов развития различных сторон речи детей (звуковой культуры, лексико-грамматической стороны, связной речи);
- использование различных приемов активизации речевой деятельности детей в режимных моментах (на прогулке, перед сном, в труде по самообслуживанию и т.д.);
- интеграция работы по речевому развитию с другими образовательными областями;
- взаимодействие с родителями (консультирование по вопросам развития речи в семье).
Каждый компонент оценивался по 3-балльной системе:
- 1 балл – не сформирован;
- 2 былла – сформирован частично;
- 3 балла – сформирован.
По итогам беседы и наблюдения определялся уровень эффективности руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста:
- 1-1,5 балла – низкий уровень (используются преимущественно репродуктивные методы обучения – рассказ, объяснение, не проводится работа по развитию речи в режимных моментах, отстуствует интеграция с другими образовательными областями, не проводится работа с родителями);
- 1,6-2,5 балла – средний уровень (работа проводится, но не системно, эпизодически, используются разные формы и методы обучения, работа с родителями эпизодическая);
- 2,6-3 балла –
высокий уровень (используются различные
формы и методы обучения, проводится
работа в режимных моментах, проявляется
интеграция с другими
Для оценки специальногооборудования в каждой возрастной группе для развития речи были проанализированы речевые уголки (уголки книги, словесные дидактические игры, методическая литература, наглядные пособия и т.д.).
Критерии оценки:
1. Соответствие возрасту детей. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. Среда организована так, что у ребенка есть самостоятельный выбор: с кем, как, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретно - и возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами (характерными особенностями возраста).
2. Динамичность. Речевая среда должна быть динамичной, т. е. не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе должны быть в наличии разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволяют детям самостоятельно изменить пространственную среду с позиции своих интересов.
Информация о работе Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.