Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:29, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать содержание работы с педагогами ДОО по проблеме организации речевой развивающей среды.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации речевой развивающей среды в ДОО.
2. Выделить критерии оценки и изучить состояние речевой развивающей среды в ДОО.
3. Разработать программу подготовки педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Понятие речевой развивающей среды 6
1.2. Компоненты речевой развивающей среды 11
Глава 2. Анализ состояния речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 18
2.1. Критерии оценки состояния речевой развивающей среды 18
2.2. Результаты анализа состояния речевой развивающей среды 22
Глава 3. Разработка программы работы с педагогами по созданию речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации 27
3.1. Цель и задачи 27
3.2. Содержание программы 27
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37
Содержание
Введение
Важное значение в жизнедеятельности любого человека имеет речь. Речь – важнейший фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все познавательные психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми. Благодаря речи возможно общение между людьми. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий.
Навыки общения являются важнейшей составляющей личности ребенка, так как они обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние на успешное психическое развитие ребенка (Л.С. Рубинштейн).
В дошкольном возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сферы ребенка (М.М. Алексеева). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (P.E. Левина).
Учитывая важность работы по развитию речи и навыков общения у детей дошкольного возраста, разные авторы предлагают различные педагогические средства – беседа, разговор (Л.П. Федоренко), организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом (М.М. Алексеева), игровые ситуации (Л.В. Чернецкая), сюжетно-ролевые игры (В.И. Логинова, П.П. Саморукова), игры-драматизации (С.И. Мерзлякова, А.В. Чулкова).
Одним из важнейших условий развития речи детей дошкольного возраста является речевая развивающая среда. Важное значение в процессе организации речевой среды в ДОО имеет активность педагогов, их компетентность. В связи с принятием закона «Об образовании в РФ», введение Федеральных государственных стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), расширением спектра применяемых педагогических технологий требуется обновление управления педагогическими кадрами, которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер, а это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в дошкольной образовательной организации.
Работа с педагогическими кадрами в ДОО выступает как средство управления педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации воспитателей и развития их творческой активности. Управление методической работой в ДОО, ее содержание и формы рассматривались К.Ю. Белой, В.П. Дубровой, Е.С. Комаровой, Л.В. Поздняк, А.Н. Троян, И.А. Селиверстовой, И.Б. Едаковой.
Несмотря на то, что проблема организации речевой развивающей среды является актуальной, в научной литературе недостаточно разработан вопрос о подготовке педагогов к организации речевой среды в дошкольной образовательной организации.
Актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО».
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать содержание работы с педагогами ДОО по проблеме организации речевой развивающей среды.
Объект исследования – речевая развивающая среда в ДОО.
Предмет исследования – подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации речевой развивающей среды в ДОО.
2. Выделить критерии оценки и изучить состояние речевой развивающей среды в ДОО.
3. Разработать программу подготовки педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и методической литературы, обобщение), эмпирические (анкетирование, наблюдение).
База исследования: МБДОУ детский сад №360 г. Челябинска.
Глава 1. Теоретические основы создания речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации
1.1. Понятие речевой развивающей среды
Термин «среда» был введен в эпоху Просвещения, под которым понимались окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Было установлено, что среда выступает одним из решающих факторов формирования и развития личности.
Французский педагог и философ С. Френе отмечал, что ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, самоактуализироваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с этим С. Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие личности [1].
Ж.-Ж. Руссо рассматривал среду как условие оптимального развития активной личности. Чтобы воспитание шло эффективно, необходимо для каждой личности создавать особую развивающую среду, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде личность не получает готовые знания, а учится добывать их сама, в процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта [4].
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 1920-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность.
Таким образом, в самом широком контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
В дошкольной педагогической науке под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно творческую деятельность всех детей группы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития [18].
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную
активность, в том числе развитие
крупной и мелкой моторики, участие
в подвижных играх и
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость
пространства предполагает
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность
разнообразного использования
- наличие в
организации или группе
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в
организации или группе
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность
для воспитанников, в том числе
детей с ограниченными
- свободный доступ
детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность
предметно-пространственной
Одним из компонентов развивающей предметно-пространственной среды является речевая среда.
В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной группы [2]. Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.
Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста [4].
И.В. Колосова под речевой развивающей средой понимает не только предметное окружение [9]. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.
Целью построения речевой развивающей среды является насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи и коммуникативного общения ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды можно выделить следующие:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение
богатства сенсорных
- обеспечение
возможности самостоятельной
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение
возможности для исследования
и экспериментирования в
В связи с введением ФГОС ДО определены образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
На основе анализа психолого-педагогических исследований в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения можно выделить следующие:
- речь педагога ДОО;
- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
- специальное
оборудование для каждой
Рассмотрим все составляющие речевой развивающей среды каждой возрастной группы.
1.2. Компоненты речевой развивающей среды
Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это неслучайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т.е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.
Информация о работе Подготовка педагогов к организации речевой развивающей среды в ДОО.