Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:32, контрольная работа
Конфликт - это, не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами, из-за взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, взглядов, установок, стремлений, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника.
Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины: враждебность, соперничество, конкуренция, кризис, соревнование, противоречие
Введение
1 Конфликты
1.1 Понятие и сущность конфликтов
1.2 Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов
1.3 Содержание управления конфликтами
2 Переговорный процесс
2.1 Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
2.2 Основное содержание переговорного процесса
Заключение
Библиографический список
Регулирование, конфликта -- это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.
Разрешение конфликта -- это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение -- это заключительный этап управления конфликтом.
2 ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
Существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс.
Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.
В англоязычной литературе по конфликтологии имеют место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это:
1. "Достижение соглашения",
являющееся разновидностью
2. Собственно переговоры
как процесс, при котором
В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны.
Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.
Третейский судья - наиболее авторитарная роль, так как он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение.
В принципе руководителю, занимающему
позицию "третейского судьи", безразлично,
о чем договорятся
Если соглашение не оформляется из-за больших расхождений сторон, то тогда руководителю следует убедить стороны в продолжении контактов, но на более сложной ступени посредничества. Руководитель же может перейти от тактики представителя третьей стороны к тактике посредника.
Арбитр - также обладает значительными полномочиями. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными относительно действий арбитра. Выработанный приговор может носить консультативный (т.е. использоваться в качестве совета) или обязывающий характер. Стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.
Посредник - более нейтральная роль. Будучи профессионалом, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.
Консультант - квалифицированный
и непредвзятый специалист, выступающий
в качестве третьей стороны. Консультирование
- новаторская форма
Переговоры являются смесью четырех видов деятельности:
=> достижения реальных результатов;
=> изменения или влияния на баланс сил;
=> поддержания конструктивного климата;
=> достижения процедурной гибкости.
Достижение реальных результатов требует: продуманного обмена информацией о целях, ожиданиях и приемлемых соглашениях; умения представить собственную позицию так, чтобы она оказывала влияние на восприятие другой стороны; постепенного движения к компромиссу и уступок обеим сторонам.
Основные правила ведения дискуссии:
р Правило выслушивания. Когда кто-то выступает (не важно, чью сторону он при этом представляет), остальные должны внимательно выслушать его аргументы и не прерывать замечаниями, протестами и прочими недружелюбными действиями.
Уже одна эта привычка требует значительной сосредоточенности сторон.
р Правило равенства. Демократическая традиция общения не признает иерархически обусловленных ритуалов и символов поклонения.
За столом переговоров
исчезает авторитет власти и остается
власть авторитета. Сила позиции - в
ее аргументированности и
В этой связи В. Мастенбрук говорит о силе убеждения, выделяя четыре ее составляющих Бородкам Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1997.с.137
:
1. Ясную, хорошо
2. Обоснованно свободное
и раскрепощенное поведение,
3. Вариативность: темпа
речи и тембра голоса, использования
конкретных примеров, генеральных
линий; помощь наглядными
4. Эмоциональную, слегка
высокопарную передачу
р Процедурное правило. Здесь выделяется несколько моментов организации взаимной дискуссии:
* сочетание пленарных
заседаний сторон с
* определенный порядок
общения: доклад одной стороны,
* очередность сообщений:
на одном туре переговоров
начинает одна сторона, на
* ограничение выступлений во времени;
* поддержание работоспособности
участников переговоров с
р Правило безоценочных суждений. Речь идет об отказе употребления слов, несущих негативный смысловой оттенок в адрес другой стороны.
р Правило переговорной комнаты. Не будет продуктивных бесед в кабинете начальника или директора, где обстановка подчеркивает властные полномочия и создает атмосферу неравенства. Для этого необходимо выделить специальное помещение, особым образом расставить в нем мебель, оснастить его проекционной аппаратурой, большими отрывными блокнотами и пр. Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. - М., 1999.с.69
Таким образом, существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс.
Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.
2.2 Основное содержание переговорного процесса
Основное содержание переговорного процесса может быть представлено четырьмя этапами.
1. Подготовительный этап.
На этом этапе осуществляется
сбор информации о содержании
конфликта, об участниках
2. Начало переговоров.
На этом этапе осуществляется
взаимный обмен информацией.
3. Поиск приемлемого решения.
На этом этапе обсуждаются
варианты решения проблемы, уточняются
позиции и мотивы субъектов
конфликта, прорабатываются
4. Завершение переговоров.
На этом этапе уточняются
Существенным моментом в
технологиях переговорного
1. Дизъюнктивный (
2. Конъюнктивный (
3. Смешанный.
Схематично эти варианты можно представить следующим образом:
5, и 52 -- субъекты конфликта, П -- посредник
Особую практическую ценность в противостоянии манипулятивным воздействиям представляют так называемые типичные манипуляции в переговорах и способы противодействия им.[15, с.150-152]
Такого рода манипуляции приводятся в табл. 2.1 и 2.2
Таблица 2.1
Манипуляции, основанные на «правилах приличия»» и «справедливости»
Способ поведения |
Ожидаемая реакция |
Способ противодействия |
|
Патетическая просьба |
Вызвать |
Ни брать на себя |
|
«войти в положение» |
благосклонность и великодушие |
обязательств |
|
Создание видимости того, |
Принудить партнера |
Спросить о том, |
|
что позиция оппонента |
раскрыть больше |
что именно непонятно |
|
слишком сложна |
информации, |
||
и непонятна |
чем ему нужно |
||
Изображение из себя |
Показать что вы -- |
Твердо указать на то, |
|
«делового» партнера, |
умудренный |
что есть много |
|
представление |
опытом человек, |
препятствий |
|
существующих проблем |
которому не пристало |
для решения проблемы |
|
как несущественных, |
осложнять |
||
побочных вопросов |
жизнь другим |
||
Поза «благоразумности» |
Страх показаться |
Заявить, что |
|
и «серьезности», |
глупым, |
некоторые очень |
|
авторитетные заявления, |
несерьезным |
важные |
|
основанные |
и неконструктивным |
аспекты еще не были |
|
на «очевидных» |
приняты во внимание |
||
и «конструктивных» идеях |
|||
Таблица 2.2
Манипуляции, направленные на унижение оппонента
Способ поведения |
Ожидаемая реакция |
Способ противодействия |
||
Указание на возможную Пробуждение чувства критику действий опасности оппонента со стороны и неуверенности его клиентов или общественности |
Выразить возмущение тем, что вторая сторона опускается до таких методов |
|||
Постоянная демонстрация упрямства, самоуверенности |
Заставить оппонента быть просителем, показав ему, что его методы не успешны |
Относиться ко второй стороне скептически, не терять уверенности в себе |
||
Постоянное подчеркивание того, что аргументы оппонента неправельны не выдерживают никакой критики |
Пробудить чувство бессилия, установку, что другие аргументы будут несостоятельны |
Вежливо сказать, что вторая сторона не совсем правильно вас поняла |
||
Постоянно задаваемые риторические вопросы |
Породить тенденцию оппонента отвечать в ожидаемом ключе |
Не отвечать на вопросы, заметить,
что сторона формулирует |
||
Проявление себя как «милого и подлого», то есть демонстрация дружественности и вместе с тем постоянное возмущение |
Породить неуверенность, дезориентировать и напугать оппонента |
С прохладой относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны оппонента |
||
Стремление показать, что зависимость оппонента намного больше, чем это есть на самом деле |
Завоевать авторитет н заставить оппонента усомниться в себе настолько, чтобы он не был способен сохранить занятую позицию |
Продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно |
||
Таким образом, Существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс.
Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта. В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны. Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.
Основное содержание переговорного процесса может быть представлено четырьмя этапами: подготовительный этап, начало переговоров, поиск приемлемого решения, завершение переговоров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория конфликтов охватывает довольно широкий круг вопросов. Это определение самого понятия конфликта, раскрытие его природы как особого общественного явления, изучение причин и условий возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики, контроля и разрешения. Чаще всего анализируется структура или, как принято называть, "анатомия" конфликта определенной системы, а также структура движущих сил развития социальных коллизий. Важную проблему составляют и вопросы типологии, классификации конфликтов, выявления их функциональной роли в жизни общества.
Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геополитический уровни рассмотрения конфликтов.
Все лица, участвующие в конфликте, различаются своими целями, ролью и значением. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников и судей. Особое, незаменимое значение в конфликте принадлежит противоборствующим сторонам.
Поведение участника конфликта зависит не только от его социальной роли, но и от ряда субъективных факторов: аналитической деятельности, опыта, эмоций и чувств, мотивации и т.п. Эти факторы определяют восприятие конфликта и степень искажения восприятия.
Несмотря на сложность, существует реальная возможность прогнозирования поведения участников конфликта, так как поведение человека характеризуется некоторыми закономерностями.
Для развязывания конфликта
необходимо наличие конфликтной
ситуации, т.е. такого совмещения обстоятельств
и интересов, которые создают
почву для реального
Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий.
Латентная стадия характерна для ситуации, когда присутствуют все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.), но не начаты взаимные действия сторон.