Педагогика Средневековья и Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось к XVII в. Период Средневековья охватывает время с V в. по ХVI в. Выделяют: раннее Средневековье (V-IХ вв.), Средневековье (Х-ХШ вв.), Эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.).
В это время действовали факторы, которые цементировали европейское общество и определяли специфику обучения и воспитания. Это, прежде всего, христианская традиция, это влияние античной традиции и, наконец, ментальность личности.

Оглавление

1. 7. Педагогика Средневековья и Возрождения
2. 17. Организация и управление педагогическим процессом
3. 27. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
4. 37. Понятие общения и межличностных отношений. Виды общения
5. Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Контрольная Педагогика и психология .docx

— 51.76 Кб (Скачать)

От этого  же зависит и их положение в  стае. Поэтому развитие деятельности и, следовательно, развитие психики, определяется биологическими факторами, обеспечивающими  наилучшую адаптацию.

На формирование же психики человека влияют и другие факторы – культурные, которые  играют не менее, а иногда и более  важную роль в его оптимальной  адаптации к социальной среде, определяют его положение в группе, даже его  физическое и материальное благополучие. Поэтому развитие психики человека определяется не только биологическими, но социокультурными факторами. Изменяется и характер деятельности, которая направлена теперь на производство новых предметов и орудий. Эта новая, трудовая деятельность и является причиной формирования сознания, появление которого знаменует переход к последнему, четвертому этапу развития психики — этапу сознания.

Развитие  психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения человека из биологического существа в личность.

Становление человека как личности приводит к  формированию у него сознания, воли, разума, способностей, характера, высших человеческих чувств, культурно обусловленных  мотивов поведения и потребностей.

Ускоренному развитию познавательных процессов  людей способствовали три фактора  развития человеческой культуры: изобретение языка и развитие речи, изготовление и использование орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры.

С помощью  орудий труда человек получил  возможность шире и глубже изучать  окружающий мир, воздействовать на природу, изменяя ее.

 

В отличие  от развития вида – филогенеза –  развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем. Онтогенез психики  означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.

Онтогенез психики – это развитие психики  отдельно взятого организма в  процессе его жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические функции формируются благодаря психологическим орудиям (слова, речь, смысл). В результате онтогенетического развития психики человека формируются: произвольные психические функции, социальные потребности, высшие нервные чувства, абстрактно-логическое мышление, самосознание и личность. Решающую роль в развитии психики человека играют социальные факторы.

Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

Временной характеристикой индивидуального  развития является возраст. В отличие  от хронологического возраста, выражающего  длительность существования индивида с момента его рождения, понятие  «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями  жизни, обучения и воспитания и имеющую  конкретно-историческое происхождение.

Возрастному развитию присущи два свойства –  метрическое и топологическое.

Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических  процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни  человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе изучения временного аспекта  возрастного развития были выявлены такие закономерности, как неравномерность  и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что развитие отдельных психических функций осуществляется разными темпами. Гетерохронность же связана с тем, что отдельные стороны психической функции развиваются разновременно.

Не менее  важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного развития. Оно  означает определенность того или иного  состояния, фазу или период становления  индивида. Поскольку возрастное развитие как целостное образование представляет собой сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности  могут быть определены путем изучения структурных особенностей, взаимосвязей ее различных сторон, выделения ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода жизни.

Каждый  период онтогенетического развития характеризуется определенными  возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические  свойства психики индивида, закономерно  изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных  свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида. В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

  • младенческий (от рождения до 2 лет);
  • предшкольный (от 2 до 3 лет);
  • дошкольный (от 3 до 6 лет);
  • младший школьный (от 6 до 11 лет);
  • подростковый (от 11 до 16 лет);
  • первый период юности (от 16 до 17 лет);
  • второй период юности (от 17 до 22 лет);
  • первый период зрелости (от 22 до 35 лет);
  • второй период зрелости (от 35 до 60 лет);
  • пожилой возраст (от 60 до 75 лет);
  • старческий возраст (от 75 до 90 лет);
  • долгожительство (от 90 лет и далее).

Возрастные  циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни  человека в разных психологических  концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство  теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Разные концепции выделяют в  качестве главного признака этого этапа  разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно  особый этап психического развития человека. Особое внимание также уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка  происходит не только усвоение разнообразных  действий и формирование психических  процессов и качеств, необходимых  для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена  общества и определяют его поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Понятие  общения и межличностных отношений.  Виды общения

 

Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический  контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение направлено на установление психологического контакта между ними; его целями являются изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средства – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

В последнее  время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие  «коммуникация». В публикациях можно  встретить различное толкование этих понятий. В психологии установлено  следующее взаимоотношение между  ними. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной  системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Если две электронные  системы обмениваются информацией, то говорят, что между ними существует коммуникация.

Общение – обмен информацией между  людьми. Человек может общаться с  другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги – тоже акты общения. Таким  образом, «общение» – более узкое  понятие по сравнению с понятием «коммуникация». Подчеркивая роль общения  как специфического фактора формирования психики, Б. Ф. Ломов писал: «Когда мы изучаем образ жизни конкретного  индивида, мы не можем ограничиваться анализом только того, что и как  он делает, мы должны исследовать также  и то, с кем и как он общается».

Общение предполагает передачу информации. Содержанием  общения выступают научные и  житейские знания. В общении могут  передаваться навыки и умения.

Содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности  характера, манера поведения и т.д. Мы встречаемся с друзьями, родственниками. Нам доставляет радость быть с  ними вместе, видеть друг друга.

Содержанием общения являются коллективное решение  общей задачи, деятельность, отношения  и взаимоотношения, которые наполняют  общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктуют средства общения. От того, как складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.

Все это  лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения  много, и чем больше разнообразных тем общения, тем богаче и содержательнее личность человека.

Содержательная  сторона общения реализуется  через способы, средства. Главным  средством общения является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства; облик, мимика, жесты, положение партнеров относительно друг друга, изображение.

Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается  им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – господствующее выражение  лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно  способствуют созданию маски прическа, косметические средства и др. Можно  отметить злую, добрую, надменную, доброжелательную и другие физиогномические маски. Дополняет  внешний облик и одежда, которая  часто является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности. Форма одежды обязывает к определенному  типу поведения. Военная форма требует  дисциплинированности. Веселость человека в траурной одежде нам кажется  странной. В манере держаться усматриваются  воспитанность человека, его положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается. Для установления контактов между людьми, для содержательной и эмоциональной стороны общения  облик человека имеет большое  значение: на его основе складывается первое впечатление, которое нередко определяет развитие отношений.

Внешний облик и физиогномическая маска  статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика – динамическое выражение лица в данный момент общения.

Жест  – социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика, и жесты развиваются  как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, – врожденные. Социальная зависимость  мимики подтверждается тем, что в  условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут  иметь диаметрально противоположные  значения. Например, широко раскрытые  глаза у японца – признак гнева, а у европейца – приветливости и удивления.

К неречевым  средствам общения относится  обмен предметами, вещами. Передавая  предметы друг другу, люди устанавливают  контакты, выражают отношение друг к другу.

Средством общения также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него – вот пределы такого общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов. При помощи тактильно-мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляет некоторые собственные качества и выражает отношение к нему. Тактильно-мышечная чувствительность – основной канал получения информации из внешнего мира и главное средство общения людей, лишенных слуха и зрения и таким образом – возможности естественным путем овладевать звуковой речью.

В настоящее  время большое внимание уделяется  коммуникативному значению дистанции  в общении. В американской психологии появилось даже название для этого  направления исследований – проксемика. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие дистанции в человеческих контактах:

  • интимная зона (15-45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для нее характерны доверительность, негромкий голос при общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные изменения в организме: учащение биения сердца, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
  • личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуальный зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
  • социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;
  • публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и т.д.).

Исходя  из содержания и условий, рассматривают уровни общения. Психологи выделяют три уровня общения.

Первый  уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в которой изучают преобладающее содержание, круг людей, с которыми она преимущественно контактирует, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм придерживается личность. Временной интервал такого общения – вся предшествующая и будущая жизнь личности.

Информация о работе Педагогика Средневековья и Возрождения