Педагогика Средневековья и Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось к XVII в. Период Средневековья охватывает время с V в. по ХVI в. Выделяют: раннее Средневековье (V-IХ вв.), Средневековье (Х-ХШ вв.), Эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.).
В это время действовали факторы, которые цементировали европейское общество и определяли специфику обучения и воспитания. Это, прежде всего, христианская традиция, это влияние античной традиции и, наконец, ментальность личности.

Оглавление

1. 7. Педагогика Средневековья и Возрождения
2. 17. Организация и управление педагогическим процессом
3. 27. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
4. 37. Понятие общения и межличностных отношений. Виды общения
5. Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Контрольная Педагогика и психология .docx

— 51.76 Кб (Скачать)

ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

В Г.КАЛИНИНГРАДЕ

 

 

Контрольная работа № 1

 

по дисциплине:

« Педагогика и психология »

 

Вариант № 7

 

 

Выполнил:

С Студент 1  курса

Факультета: Товароведение           

Специальности: Товароведная оценка качества товаров

Группы: 12 - Тс

Личный номер: 2-1703-100800.

62-12/990167

Руссу Иван Александрович


 

 

 

Проверил:                              ______________________         __________________

             Подпись                                                                                                                  Фамилия, имя, отчество преподавателя

 

 

 

             

 

 

2012 год

 

 

 

 

Содержание

 

1. 7. Педагогика Средневековья и Возрождения

2. 17. Организация и управление педагогическим процессом

3. 27. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

4. 37. Понятие общения и межличностных отношений. Виды общения

5. Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Педагогика Средневековья и Возрождения

 

В 476 г. под  натиском германских племен пала Римская  империя. Эта дата - точка отсчета  европейского Средневековья, которое  завершилось к XVII в. Период Средневековья  охватывает время с V в. по ХVI в. Выделяют: раннее Средневековье (V-IХ вв.), Средневековье (Х-ХШ вв.), Эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.).

В это  время действовали факторы, которые  цементировали европейское общество и определяли специфику обучения и воспитания. Это, прежде всего, христианская традиция, это влияние античной традиции и, наконец, ментальность личности. Средневековье  нельзя представить без варварской, дохристианской традиции (человека следует  интегрировать в определенный клан). Особую роль играла трехчленная система  разделения труда сложившиеся к XI в.: духовенство, светские феодалы, крестьяне  и горожане. Каждое сословие имело  свой имидж. Добродетелью крестьянина  считалось трудолюбие; лучшей чертой аристократа – доблесть; главное  качество духовенства - благочестие  и пр. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Философско-педагогическая мысль Средневековья  главную цель воспитания видела в  спасении души.

Носителями  христианской педагогики были служители  католической церкви. Идеалом выступала  верующая личность. Образец воспитания должно было давать монашество. Идеалом  монашеского воспитания было нравственное воспитание (чистота сердца путем  постов), устранения от земных благ, самоконтроля над желаниями, усердного чтения религиозных текстов, но это не исключало  необходимости приобретения светских знаний. Важную роль в раннем Средневековье играла схоластика.

Будучи  универсальной философией, она преобладала  в Западной Европе ХI - XVI вв. как педагогика - подавала в стройном виде христианское вероучение с целью предложить учащимся совершенное систематизированное знание. Она заложила культурные ценности, опирающиеся на христианское богословие. Важную роль в создании новой идеологии обучения и воспитания сыграл Фома Аквинский. Он пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Его сочинения служили источником изучения богословия в Средневековой школе. Итак, в практике воспитания и обучения раннего Средневековья переплетались языческая, античная, христианская традиции.

В рыцарском  воспитании были заложены идеи послушания, жертвенности, личной свободы. В феодальной среде существовало презрительное  отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставляли программа  «Семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, игра на музыкальном инструменте, пение  стихов собственного сочинения, но прежде юношу обучали военному делу. Юным феодалам полагалось осваивать военную  науку и весь круг необходимых  в жизни знаний и умений, находясь при дворе сюзерена.

Постепенно  рыцарское воспитание утрачивалось, но не бесследно. После распада Римской  империи в школьном деле существовали старые формы и сравнительно новые: Школы грамматиков, риторические школы; Церковные школы, ученичество, обучение феодальной знати.

К VII веку школы античного типа полностью  исчезли. Это произошло в силу ряда причин: постоянные войны; отсутствие педагогических кадров; конкуренция  церковных учебных заведений; исчезновение античного общества, которое обслуживало  эти учебные заведения.

Вновь организованные церковные школы стали приемниками  античной традиции. Прежде всего, это  проявлялось в латыни. Церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями. Школьное дело V-VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Неграмотной была верхушка общества. Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях возрастала. Католическая церковь стремилась исправить положение. Инициировать развитие образования пытались и светские власти (Карл Великий).

 

 В  раннесредневековой Европе сложились  два главных типа церковных  учебных заведений: кафедральные и монастырские школы. Школы готовили служителей культа - внутренняя школа и обучали мирян – внешние школы. Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, а учебные заведения повышенного образования – большими школами. Епископальные школы до IX века являлись церковными учебными заведениями основного типа, где преподавали богословие. В течение IX века кафедральные школы переживают упадок, но в Х веке их рост вновь возобновился.

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Почти в  полном пренебрежении было физическое воспитание. Пользуясь догматом «Тело - враг души» школы не уделяли  физическому воспитанию должного внимания, хотя иногда проводились «дни веселья», каникул формально не было. Школы  ордена анахоретов три года учили  началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных обрядов. Немного  шире была программа школ капуцинов, где знакомили с религиозным  учением, давали общую подготовку (счет, письмо, пение) иногда к этому добавляли  изучение астрологии. Основными книгами  были абецедарий и псалтирь.

Обучали в церковных школах повышенного  образования по программе семи свободных  искусств. Такая программа включала следующие дисциплины: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, астрономия, музыка, арифметика. Программа семи свободных искусств делилась на две части: тривиум (низшая) - грамматика, риторика, диалектика; квадриум (высшая) - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Особо досконально изучались - грамматика и музыка. Грамматика была главным предметом. Обучение диалектики опиралось на произведения Аристотеля. Риторику изучали, опираясь на труды Квинтилиана. Уроки географии и геометрии давали представления об устройстве обитаемого мира (пространства) с помощью чисел (работы Евклида). Астрономия носила прикладной характер и была связана с вычислением многочисленных церковных праздников. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизводство образов.

В период с ХII по ХV вв. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это проявилось в появлении городских школ и университетов. Это было связано с ростом городской инфраструктуры, укреплением социальных позиций горожан. Первые городские школы появились во второй половине ХII - начале XIII вв. в Лондоне, Париже, Милане, Гамбурге и др. Городские школы рождались из систем ученичества, цеховых школ, гильдейских школ, школ счета для детей ремесленников и торговцев.

Возникшие в ХIII - XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку чтение, письмо, счет, элементы геометрии, естествознание. Обучение велось на родном языке. Умения ученики получали непосредственно у мастера. Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языке, а также аналогичные учебные заведения для девочек. Первым городским школам приходилось преодолевать тяжкий надзор церкви. Церковники урезали программы, утверждали кандидатуры учителей, но постепенно школы избавляются от подобной опеки, отвоевывают право определять программу, назначать преподавателей. Программа городских школ по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественные науки. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них (школы счета) давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы.

Латинские школы и ряд других учебных  заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. Городские (латинские) школы возникали на фоне развития торгово-промышленной Европейской  цивилизации. В Центральной Европе в реформировании городских школ сыграли роль педагоги реформации. Программа высшей городской школы  постепенно усложнялась. Было добавлено  преподавание древнегреческого и древне европейского языка. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три  этапа 5-6 летнего изучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся. Кроме городских школ в Центральной Европе были созданы школы иезуитов (ХVI-ХVII вв.).

Кроме этого  были образованы: гимназии, коллежи, грамматические школы, школы иеронимитов, дворянские школы, а так же развивается система университетов. Университеты родились в системе церковных школ в конце XI - начале XII вв. Отдельные кафедральные и монастырские школы превратились в крупные учебные центры - университеты.

Университеты  учреждались светской властью. Их рождение и их права подтверждались привилегиями - особыми документами, закрепленными  римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую  автономию, освобождали студентов  от военных повинностей. Появление  университетов вызвано оживлением общественной жизни, торговли, увеличением  городов и доходов. Вот почему города соглашались на открытие университетов. Но его открытие сопровождалось рядом  условий: минимальное число студентов  и др. Церковь стремилась удержать университетское образование под  своим влиянием. Главным предметом  в университетах было богословие. Большинство преподавателей были выходцы  из духовенства. Церковь держала  в университетах своих представителей – канцеров, которые подчинялись  архиепископам. И в сеже университеты играли роль светской альтернативы церковному образованию.

 

 

 

 

 

 

 

17. Организация  и управление педагогическим  процессом

 

Чтобы педагогический процесс в профильной школе «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление  есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. Педагогическое управление есть воздействие, оказываемое для достижения поставленных целей.

Процесс управления состоит из следующих  компонентов:

Постановка  цели → Информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) → Формулировка задач в зависимости  от цели и особенностей учащихся → Проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) → Реализация проекта → Контроль за ходом выполнения → Корректировка → Подведение итогов.

Процесс обучения как педагогическая система  включает следующие компоненты (таблица 1):

 

Таблица 1. Компоненты процесса обучения

 

 

Цели

 

Деятельность учителя

(преподавание)

 

Средства

Принципы

Содержание

Методы

Формы

Способы контроля

Способы коррекции

Деятельность учащегося

(учение)

 

Результат

 

 

Мы рассмотрели  педагогическую структуру процесса обучения.

В психологической  структуре процесса обучения выделяют три подструктуры:

1) познавательные  процессы (процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения  информации);

2) мотивация  учения (проявление учащимися интереса, склонностей, мотивация учения, динамика  эмоционального настроя);

3) напряжение (подъемы и спады физического  и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности  и утомления).

В процессе обучения, как и во всякой человеческой деятельности, выделяются следующие  структурные элементы:

  • целевой;
  • потребностно-мотивационный;
  • содержательный;
  • операционно-деятельностный;
  • эмоционально-волевой;
  • контрольно-регулировочный;
  • оценочно-результативный.

Информация о работе Педагогика Средневековья и Возрождения