Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:00, курсовая работа
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся.
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность обучающихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.
Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно, ограничивает её ценность.
Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики, о чем мы поговорим позже.
Принцип связи контроля с образованием, обучением и воспитанием. Этот принцип позволяет рассматривать контроль с двух, казалось бы, противоположных позиций. С одной стороны, утверждается необходимость контроля как неотъемлемой части общевузовского педагогического процесса. Тем самым отвергаются попытки как приуменьшения, так и преувеличения его роли. Успех дела, в конечном счете, решается уровнем постановки педагогического процесса вообще и контроля, в частности. По данным зарубежных исследований качество подготовки специалистов зависит на 50 процентов от так называемых, когнитивных факторов, т. е. от относительно устойчивых индивидуальных особенностей личности, определяющих успех в познавательной деятельности (интеллект, память, внимание и др.). на 25 процентов - от аффективных факторов (преимущественно от мотивов обучения, эмоционального отношения к преподавателю, предмету, членам студенческой группы) и только на 25 процентов от качества обучения.
В идеальных условиях воздействия всех этих факторов роль педагогического контроля вряд ли превысила бы пяти или десяти процентный уровень. Однако в реальных условиях он может быть и выше, и ниже, в зависимости от состояния учебно-воспитательного процесса. Роль контроля возрастает при недостатке ответственного отношения к учебному процессу, при слабой мотивации учебы студентов и работы преподавателей, при недостаточном общем интеллектуальном развитии студентов и несформированности у них в должной мере морального сознания.
Принцип объективности. Объективность педагогического контроля достигается разными путями. Первый, традиционный путь - формирование коллегиальной оценки, для чего создаются различные комиссии, состав и число членов которых зависит от важности того дела, которое нужно контролировать. Получаемые при этом оценки нередко называются объективными, хотя известно, что сложение нескольких субъективных мнений не всегда отражает объективное положение.
Отчасти это происходит из-за того, что сложенные вместе индивидуальные мнения не становятся объективными и продолжают оставаться субъективными, а точнее, интерсубъективными: близость к объективности зависит от качественного состава комиссии, в которой мнение одного высококвалифицированного специалиста может оказаться более объективным, чем мнение всех остальных, вместе взятых.
Принципы справедливости и гласности. Близкими по смыслу принципу объективности являются принципы справедливости и гласности педагогического контроля. Эту близость можно сформулировать логически, по признаку включенности: где не хватает гласности, там не хватает и справедливости, а следовательно не хватает объективности. Являясь одним из основных принципов перестройки всей жизни, гласность должна рассматриваться как неотъемлемый элемент организации педагогического контроля в современных условиях. Это означает открытость всех этапов и общедоступность ознакомления с результатами педагогического контроля, ясность и одинаковое применение всех правил, лежащих в основе контроля ко всем, без исключения, студентам, в одинаковых условиях, а также возможность перепроверки результатов контроля.
Принцип справедливости педагогического контроля включает в себя широкую область морального, а иногда, и правового регулирования. Последнее случается там, где переступаются не только принципы педагогического контроля, но и более широкие принципы социалистического общества, правовых норм деятельности высшей школы. Встречающиеся иногда случаи протекционизма, приема по звонкам, завышения оценок по разным мотивам, сбор денег заочниками на подарок преподавателю как раз перед экзаменом и другие действия попадают в сферу применения законов, принятых для искоренения таких негативных явлений.
Другой аспект применения принципа справедливости охватывает широкую область морального регулирования. Известно, что списывают и подсказывают, пользуются «шпаргалками» с целью получения незаслуженно высокой оценки только там, где это не расценивается как нарушение учебной этики. Такие поступки часто оправдываются студентами как проявление товарищеской взаимопомощи, групповой солидарности.
Справедливость оценки связана еще с одной проблемой, вытекающей из стремления отдельных вузов и некоторых кафедр приукрасить реальное положение дел. Немало нареканий этического характера вызывает сложившаяся практика оценивать работу преподавателей но средней оценке в группе и по количеству отличников. При отсутствии системы объективного педагогического контроля менее принципиальные и требовательные преподаватели нередко выглядят лучше тех, кто ответственно относится к оценке знаний. Стремление приукрасить несовершенные показатели связано, помимо прочего, с формализмом, при котором главным становится не работа, а несовершенные "показатели работы. Поскольку ни один показатель не дает полностью адекватную информацию о результатах деятельности, подмена такого рода приводит к тактике работы на показатель; последний по сути овеществляется, делается самоцелью и главным смыслом работы.
Вопрос о справедливости оценки не случайно ассоциируется в сознании студентов с понятием объективности. Мнение преподавателя воспринимается ими как справедливое только тогда, когда оно имеет объективное основание, поддающееся рациональному объяснению. Под основанием оценки понимаются позиция или доводы, которые склоняют преподавателя к тому или иному решению. В качестве основания обычно выступает некоторый стандарт (образец, идеал) образования, представленный в учебной программе. Разная степень освоения учебной программы приводит к различиям в успеваемости. В разных вузах опытно-статистическим путем (расчетом среднего балла успеваемости) формируются свои стандарты успеваемости. При прочих равных условиях повышение требовательности влечет ухудшение привычного стандарта успеваемости.
Принципы научности и эффективности. Педагогический контроль может быть организован как на научной основе, так и на основе опыта, интуиции, здравого смысла. Принципом научности контроля подчеркивается обязательность первого подхода и недостаточность второго. Научность выступает в качестве необходимого условия достижения эффективности педагогического контроля. Эффективность включает в себя, помимо научности, вопросы оптимальной организации контроля, учета соотношения между достигнутым эффектом и совокупными затратами времени, средств.
Принципы
систематичности и
Принцип всесторонности акцентирует внимание на необходимости полного, по возможности, охвата круга вопросов, подлежащих контролю. Напомним, что это, главным образом, вопросы образования, обучения и воспитания. При оценке знаний в первую очередь обращается внимание на проверку усвоения основных тем и разделов, при проверке обученности, на степень усвоения основных навыков и умений, а при проверке результатов воспитательного процесса оцениваются общественно-политическая активность студентов, уровень развития морального сознания, ценностные ориентации, потребности, мотивы и интересы.
В дополнение к педагогическому контролю целесообразно использовать методы психологической диагностики. При этом акцент рекомендуется делать не на изучение структуры личности (как это делается сейчас с помощью личностных тестов), а па изучение тех свойств, которые становятся (или должны становиться) предметом профессиональной подготовки. Это такие свойства психики, как внимательность, память, интеллектуальные и творческие способности. Кроме того, время от времени с помощью специальных тестов целесообразно проверять состояние психического здоровья студентов, что позволит вовремя заметить появляющиеся отклонения и принять соответствующие меры.
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить основные его виды:
Эти виды педагогического контроля рассматриваются как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения. [2]
Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля, по мнению Хуторского А.В., - зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обучённости учащегося важна для того, чтобы определить его приращение за определённый период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обучённости с начальным, то есть степень личностного приращения.
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого студента.
Успех изучения любой темы
(раздела или курса) зависит от
степени усвоения тех понятий, терминов,
положений и т.д., которые изучались
на предшествующих этапах обучения. Если
информации об этом у педагога нет,
то он лишён возможности
Текущий контроль – это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
Текущий контроль необходим
для диагностирования хода дидактического
процесса, выявления динамики последнего,
сопоставления реально
Возможные формы такого контроля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др. [2]
Текущий контроль, как уже
говорилось, нередко осуществляется
посредством устного опроса, который
все время совершенствуется: педагоги
всё шире практикуют такие его
формы, как уплотнённый, фронтальный,
магнитофонный и др. Тестовые задания
для текущего контроля (их количество
обычно не превышает 6-8) формируются
так, чтобы охватить все важнейшие
элементы знаний, умений, изученные
учащимися на протяжении последних
2-3 уроков. После завершения работы
обязательно анализируются
Повторный контроль – предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний учеников.