Педагогический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся.

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ МОЙ ДУХОВНЁВА.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

 

Введение

Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает  в качестве одного из основных принципов  государственной политики адаптивность системы образования к уровням  и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль является важнейшим  компонентом педагогической системы  и частью учебного процесса. До сих  пор результатом педагогического  контроля безоговорочно считается  оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.  На мой взгляд, существует большое  количество проблем, связанных конкретно  с педагогическим контролем, компетентностью  контроля качества образования.

Анализируя особенности  состояния проблемы проверки и оценки знаний, следует отметить, что эта  проблема многогранна и рассматривалась  исследователями в самых различных  аспектах.

Научное обоснование оценки результатов обучения означает, что  высказываются такого рода суждения, которые покоятся на фактах, признаваемых за истинные, и в которых содержится характеристика существенных связей, а не любых внешне наблюдаемых  признаков.

Тема данной курсовой работы «Педагогический контроль в системе  профессионального образования».  Целью работы является обозначение  и выявление критериев оценки достижений обучаемого в системе  педагогического контроля.

Задачей курсовой работы является рассмотрение понятия педагогического  контроля, его функций, видов и  форм  педагогического контроля, анализ его основных принципов и  методов.  Также в данной курсовой работе освещено понятие оценки учебных  достижений и диагностика педагогического  контроля.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы педагогического контроля.

      1. Место и функции проверки и контроля знаний в учебном процессе.

Проверка и  оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляется путём систематического контроля за учебной деятельностью учащихся на уроках и дома с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой.

С помощью проверки и оценки, по мнению П.И. Пидкасистого, выявляются знания, которые усвоили студенты на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке обучающихся, эффективность работы учителя, выставляются текущие отметки, проходит аттестация учащихся, перевод с курса на курс, определяется готовность к дальнейшему обучению.

От того, как осуществляется проверка и оценка знаний во многом зависит дисциплина на занятии, отношение студентов к обучению, домашней, самостоятельной работе, и формирование таких важнейших качеств личности обучающегося, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие.

Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений  между преподавателем и студентами. Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования, интерес к предмету самым тесным образом связаны с этими вопросами.

Многосторонняя  значимость педагогической оценки под стать  и сложной деятельности педагога, оценивающего результаты обучения. Многие начинающие учителя признают самой  сложной из своих функций оценку и проверку знаний. Но и наличие  стажа не снимает трудностей.

Проверка и оценка знаний выполняют контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную функции. [1]

Контролирующая  функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков обучающихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения готовности их к дальнейшему обучению.

Обучающая и образовательная  функции в том, что ученик не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей развитию познавательных способностей обучающихся.

Воспитывающая  функция проверки и оценки проявляется в систематическом контроле за учебной деятельностью студентов, повышает ответственность их за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать свои возможности.

Учитель не просто регистрирует знания обучающихся, а на основе  анализа достижений каждого студента имеет возможность корректировать весь учебно-воспитательный процесс, информировать родителей и общественность об успехах или недостатках обучения.

Контроль за учебной деятельностью  на всех этапах обучения должен быть регулярным и систематическим, охватывать основные разделы учебной программы, обеспечивать проверку усвоения теоретических знаний, формирование интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; включать разнообразные формы и методы проведения; проводиться дифференцированно  с учётом специфики учебного предмета и индивидуальных особенностей учащихся; быть объективным, основанным на глубоком знании каждого ученика. [1]

 

 

 

 

 

      1. Понятие педагогического контроля и  диагностики обучения,  оценки и отметки.

Диагностика  обучения, по мнению Хуторского А.В. , это обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. В свою очередь, диагностика охватывает различные сферы – психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.

Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения. [2]

Диагностика образовательной  деятельности студента включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений студента, переопределение целей, уточнений образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В состав диагностики входят различные формы контроля, который  означает выявление, измерение и  оценивание знаний, умений и навыков  студентов. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности студента, объёма его учебного труда, внутренних приращений.

Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет  различные способы выражения  – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные  по определённым параметрам аналитические  данные. Оценка чаще всего завершается  отметкой – условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов.

Функции оценки:

    • Мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность студента и стимулирует ее предложение;
    • Диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов студента;
    • Воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности студента;
    • Информационная – свидетельствуют о степени успешности студента в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

Если говорить об оценке, то это часть образовательного процесса, в котором обучающийся выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога – обучение ребят навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий  раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит их формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного  продукта.

Также необходимо отличать оценку от отметки. Оценка – это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка – результат этого процесса.

Традиционной является четырёхбальная система отметок:

- владеет в полной мере (отлично);

- владеет достаточно (хорошо);

- владеет недостаточно (удовлетворительно);

- не владеет (неудовлетворительно).

В ходе обучения педагог предлагает соответствующие задания, организует определённые виды деятельности студентов, направленные на достижение ими заданных результатов. Здесь можно привести примеры планируемых результатов обучения различных уровней.

1.Проверка знаний

1.1.Знание факторов, их  причин, различий.

1.2.Знание научных и  иных проблем по изучаемой  теме, их определений о возможных  путях их решения.

1.3.Знание фундаментальных  понятий по теме, их определений;  представление об объёме и  содержании понятий; знание практических  применений понятий.

1.4.Знание основных правил, закономерностей и законов, их  формулировок, условий и границ  проявления, специфики применения.

1.5.Знание теорий, опытных  фактов,  послуживших основой  их разработки, основных положений,  доказательств, выводов, практических  приложений, прогностических возможностей.

2.Проверка умений.

2.1.Владение фактами:

- установление причин  фактов;

- установление взаимосвязей  между фактами;

- отличие фундаментальных  объектов и фактов от второстепенных.

2.2.Владение проблематикой:

- формулирование и переформулирование  проблем по теме;

- умение отыскать возможные  пути решения проблемы.

2.3.Владение понятиями:

- узнавание понятий, конструирование  их определений;

          - раскрытие объема понятий;

- раскрытие содержания  понятия;

- практическое применение  понятий.

2.4.Владениями правилами,  закономерностями и законами:

- узнавание правила, закономерности, закона;

- формулирование правила,  закономерности, закона;

- раскрытие содержания  правила, закономерности, закона;

- характеристика действий, связанных с применением правила,  закономерности, закона.

2.5.Владение теориями:

- узнавание теории;

- отыскание опытных фактов, необходимых для разработки теории;

- раскрытие содержания  теории (характеристика основных  положений, уравнений, доказательств,  выводов);

- осуществление на основе  теории практических действий.

3.Проверка навыков

3.1.Построение и осуществление  алгоритма операций выполнения  конкретных действий в структуре  умения.

3.2.Моделирование практического  выполнения действий, составляющих  данное умение.

3.3.Выполнение комплекса  действий, составляющих определенное  умение.

3.4.Самоанализ результатов  выполнения действий, составляющих  умение в сопоставлении с целью  деятельности.

3.5.Время выполнения умения (измерение скорости чтения, устного  счета и т.п.).

4.Проверка усвоенных способов  деятельности

4.1.Узнавание методов и  процедур, относящихся к изученному  материалу.

4.2.Раскрытие содержания  методов и процедур, характеристика  действий и операций, составляющих  их сущность.

4.3.Владение методами и  процедурами, связанными с получением  знаний и  их обработкой.

4.4.Применение методов  и процедур в различных вариантах  последовательности составляющих  их действий, а также в новых  условиях.

4.5.Характеристика условий  и границ применения метода  или процедуры.

5.Проверка уровня развития  способностей

5.1.Выполнение тестов достижений, тестов интеллекта, тестов креативности  и др.

5.2.Создание образовательной  продукции, соответствующей изучаемой  теме с заданными параметрами.

5.3.Выполнение видов деятельности, соответствующих целевым предметным  установкам изучаемой темы.

5.4. Выполнение видов деятельности, соответствующих целевым метапредметным  образовательным установкам.

5.5.Выполнение методологических, организационных, самоорганизационных  видов образовательной деятельности.

Аванесов В.С. определяет конкретно контроль как одновременно и объект теоретических исследований, и сфера практической деятельности педагога. С помощью контроля, по его мнению,  можно выявить  достоинства и недостатки новых  методов обучения, установить взаимную связь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования. Так же, с помощью педагогического  контроля можно сравнить работу разных преподавателей, дать оценку достижениям  учащегося и обнаружить недостатки в его знаниях, дать руководителю учебного заведения объективную  информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач. 
         Само понятие «педагогический контроль» применительно к учебному процессу имеет несколько трактовок. С одной стороны, педагогический контроль являться цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и обучающихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. С другой стороны, применительно к обыденному учебному процессу, под контролем понимают выявление и оценку итогов учебной деятельности студентов. [4]

Информация о работе Педагогический контроль