Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:00, курсовая работа
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся.
Введение
Закон Российской федерации
"Об образовании" провозглашает
в качестве одного из основных принципов
государственной политики адаптивность
системы образования к уровням
и особенностям развития учащихся.
Педагогический контроль является важнейшим
компонентом педагогической системы
и частью учебного процесса. До сих
пор результатом
Анализируя особенности
состояния проблемы проверки и оценки
знаний, следует отметить, что эта
проблема многогранна и рассматривалась
исследователями в самых
Научное обоснование оценки результатов обучения означает, что высказываются такого рода суждения, которые покоятся на фактах, признаваемых за истинные, и в которых содержится характеристика существенных связей, а не любых внешне наблюдаемых признаков.
Тема данной курсовой работы
«Педагогический контроль в системе
профессионального образования»
Задачей курсовой работы является рассмотрение понятия педагогического контроля, его функций, видов и форм педагогического контроля, анализ его основных принципов и методов. Также в данной курсовой работе освещено понятие оценки учебных достижений и диагностика педагогического контроля.
Глава 1. Теоретические основы педагогического контроля.
Проверка и оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляется путём систематического контроля за учебной деятельностью учащихся на уроках и дома с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой.
С помощью проверки и оценки, по мнению П.И. Пидкасистого, выявляются знания, которые усвоили студенты на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке обучающихся, эффективность работы учителя, выставляются текущие отметки, проходит аттестация учащихся, перевод с курса на курс, определяется готовность к дальнейшему обучению.
От того, как осуществляется проверка и оценка знаний во многом зависит дисциплина на занятии, отношение студентов к обучению, домашней, самостоятельной работе, и формирование таких важнейших качеств личности обучающегося, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие.
Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между преподавателем и студентами. Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования, интерес к предмету самым тесным образом связаны с этими вопросами.
Многосторонняя значимость педагогической оценки под стать и сложной деятельности педагога, оценивающего результаты обучения. Многие начинающие учителя признают самой сложной из своих функций оценку и проверку знаний. Но и наличие стажа не снимает трудностей.
Проверка и оценка знаний выполняют контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную функции. [1]
Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков обучающихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения готовности их к дальнейшему обучению.
Обучающая и образовательная функции в том, что ученик не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей развитию познавательных способностей обучающихся.
Воспитывающая функция проверки и оценки проявляется в систематическом контроле за учебной деятельностью студентов, повышает ответственность их за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать свои возможности.
Учитель не просто регистрирует знания обучающихся, а на основе анализа достижений каждого студента имеет возможность корректировать весь учебно-воспитательный процесс, информировать родителей и общественность об успехах или недостатках обучения.
Контроль за учебной деятельностью на всех этапах обучения должен быть регулярным и систематическим, охватывать основные разделы учебной программы, обеспечивать проверку усвоения теоретических знаний, формирование интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; включать разнообразные формы и методы проведения; проводиться дифференцированно с учётом специфики учебного предмета и индивидуальных особенностей учащихся; быть объективным, основанным на глубоком знании каждого ученика. [1]
Диагностика обучения, по мнению Хуторского А.В. , это обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. В свою очередь, диагностика охватывает различные сферы – психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.
Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения. [2]
Диагностика образовательной деятельности студента включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений студента, переопределение целей, уточнений образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.
В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков студентов. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности студента, объёма его учебного труда, внутренних приращений.
Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определённым параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой – условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов.
Функции оценки:
Если говорить об оценке, то это часть образовательного процесса, в котором обучающийся выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога – обучение ребят навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит их формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Также необходимо отличать оценку от отметки. Оценка – это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка – результат этого процесса.
Традиционной является четырёхбальная система отметок:
- владеет в полной мере (отлично);
- владеет достаточно (хорошо);
- владеет недостаточно (удовлетворительно);
- не владеет (
В ходе обучения педагог предлагает соответствующие задания, организует определённые виды деятельности студентов, направленные на достижение ими заданных результатов. Здесь можно привести примеры планируемых результатов обучения различных уровней.
1.Проверка знаний
1.1.Знание факторов, их причин, различий.
1.2.Знание научных и иных проблем по изучаемой теме, их определений о возможных путях их решения.
1.3.Знание фундаментальных
понятий по теме, их определений;
представление об объёме и
содержании понятий; знание
1.4.Знание основных правил, закономерностей и законов, их формулировок, условий и границ проявления, специфики применения.
1.5.Знание теорий, опытных
фактов, послуживших основой
их разработки, основных положений,
доказательств, выводов,
2.Проверка умений.
2.1.Владение фактами:
- установление причин фактов;
- установление взаимосвязей между фактами;
- отличие фундаментальных
объектов и фактов от
2.2.Владение проблематикой:
- формулирование и
- умение отыскать возможные пути решения проблемы.
2.3.Владение понятиями:
- узнавание понятий,
- раскрытие объема понятий;
- раскрытие содержания понятия;
- практическое применение понятий.
2.4.Владениями правилами, закономерностями и законами:
- узнавание правила,
- формулирование правила, закономерности, закона;
- раскрытие содержания правила, закономерности, закона;
- характеристика действий,
связанных с применением
2.5.Владение теориями:
- узнавание теории;
- отыскание опытных фактов,
необходимых для разработки
- раскрытие содержания
теории (характеристика основных
положений, уравнений,
- осуществление на основе теории практических действий.
3.Проверка навыков
3.1.Построение и
3.2.Моделирование
3.3.Выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение.
3.4.Самоанализ результатов
выполнения действий, составляющих
умение в сопоставлении с
3.5.Время выполнения умения (измерение скорости чтения, устного счета и т.п.).
4.Проверка усвоенных способов деятельности
4.1.Узнавание методов и процедур, относящихся к изученному материалу.
4.2.Раскрытие содержания методов и процедур, характеристика действий и операций, составляющих их сущность.
4.3.Владение методами и
процедурами, связанными с
4.4.Применение методов
и процедур в различных
4.5.Характеристика условий и границ применения метода или процедуры.
5.Проверка уровня развития способностей
5.1.Выполнение тестов
5.2.Создание образовательной
продукции, соответствующей
5.3.Выполнение видов
5.4. Выполнение видов деятельности,
соответствующих целевым
5.5.Выполнение
Аванесов В.С. определяет
конкретно контроль как одновременно
и объект теоретических исследований,
и сфера практической деятельности
педагога. С помощью контроля, по
его мнению, можно выявить
достоинства и недостатки новых
методов обучения, установить взаимную
связь между планируемыми, реализуемыми
и достигнутыми уровнями образования.
Так же, с помощью педагогического
контроля можно сравнить работу разных
преподавателей, дать оценку достижениям
учащегося и обнаружить недостатки
в его знаниях, дать руководителю
учебного заведения объективную
информацию для принятия управленческих
решений и выполнить ряд других
не менее важных задач.
Само понятие «педагогический
контроль» применительно к учебному
процессу имеет несколько трактовок. С
одной стороны, педагогический контроль
являться цельной дидактической и методической
системой проверочной деятельности. Эта
взаимосвязанная совместная деятельность
преподавателей и обучающихся при руководящей
и организующей роли педагогов направлена
на выявление результатов учебного процесса
и на повышение его эффективности. С другой
стороны, применительно к обыденному учебному
процессу, под контролем понимают выявление
и оценку итогов учебной деятельности
студентов. [4]