Педагогический эксперимент

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:00, лекция

Краткое описание

Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».
Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н.Скаткин).
Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).

Файлы: 1 файл

Лекция 8.docx

— 50.57 Кб (Скачать)

  57

проблемы; 2) созданием проблемной ситуации и постановкой задания  по ее раз-

решению учитель побуждает учащихся к учебной деятельности поискового ха-

рактера; 3) контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения

познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, изла-

гать результаты и доказывать свои выводы.

Исследовательский метод (как более  сложный) применяется реже эвристи-

ческого на доступном учащимся материале, изучение которого чаще связано с

выполнением  практических  или  теоретических  работ  поискового  характера.

Этот  метод  применяется  в  форме  организации  и  проведения  лабораторных  и 

практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров  зна-

ний, при решении в течении нескольких уроков тематических межпредметных

(интегративных) учебных проблем,  при решении целостной проблемы  творче-

скими группами учащихся, при организации учебных игр.

 

Алгоритмический метод 

 

Основные  признаки:  устное  инструктирование  учащихся;  показ  образца 

действия  и  алгоритма (совокупности  правил  и  предписаний)  его  выполнения;

наличие деятельности по образцу и  алгоритму; возможны ситуации, когда  алго-

ритмы разрабатывают сами учащиеся.

Определение: алгоритмический метод  обучения - это обусловленная прин-

ципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса

усвоения  новых  знаний  и  способов  действий (включая  усвоение  алгоритмов)

путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.

Основные функции: формирование у  учащихся умений работать по опреде-

ленным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических

работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые 

алгоритмы деятельности.

Основные правила: 1) учащихся подробно инструктируют как выполнить

задание; 2) им показывается образец  практического выполнения задания; 3) при

выполнении задания учащиеся пользуются предложенным учителем алгоритмом

(или разрабатывают его сами); 4) контроль и оценка осуществляется  в ходе и по

результатам деятельности.

Применяя алгоритмический метод  обучения, преподаватель имеет возмож-

ность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит

их алгоритмам действий, учит самостоятельно составлять их, формирует умения

и навыки практической исполнительской  деятельности (самостоятельное ее пла-

нирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого мето-

да формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овла-

дения умениями.

Реализуется данный метод  в форме  заданий,  выполняемых по  алгоритму 

или поиску нового алгоритма. В основе алгоритмического метода лежит переда-

ча алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выпол-

нения предстоящего задания (зачем, что  и как делать). В зависимости  от уровня

58   

развития учащихся инструктаж может  быть кратким, обобщенным или подроб-

ным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с примене-

нием письменных предписаний, карточек, ТСО. Например, при выполнении ла-

бораторно-практических работ можно предложить такой план деятельности: 1.

Какова цель предстоящей работы? Что нужно сделать, какое новое  знание усво-

ить, каким способом овладеть, какое умение выработать? 2. Что для этого необ-

ходимо сделать? Что нужно определить в работе? Какую закономерность необ-

ходимо проверить? Как она формулируется, как доказывается? и т.д.

 

Программированный метод 

 

Основные признаки: машинное и безмашинное программирование учебно-

го материала с постановкой  вопросов и заданий учащимся для самостоятельного

усвоения знаний и способов действий.

Определение: программированный метод - это обусловленная принципами

обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала  и 

управления  самостоятельной  работой  учащихся  по  его  изучению  с  помощью 

программных педагогических средств (ППС).

Основные функции: управление с  помощью ППС и ТСО учебной  деятель-

ностью; обучение навыкам самоконтроля; обучение навыкам работы с компью-

тером;  составление обучающих и других программ для компьютера; развитие

индивидуальных способностей.

Правила: 1) учебный  материал  структурируется  с  помощью  ППС;

2) включение учащихся в учебную  деятельность и побуждение к  выполнению 

программированных  заданий  осуществляется  за  счет  новизны форм  работы  и 

мотивационного  обеспечения  учебного  процесса,  заложенного  при  разработке

ППС; 3) контроль  и  оценивание  проводятся  по  результатам  выполнения  про-

граммированных заданий.

Программированный метод  с  внедрением персональных  компьютеров  за-

нимает все больший удельный вес среди остальных методов обучения. За счет

высоких технических и дидактических  возможностей компьютеров (см. лекцию

9) этот метод находит применение  при изучении многих учебных  предметов и на

всех этапах урока.

 

Выбор методов обучения

 Вопросы выбора наиболее  адекватного в данной учебной  ситуации метода 

обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важ-

нейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им осо-

бое  внимание (см.  работы А.Н. Алексюка, Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова,

Н.М. Мочаловой, И.Я. Курамшина).  Рассмотрим факторы,  от  которых зависит

правильный  выбор  метода  обучения.  Исследования  Ю.К.  Бабанского,  М.И.

Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необ-

ходимо руководствоваться следующими критериями:

  59

1) соответствие целям и задачам  обучения и развития;

2) соответствие содержанию темы  урока; 

3) соответствие реальным учебным  возможностям школьников: возрастным 

(физическим,  психическим),  уровню  подготовленности (обученности,  развито-

сти, воспитанности), особенностям класса;

4) соответствие имеющимся условиям  и отведенному для обучения  времени; 

5) соответствие возможностям самих  учителей. Эти возможности опреде-

ляются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уров-

нем психолого-педагогической подготовки.

Цель урока всегда соотносится  с возможностями средств ее достижения, а к

ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании ме-

тоды могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все

названные  критерии.  Для  этого  требуется  комплексный  анализ  содержания

учебного материала и выявление  его доступности для усвоения учащимися. По-

этому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоре-

чивость,  соотношение опорных и новых понятий)  соотносятся с возрастными

особенностями школьников.


Информация о работе Педагогический эксперимент