Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:00, лекция
Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».
Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н.Скаткин).
Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).
57
проблемы; 2) созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее раз-
решению учитель побуждает учащихся к учебной деятельности поискового ха-
рактера; 3) контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения
познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, изла-
гать результаты и доказывать свои выводы.
Исследовательский метод (как более сложный) применяется реже эвристи-
ческого на доступном учащимся материале, изучение которого чаще связано с
выполнением практических или теоретических работ поискового характера.
Этот метод применяется в форме организации и проведения лабораторных и
практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров зна-
ний, при решении в течении нескольких уроков тематических межпредметных
(интегративных) учебных
скими группами учащихся, при организации учебных игр.
Алгоритмический метод
Основные признаки: устное инструктирование учащихся; показ образца
действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения;
наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алго-
ритмы разрабатывают сами учащиеся.
Определение: алгоритмический метод обучения - это обусловленная прин-
ципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса
усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов)
путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.
Основные функции: формирование у учащихся умений работать по опреде-
ленным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических
работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые
алгоритмы деятельности.
Основные правила: 1) учащихся подробно инструктируют как выполнить
задание; 2) им показывается образец практического выполнения задания; 3) при
выполнении задания учащиеся пользуются предложенным учителем алгоритмом
(или разрабатывают его сами);
4) контроль и оценка
результатам деятельности.
Применяя алгоритмический
ность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит
их алгоритмам действий, учит самостоятельно составлять их, формирует умения
и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее пла-
нирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого мето-
да формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овла-
дения умениями.
Реализуется данный метод в форме заданий, выполняемых по алгоритму
или поиску нового алгоритма. В основе алгоритмического метода лежит переда-
ча алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выпол-
нения предстоящего задания (зачем, что и как делать). В зависимости от уровня
58
развития учащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подроб-
ным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с примене-
нием письменных предписаний, карточек, ТСО. Например, при выполнении ла-
бораторно-практических работ можно предложить такой план деятельности: 1.
Какова цель предстоящей работы? Что нужно сделать, какое новое знание усво-
ить, каким способом овладеть, какое умение выработать? 2. Что для этого необ-
ходимо сделать? Что нужно определить в работе? Какую закономерность необ-
ходимо проверить? Как она формулируется, как доказывается? и т.д.
Программированный метод
Основные признаки: машинное и безмашинное программирование учебно-
го материала с постановкой вопросов и заданий учащимся для самостоятельного
усвоения знаний и способов действий.
Определение: программированный метод - это обусловленная принципами
обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала и
управления самостоятельной работой учащихся по его изучению с помощью
программных педагогических средств (ППС).
Основные функции: управление с помощью ППС и ТСО учебной деятель-
ностью; обучение навыкам самоконтроля; обучение навыкам работы с компью-
тером; составление обучающих и других программ для компьютера; развитие
индивидуальных способностей.
Правила: 1) учебный материал структурируется с помощью ППС;
2) включение учащихся в учебную деятельность и побуждение к выполнению
программированных заданий осуществляется за счет новизны форм работы и
мотивационного обеспечения учебного процесса, заложенного при разработке
ППС; 3) контроль и оценивание проводятся по результатам выполнения про-
граммированных заданий.
Программированный метод с внедрением персональных компьютеров за-
нимает все больший удельный вес среди остальных методов обучения. За счет
высоких технических и дидактических возможностей компьютеров (см. лекцию
9) этот метод находит применение при изучении многих учебных предметов и на
всех этапах урока.
Выбор методов обучения
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода
обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важ-
нейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им осо-
бое внимание (см. работы А.Н. Алексюка, Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова,
Н.М. Мочаловой, И.Я. Курамшина). Рассмотрим факторы, от которых зависит
правильный выбор метода обучения. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И.
Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необ-
ходимо руководствоваться следующими критериями:
59
1) соответствие целям и задачам обучения и развития;
2) соответствие содержанию темы урока;
3) соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным
(физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развито-
сти, воспитанности), особенностям класса;
4) соответствие имеющимся
5) соответствие возможностям
ляются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уров-
нем психолого-педагогической подготовки.
Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к
ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании ме-
тоды могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все
названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания
учебного материала и
этому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоре-
чивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными
особенностями школьников.