Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:00, лекция
Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».
Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н.Скаткин).
Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).
стандарты. Этот процесс может многократно повторяться.
Оформление
научно-исследовательских
1. Структура работы.
Научно-исследовательская работа должна содержать:
– титульный лист
– краткий реферат данной работы
– отзыв руководителя
– содержание
– список сокращений, условных обозначений, символов, терминов
– введение
– основную часть, подразделяемую на структурные части, главы, разделы, подразделы
– заключение (включая выводы)
– список использованной литературы в алфавитном порядке
– приложения
2. Требования к содержанию работы.
Реферат должен содержать.
– сведения об объеме работы, количество иллюстраций, таблиц, использованной литературы
– текст реферата
Текст реферата должен отражать:
– объект исследования
– цель работы
– метод исследования
– полученные результаты и их новизну
Объем текста реферата должен быть не более 2000 знаков.
Ведение
Ведение научно-исследовательской работы должно содержать оценку современного состояния изучаемой проблемы и обоснованность проведения данных исследований.
Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, цели и задачи исследований, их связь с другими работами.
Основная часть
Основная часть должна отражать следующие этапы:
– выбор направления исследования
– теоретические или экспериментальные исследования
– обобщение и оценку
результатов проведенных
В соответствии с перечисленными этапами в основной части работы необходимо отразить:
– обоснованность выбора направления исследования, методы решения поставленной задачи и их сравнительную оценку
– характер и содержание выполненных исследований, их соответствие цели
Заключение.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам исследований, предположения по их практическому использованию.
В заключении должно быть указано, чем завершаются, чем завершаются исследования:
Составлением инструкций, методик, продолжением разработок, внедрением в учебный процесс.
Приложение.
Для лучшего понимания и объяснения основной части в нее могут быть включены приложения, представляющие собой дополнительный материал (расчеты, формулы, таблицы, иллюстрации).
3. Правила оформления работы.
Общие требования.
Текст должен быть напечатан через полтора интервала.
Размеры полей должны быть следующими: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм.
Объем основной части работы не должен превышать 30 – 35 страниц.
Текст основной части делят на разделы, подразделы, пункты, подпункты
Заглавия подразделов печатаются маленькими буквами (кроме первой)
Переносы слов в заглавии не допускаются.
Расстояние между заглавием и текстом равняется 3 – 4 интервалам
Новый раздел начинается с нового места.
Нумерация.
Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер ставится в правом верхнем углу.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце. Например 1). 2). 3). Введение и заключение не нумеруются.
Иллюстрации (рисунки) (кроме таблиц) обозначаются словом (илл/рис) и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций (рисунков), приведенных в приложении.
Номер иллюстрации (рисунка) (за исключением таблиц) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации (рисунка), разделенных точкой (илл. 1.1. или илл. 1.2.) и должен стоять под иллюстрацией (рисунком) перед его названием.
Таблицы нумеруются последовательно арабскими буквами в пределах раздела.
В правом верхнем углу
таблицы над соответствующим
названием подписывают «
Содержание.
Содержание включает название всех разделов, пунктов с указанием номера страниц, на которых расположено начало материала разделов (подразделов, пунктов).
Перечет сокращений, условных обозначений, терминов, представляется в виде отдельного списка.
Список использованной литературы.
Использованная литература как источник, располагается в порядке появления ссылок в тексте работы.
Сведения об использованной литературе, включенной в список, даются на языке оригинала следующим образом:
Вычислительная техника и программирование. Учебник для тех. вузов. А. В. Петров. Е. Е. Алексеев. Под ред. А. В.Петрова. М.: Высшая шк. 1998. 479 с.
Приложения.
Приложения оформляются как продолжение работы на следующих ее страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.
Новое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «приложение», напечатанного буквами.
Приложение должно иметь содержательное заглавие.
Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например, приложение 1.
Нумерация страниц работы и приложений, входящих в ее состав, должна быть сквозной.
Лекция 8. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Слово “метода” в русском языке насчитывает тысячу лет. Методов обуче-
ния имеется несколько десятков (М.Н. Скаткин). И несмотря на долгую историю
развития этого понятия, на многообразие самих методов, пока еще не сложилось
единой, общепризнанной теории методов обучения. Что такое метод обучения?
Какими методами пользуется учитель? Какой системой методов предпочтитель-
нее овладеть учителю? На эти вопросы педагогика не дает однозначного ответа.
В данной теме мы рассмотрим точки зрения на эту проблему известных оте-
чественных дидактов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов,
М.Н. Скаткин).
Понятие метода обучения
В литературе существуют
различные подходы к
1) это способ деятельности
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено
как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обще-
ством социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целя-
ми развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения
обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту
обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения:
метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой сис-
тему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с
помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность
учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчерки-
вает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью
обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности уча-
щихся, а с другой - сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реали-
зацию закономерностей усвоения и развития.
Сейчас, отмечает Ю.К. Бабанский, большинство дидактов рассматривает
методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и
учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отли-
чие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод
связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения мето-
да понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них преду-
смотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспи-
тания, побуждения, организации и контроля.
Познакомим читателя и с третьим подходом к определению метода обуче-
ния. Философы отмечают, что в общественной и материальной действительно-
сти нет никаких методов и имеются лишь объективные законы (Тодор Павлов).
То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда - в сознательной дея-
тельности человека. Метод - это правила действия. Метод непосредственно фик-
сирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в
процессе познания и практического действия (П.В. Копнин). Под методом я ра-
зумею точные и простые правила (Р. Декарт). Как видим, философы подчерки-
вают в методе прежде всего его внутреннюю сторону - правила действия, кото-
рые находятся не вне, а в сознании человека. В начале 30-х гг. XX века о методе
обучения, наоборот, судили по внешним признакам, по тому, каким способом
работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название
“рассказ” , “беседа”. При таком понимании методы не определяют поведение
педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Но, опираясь на фи-
лософов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ дея-
тельности. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогиче-
ском термине, - это указание к педагогически целесообразному действию, пред-
писание, как действовать.
В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутрен-
нюю (М.И. Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учи-
тель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в
понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь
теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося. Какое же можно
дать определение методу обучения в этом случае?
Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организа-
ции педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, при-
меняемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Та-
ким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и
правила действия, и сами способы действия.
Какого из приведенных определений метода обучения необходимо при-
держиваться? Каждый ученый дал свое понятие метода, акцентировав внимание
на той или иной его стороне.
Сравнение определений
противоречат одно другому, а дополняют друг друга. Поэтому полезно знать все
приведенные определения метода обучения.
Классификация методов обучения
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную ха-
рактеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По источникам передачи и
характеру восприятия
традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский): сло-
весные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и
пр.); практические ( лабораторные работы, сочинения и пр.).
2. По характеру взаимной
тодов обучения И.Я. Лернера - М.Н. Скаткина: объяснительно-иллюстративный
метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-
поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.
3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов
Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) мето-
ды организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные,
практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, са-
мостоятельной работы и работы под руководством преподавателя ); б) методы
стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познава-
тельные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы
формирования долга и
личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в)
методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лаборатор
ные и практические работы, машинный и безмашинный программированный
контроль, фронтальный и
4. По сочетанию внешнего и
внутреннего в деятельности
гося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-
развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эври-
стический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают ес-
тественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более
четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же
классификации методов придерживаться учителю? Той, которая более понятна
ему и удобна в его работе. Из современных классификаций методов рассмотрим
методы проблемно-развивающего обучения, разработанные М.И. Махмутовым.
По нашему мнению, эта система методов представляет модифицированную на
более высоком уровне систему методов Лернера-Скаткина. С системой же мето-
дов обучения Ю.К. Бабанского ввиду популярности его работ читатель может
ознакомиться и без нашего участия.
Система методов проблемно-развивающего обучения
В этой системе методы обучения группируются по нескольким основаниям:
по уровню проблемности; по видам деятельности учителя (методы изложения
преподавателя - монологическое, показательное, диалогическое; методы органи-
зации самостоятельной учебной деятельности учащихся - эвристический, иссле-