Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:00, лекция
Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».
Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н.Скаткин).
Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).
довательский, программированный, алгоритмический); по характеру учебной
деятельности учащихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая);
по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, образо-
вания, побуждения и контроля).
Такая классификация способствует осознанному усвоению теории методов;
позволяет научно обоснованно выбрать метод и сознательно его применить в
нужном месте и в нужный момент.
Рассмотрим подробнее
мендуем следующий план рассмотрения каждого метода: признаки; определе-
ние; основные функции; правила; применение; отличие от других методов. При
этом правила формулируются, исходя из инвариантной структуры основных за-
дач обучения: 1) формирование новых знаний и способов действий, 2) побужде-
ние учащихся к активной деятельности, 3) управление процессом учения, 4)
оценивание процесса и результатов. Поэтому несмотря на то, что методов семь,
правил всего четыре. По содержанию, конечно, правила каждого метода отли-
чаются.
Монологический метод обучения
Признаки: наличие вербального изложения учителем учебного материала,
описательное объяснение фактов и т.п., спорадическое возникновение проблем-
53
ных ситуаций. Доминирует исполнительская деятельность учащихся: наблюде-
ние, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и
оценка по качеству воспроизведения знаний.
Определение: монологический метод - это обусловленная принципами обу-
чения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала
с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или
школьной лекции с применением
аудиовизуальных средств и
учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
Основные функции: а) передача учащимся готовых выводов науки в виде
фактов, законов, принципов, правил и положений; б) организация повторения и
закрепления пройденного материала, углубление знаний; в) совершенствование
репродуктивного мышления.
Правила: 1) сообщить учащимся учебный материал, дать его описание или
объяснение для запоминания или применения в упражнениях; 2) выбрать и при-
менить приемы побуждающего воздействия; 3) показать образцы действий (по-
казать на примерах, как выполнить то или иное действие); 4) контроль и оценку
знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.
Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции
с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений,
напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность учащихся
копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия
по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр. На
первый взгляд кажется, что использовать монологический метод довольно про-
сто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил. Однако каждому учите-
лю известно, как это трудно сделать. Трудно удержать активное внимание уча-
щихся на учебном материале, поддержать их интерес к нередко неинтересным
для них явлениям и фактам. Монологический метод, как уже отмечалось, пред-
полагает в общем-то пассивную деятельность учащихся: они должны слушать,
наблюдать, выполнять и т.д. Должны... Но не всегда они это осознают и потому
могут и не слушать, и не наблюдать, и не выполнять. Поэтому при монологиче-
ском методе необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие
его возможности. Мы имеем в виду приемы побуждения к учению, например,
при разборе ошибок, допущенных учащимися при выполнении задания, в ситуа-
циях, когда преподаватель требует выполнять работу по образцу или слушать.
Во всех этих случаях следует прежде всего подготовить учащихся к предстоя-
щей деятельности, направить их мысль на восприятие цели деятельности, скон-
центрировать внимание на учебной ситуации. То есть необходимо реализовать
все возможности мотивационного обеспечения учебного процесса (см. соответ-
ствующий раздел данного пособия).
Показательный метод обучения
Признаки: 1) показывается логика решения научной проблемы ученым или
решение нравственных проблем писателем; 2) показывается образец доказатель-
54
ства, рассуждений, путь поиска истины; 3) показываются способы решения
практической проблемы.
Определение: показательный метод - это обусловленная принципами обу-
чения система регулятивных правил подготовки и объяснения учебного мате-
риала путем постановки проблемы и показа способов ее решения или путем по-
каза учащимся образца логики научного исследования, формирование у них
способов поисковой
Функции: формирование у учащихся понятия о логике и способах решения
научной или практической проблемы, формирование представлений о способах
творческой деятельности.
Правила: 1) создать проблемную ситуацию и объяснить сущность основ-
ных понятий путем показа решения проблемы; 2-4 правила те же, что и у моно-
логического метода.
Способы применения: в форме рассказа (лекции) с показом логики откры-
тия, решения научной или практической проблемы, показом конструирования
способа действий, сопровождаемым демонстрацией опытов, диа- и видеофиль-
мов. Данный метод применяется в двух вариантах. В первом случае учитель
подбирает факты из истории науки и показывает логику решения научной про-
блемы учеными. Приводя в своем рассказе исторические факты, обнажая проти-
воречивость данных науки, учитель создает проблемную ситуацию, сам форму-
лирует проблему и показывает, как она решена учеными, обращая внимание
учащихся на логику познания, на логику движения мысли ученого к истине ( в
том числе на его ошибки, сомнения, успехи, описание опытов).
В другом случае учитель применяет показательный метод, чтобы проде-
монстрировать образец исследования при выводе какого-либо уравнения, дока-
зательства, закономерности, при решении практической проблемы. Деятель-
ность учителя в этом случае аналогична первому варианту. Деятельность уча-
щихся носит репродуктивный характер, но возможности побуждения к учебной
деятельности шире, чем при монологическом методе. Активизируют их деятель-
ность такие приемы: постановка проблемных вопросов, которые вызывают
удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоциональное от-
ношение; демонстрации, подтверждающие или опровергающие выдвинутые
предположения, что позволяет удерживать внимание учащихся на изучаемых
понятиях; связь с производственным опытом; оценочные обращения учителя,
его уверенность в доступности учебного материала; стимулирование уверенно-
сти учащихся в своих возможностях.
Диалогический метод
Основные признаки: изложение учебного материала идет в форме сооб-
щающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы
по известному учащимся материалу. Учитель может также создать проблемную
ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае сущность но-
вых понятий и способов действий объясняет учитель.
55
Определение: диалогический метод - это обусловленная принципами обу-
чения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведе-
ния сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, ус-
воения его учащимися; побуждения учащихся к участию в постановке проблем и
их решении; активизации их учебной деятельности.
Основные функции: раскрытие новых понятий и способов учебной деятель-
ности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых про-
блемных ситуаций; активизация познавательного общения и побуждение уча-
щихся к умственной или практической деятельности, формирование у них уме-
ний речевого общения и самостоятельной деятельности; обучение их способам
коллективной мыслительной деятельности.
Правила: 1) в ходе сообщающей беседы создавать (по возможности) про-
блемные ситуации; 2) привлекать учащихся в формулировке проблемы, выдви-
жению предположений, обоснованию гипотезы и ее доказательству; 3) контроль
и оценку производить по уровню активности участия учащихся в сообщающей
беседе и решении учебных проблем.
Работа диалогическим методом осуществляется в форме беседы на уроках
первого и третьего типа (изучения нового материала; обобщения и систематиза-
ции знаний). В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие
вопросы, которые обращены к имеющимся у них знаниям и умениям. Доля их
самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов
репродуктивного характера. При постановке вопросов, требующих для ответа
новой информации, новых знаний, новых подходов, преподаватель либо сам от-
вечает на них, либо организует изучение учащимися учебного пособия, видео-
фильма и пр. Этот метод очень динамичен, он может перейти и в эвристический,
и при необходимости в монологический, может применяться практически на
любом этапе урока.
Эвристический метод
Основные признаки: организация учителем изучения учебного материала в
форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение по-
знавательных задач; учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с по-
мощью учителя.
Определение: эвристический метод - это обусловленная принципами обуче-
ния система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения
эвристической беседы с решением познавательных задач.
Основные функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий;
развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию;
видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков
изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и само-
стоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков,
формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного
познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации аффилиации,
мотивации достижения.
Правила: 1) формирование новых знаний происходит на основе эвристиче-
ской беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие
в эвристической беседе - задавание учащимися встречных, проблемных вопро-
сов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач); 2) учитель
преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализиро-
вать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; 3)
оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания, за
умение выдвигать и
бами деятельности.
Применяется эвристический метод при изучении нового материала, имею-
щего противоречивый характер, или при совершенствовании ранее усвоенных
знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, стимулирования
многоаспектного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися но-
вых способов деятельности, которым их ранее не обучали. В большой степени
применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся,
особенно от сформированности их познавательных умений. Эвристический ме-
тод применяется в форме эвристической беседы во время семинара, дискуссии,
учебной конференции. Учитель сочетает частичное объяснение нового с поста-
новкой проблемных заданий. Учащиеся выполняют самостоятельные работы
поискового типа: анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и реша-
ют их, находят новые знания и способы действий.
Исследовательский метод
Основные признаки: преподаватель организует самостоятельную работу
учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного харак-
тера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как
правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно
не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (по-
иск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и
т.д.)
Определение: исследовательский метод - это обусловленная принципами
обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и орга-
низации преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению про-
блемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и
развития у них
Основные функции: формирование творческого мышления и других со-
ставляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися
новых знаний и способов действий, стимулирование появления у учащихся но-
вых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотива-
ционной, эмоциональной, волевой сфер.
Правила: 1) учитель, исходя из возможности и целесообразности проблем-
ного обучения, дает учащимся самостоятельную работу по решению учебной