Педагогический эксперимент

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:00, лекция

Краткое описание

Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».
Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н.Скаткин).
Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).

Файлы: 1 файл

Лекция 8.docx

— 50.57 Кб (Скачать)

довательский,  программированный,  алгоритмический);  по  характеру учебной

деятельности  учащихся (репродуктивная,  продуктивная,  частично-поисковая);

по основным дидактическим целям  и функциям (организации, развития, образо-

вания, побуждения и контроля).

Такая классификация способствует осознанному усвоению теории методов;

позволяет научно  обоснованно  выбрать метод и  сознательно  его применить  в

нужном месте и в нужный момент.

Рассмотрим подробнее содержание методов проблемного обучения. Реко-

мендуем  следующий план рассмотрения каждого метода: признаки; определе-

ние; основные функции; правила; применение; отличие от других методов. При

этом правила формулируются, исходя из инвариантной структуры основных за-

дач обучения: 1) формирование новых  знаний и способов действий, 2) побужде-

ние  учащихся  к активной  деятельности, 3) управление  процессом учения, 4)

оценивание процесса и результатов. Поэтому несмотря на то, что методов семь,

правил всего четыре. По содержанию, конечно, правила каждого метода отли-

чаются.

 

Монологический метод обучения

 

Признаки: наличие вербального  изложения учителем учебного материала,

описательное объяснение фактов и  т.п., спорадическое возникновение  проблем-

  53

ных ситуаций. Доминирует исполнительская деятельность учащихся: наблюде-

ние,  слушание  и запоминание,  выполнение  действий  по  образцу;  контроль  и

оценка по качеству воспроизведения  знаний.

Определение: монологический метод - это обусловленная принципами обу-

чения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала

с  целью  объяснения  учащимся  готовых  выводов  науки  в форме  рассказа  или 

школьной лекции с применением  аудиовизуальных средств и формирования у 

учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.

Основные функции: а) передача учащимся готовых выводов науки в виде

фактов, законов, принципов, правил и  положений; б) организация повторения и 

закрепления пройденного материала, углубление знаний; в) совершенствование 

репродуктивного мышления.

Правила: 1) сообщить учащимся учебный  материал, дать его описание или 

объяснение для запоминания  или применения в упражнениях; 2) выбрать и при-

менить приемы побуждающего воздействия; 3) показать образцы действий (по-

казать на примерах, как выполнить то или иное действие); 4) контроль и оценку

знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.

Применение: монологический метод  применяется в форме рассказа, лекции

с использованием таких приемов, как  описание фактов, демонстрация явлений,

напоминание, указание и др. Этот метод  предполагает деятельность учащихся

копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия

по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и  пр. На

первый взгляд кажется, что использовать монологический метод довольно про-

сто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил. Однако каждому учите-

лю известно, как это трудно сделать. Трудно удержать активное внимание уча-

щихся на учебном материале, поддержать их интерес к нередко неинтересным

для них явлениям и фактам. Монологический метод, как уже отмечалось, пред-

полагает в общем-то пассивную деятельность учащихся: они должны слушать,

наблюдать, выполнять и т.д. Должны... Но не всегда они это осознают и  потому

могут и не слушать, и не наблюдать, и не выполнять. Поэтому при монологиче-

ском методе необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие

его возможности. Мы имеем в виду приемы побуждения к учению, например,

при разборе ошибок, допущенных учащимися  при выполнении задания, в ситуа-

циях, когда преподаватель требует выполнять работу по образцу или слушать.

Во всех этих случаях следует прежде всего подготовить учащихся к предстоя-

щей деятельности, направить их мысль  на восприятие цели деятельности, скон-

центрировать внимание на учебной  ситуации. То есть необходимо реализовать 

все возможности мотивационного обеспечения  учебного процесса (см. соответ-

ствующий раздел данного пособия).

 

Показательный метод обучения

 

Признаки: 1) показывается логика решения  научной проблемы ученым или 

решение нравственных проблем писателем; 2) показывается образец доказатель-

54   

ства,  рассуждений,  путь  поиска  истины; 3) показываются  способы решения

практической проблемы.

Определение: показательный метод - это обусловленная принципами обу-

чения  система регулятивных правил подготовки и объяснения учебного мате-

риала путем постановки проблемы и  показа способов ее решения или путем  по-

каза  учащимся  образца логики  научного  исследования,  формирование  у них

способов поисковой деятельности.

Функции: формирование у учащихся понятия о логике и способах решения 

научной или практической проблемы, формирование представлений о способах

творческой деятельности.

Правила: 1) создать проблемную ситуацию и объяснить сущность основ-

ных понятий путем показа решения проблемы; 2-4 правила те же, что и у моно-

логического метода.

Способы применения: в форме рассказа (лекции) с показом логики откры-

тия,  решения научной или практической проблемы, показом конструирования

способа действий, сопровождаемым демонстрацией  опытов, диа- и видеофиль-

мов. Данный метод применяется в двух  вариантах. В первом  случае  учитель

подбирает факты из истории науки  и показывает логику решения научной  про-

блемы учеными. Приводя в своем рассказе исторические факты, обнажая проти-

воречивость данных науки, учитель создает проблемную ситуацию, сам форму-

лирует  проблему  и показывает,  как она решена  учеными,  обращая внимание

учащихся на логику познания, на логику движения мысли ученого к истине ( в

том числе на его ошибки, сомнения, успехи, описание опытов).

В  другом  случае  учитель  применяет  показательный метод,  чтобы  проде-

монстрировать образец исследования при выводе какого-либо уравнения, дока-

зательства,  закономерности,  при решении практической  проблемы.  Деятель-

ность учителя в этом случае аналогична первому варианту. Деятельность уча-

щихся носит репродуктивный характер, но возможности побуждения к учебной

деятельности шире, чем при монологическом методе. Активизируют их деятель-

ность  такие приемы:  постановка  проблемных  вопросов,  которые вызывают

удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоциональное  от-

ношение;  демонстрации,  подтверждающие  или  опровергающие  выдвинутые

предположения,  что  позволяет  удерживать  внимание  учащихся  на  изучаемых

понятиях;  связь с производственным  опытом;  оценочные обращения учителя,

его уверенность в доступности  учебного материала; стимулирование уверенно-

сти учащихся в своих возможностях.

 

Диалогический метод 

 

Основные  признаки:  изложение  учебного  материала  идет  в  форме  сооб-

щающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы

по известному учащимся материалу. Учитель может также создать  проблемную

ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае сущность но-

вых понятий и способов действий объясняет учитель.

  55

Определение: диалогический метод - это обусловленная принципами обу-

чения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведе-

ния сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, ус-

воения его учащимися; побуждения учащихся к участию в постановке проблем и

их решении; активизации их учебной деятельности.

Основные функции: раскрытие новых  понятий и способов учебной деятель-

ности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых про-

блемных  ситуаций;  активизация познавательного общения и побуждение  уча-

щихся к умственной или практической деятельности, формирование у них уме-

ний речевого общения и самостоятельной деятельности; обучение их способам

коллективной мыслительной деятельности.

Правила: 1) в ходе сообщающей беседы создавать (по возможности) про-

блемные ситуации; 2) привлекать учащихся в формулировке проблемы, выдви-

жению предположений, обоснованию гипотезы и ее доказательству; 3) контроль

и оценку производить по уровню активности участия учащихся в сообщающей

беседе и решении учебных  проблем.

Работа диалогическим методом  осуществляется в форме беседы на уроках

первого и третьего типа (изучения нового материала; обобщения и систематиза-

ции знаний). В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие

вопросы, которые обращены к имеющимся  у них знаниям и умениям. Доля их

самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов

репродуктивного  характера. При  постановке  вопросов,  требующих  для  ответа

новой информации, новых знаний, новых  подходов, преподаватель либо сам  от-

вечает на них, либо организует изучение учащимися учебного пособия, видео-

фильма и пр. Этот метод очень  динамичен, он может перейти и  в эвристический,

и  при  необходимости  в  монологический,  может применяться практически на

любом этапе урока.

Эвристический метод 

 

Основные признаки: организация  учителем изучения учебного материала  в

форме  эвристической  беседы;  постановка  проблемных  вопросов;  решение  по-

знавательных задач; учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с по-

мощью учителя.

Определение: эвристический метод - это обусловленная принципами обуче-

ния система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения

эвристической беседы с решением познавательных задач.

Основные функции: самостоятельное  усвоение знаний и способов действий;

развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую  ситуацию;

видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков 

изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и  само-

стоятельное  создание  новых);  развитие  качеств ума,  мыслительных  навыков,

формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного

познавательного общения; развитие мотивации  учения, мотивации аффилиации,

мотивации достижения.

Правила: 1) формирование новых знаний происходит на основе эвристиче-

ской беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие

в эвристической беседе - задавание  учащимися встречных, проблемных вопро-

сов, ответы на проблемные вопросы, решение  познавательных задач); 2) учитель 

преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализиро-

вать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; 3)

оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания, за

умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение  спосо-

бами деятельности.

Применяется эвристический метод  при изучении нового материала, имею-

щего противоречивый характер, или при совершенствовании ранее усвоенных

знаний  с  целью  обобщения  полученных  ранее  впечатлений,  стимулирования

многоаспектного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися но-

вых способов деятельности, которым их ранее не обучали. В большой степени

применение этого метода зависит  от уровня обученности и развития учащихся,

особенно от сформированности их познавательных умений. Эвристический ме-

тод применяется в форме эвристической беседы во время семинара, дискуссии,

учебной конференции. Учитель сочетает частичное объяснение нового с поста-

новкой  проблемных  заданий.  Учащиеся  выполняют самостоятельные работы

поискового типа: анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и реша-

ют их, находят новые знания и  способы действий.

 

Исследовательский метод 

 

Основные  признаки:  преподаватель  организует  самостоятельную  работу

учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного  харак-

тера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как

правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно

не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (по-

иск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и 

т.д.)

Определение:  исследовательский  метод - это  обусловленная  принципами

обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала  и орга-

низации  преподавателем  самостоятельной работы  учащихся по  решению про-

блемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и

развития у них интеллектуальной и других сфер.

Основные  функции:  формирование  творческого  мышления  и  других  со-

ставляющих  интеллектуальной  сферы,  самостоятельное усвоение  учащимися

новых знаний и способов действий, стимулирование появления у учащихся но-

вых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотива-

ционной, эмоциональной, волевой сфер.

Правила: 1) учитель, исходя из возможности  и целесообразности проблем-

ного  обучения,  дает  учащимся  самостоятельную работу  по  решению учебной

Информация о работе Педагогический эксперимент