Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:00, лекция
Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».
Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н.Скаткин).
Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).
1.Педагогический эксперимент.
Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».
Педагогический
эксперимент – это метод
Педагогический
эксперимент – это специальная
организация педагогической деятельности
учителей и учащихся с целью проверки
и обоснования заранее
Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П.Подласый).
Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З.Кушнер).
Все эти определения
понятия «педагогический
Педагогические эксперименты бывают разными.
В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:
констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; 2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы; 4) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.
Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.
Особое место в методике педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.
Первый проводится
в естественных условиях – в форме
обычных уроков, внеклассных занятий.
Суть этого эксперимента состоит
в том, что исследователь, анализируя
те или иные педагогические явления,
стремится создать
В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.
Примером лабораторного
эксперимента, который используется,
прежде всего, в дидактике, может
быть экспериментальное обучение одного
или небольшой группы учащихся в
соответствии со специально разработанной
методикой. В ходе лабораторного
эксперимента, что очень важно
знать, отчетливее прослеживается исследуемый
процесс, обеспечивается возможность
более глубоких измерений, применения
комплекса специальных
Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследована в педагогике.
Приступая к эксперименту,
исследователь тщательно
Исследователю очень
важно уметь отслеживать
По содержанию результатов педагогического эксперимента могут быть: разработка концепций обучения, воспитания, образования; определение закономерностей учебно-воспитательного процесса; учет условий формирования и развития личности; выявления факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний; постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов уроков); анализ передового опыта обучения, воспитания и т.д.
Результаты педагогического эксперимента имеют общую структуру. Она состоит из трех взаимодополняющих компонентов: объективного, преобразующего и конкретизирующего.
Объективный компонент раскрывает на разных уровнях результат, полученный в ходе исследования. Это описание может осуществляться на общенаучном или общепедагогическом уровнях и быть представлено различными типами знаний (гипотеза, классификация, концепция, методика, парадигма, направление, рекомендация, условия и т.д.).
Преобразующий компонент – раскрывает изменения, происходящие с объективным компонентом, указывает на дополнения, уточнения или другие преобразования, которые могут происходить в нём.
При
определении результатов
1) разработал ли исследователь новый метод обучения или воспитания;
2) определил ли условия повышения эффективности процесса обучения;
3) выявил ли теоретические или методические принципы;
4) предложил ли модель процесса развития;
5) проверил ли эффективность функционирования модели воспитательной деятельности классного руководителя и т.д.
Конкретизирующий компонент уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит изменение объективного и преобразующего компонентов:
конкретизация места и времени, в границах которых ведется исследование;
указание
необходимых условий для
перечень использованных в обучении методов, принципов, способов контроля, полученных данных;
уточнение подходов решения той или иной педагогической задачи.
Надо знать, что все компоненты взаимно дополняют друг друга, характеризуя с разных сторон результат исследований как единое целое.
Существенно то, что
представление результата исследования
в виде трех структурообразующих
взаимосвязанных компонентов
2.Рассмотрим педагогическое
исследование в его движении,
в динамике, как процесс перехода
от незнания к знанию. Для этого
придется пользоваться
Движение начинается с
постановки цели. Цель — это представление
о результате. Ставя перед собой
цель, человек представляет себе, какой
результат он намерен получить, каким
будет этот результат. Чтобы получить
реальный результат, необходимо применить
определенные средства. Для исследователя
это — методы и процедуры научного
познания. Намечая логику своего исследования,
ученый формулирует ряд частных
исследовательских задач, направленных
на получение промежуточных
Чтобы представить обобщенную
логику педагогического исследования
в наиболее кратком и доступном
виде, изобразим его как
описания педагогической действительности, как она представляется исследователю в первом приближении, к ее отображению в теоретических моделях и в нормативной форме (в нормативных моделях).
Любое педагогическое исследование
непосредственно или
Научное исследование соответствует
своему назначению, если носит опережающий
характер по отношению к педагогической
практике, позволяет преобразовывать
и совершенствовать ее. Чтобы опередить
и улучшить практику, педагогика должна
использовать все богатство человеческой
культуры, общественной практики, социального
опыта в целом, отражение этого
опыта в научном знании. Это
относится и к построению теоретических
и нормативных моделей в
Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.
Первый шаг в отображении педагогической действительности — эмпирическое описание. В эмпирическом описании отражаются факты.Это могут быть знания о фактах эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов по новым учебникам и т.п.
Затем на основе знаний из области
философии, педагогики, психологии и
других наук создается теоретическое
представление об избранном для
исследования объекте (теоретическая
модель I). После этого создается
мысленно конкретное представление
о нем (теоретическая модель II). Далее
исследователь переходит к
Наконец, как итог всей работы, предлагается проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики, например, образовательные