Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:47, курсовая работа
Цель исследования: Выявить наиболее значимые функции руководителя, влияющие на успешную деятельность коллектива.
Задачи исследования:
• Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по данной теме;
• Обобщить собственный опыт;
• Охарактеризовать педагога как руководителя
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты определения педагогических функций
1.1 Педагог как руководитель
1.2 Специфика хореографической деятельности
1.3 Педагогические функции хореографического коллектива
Глава 2. Практическое исследование педагогических функций руководителя хореографического коллектива
2.1 Суть и ход практического исследования
2.2 Результаты практического исследования
2.3 Методические рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение
Рассмотрим признаки характерные
для хореографического
1. Общие учебно-воспитательные цели деятельности, которые ставит педагог учащимся;
2. Общая для всех учащихся деятельность по разучиванию танцев, в ходе которой решаются намеченные педагогом задачи;
3. Установление и поддержание
прямых контактов учащихся
4. Общий характер направленности
учащихся, основанной на единых
переживаниях и представлениях,
которые выражаются в их
5. Общие коллективные ценности учащихся.
Учебно-воспитательные задачи
являются условием деятельности учащихся
по разучиванию танцев. Деятельность
по своему характеру чрезвычайно
разнообразна в коллективе. Причем
основной вид деятельности - это
разучивание танцев, в процессе которого
устанавливается и
Как видим, внутри коллектива
развиваются разнообразные
Перечисленные выше признаки обязательны для любого хореографического коллектива. Если отсутствует хоть один из них, например, общая учебная деятельность учащихся, то в этом случае можно сказать, что коллектив ещё не сложился. Для того, чтобы создать коллектив, педагог должен иметь ввиду его признаки. Кроме того, ему необходимо педагогически правильно организовать учебно-творческую жизнь танцевального коллектива.
Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит основой его существования, а значит, осуществления широкой педагогической программы формирования личности участника.
Специфика воспитательной работы
в хореографическом коллективе заключается
в органичном сочетании художественно-
Вывод: Методика педагогического руководства хореографическим коллективом предполагает определение содержания деятельности, выбор системы и приемов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, т.е. возможностями и способами его существования.
На первых этапах своего
существования любой
Функции - это основная категория управления, так как в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности.
За многолетний период исследований было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены. Чтобы осуществлять процесс педагогической деятельности в хореографическом коллективе, руководитель должен обладать следующими функциями:
1. Коммуникативная. Очень важная функция, которую педагогу необходимо формировать и развивать. Это способность педагогического общения с учащимися. Ее специфика состоит в том, что такое общение осуществляется под руководством педагога и нацелено на решение учебно-воспитательных задач.
Педагогическое общение в хореографическом коллективе многообразно. Оно включает в себя и непосредственное отношение педагога к учащимся и учащихся между собой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях общение педагога с учащимися устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других - в процессе обсуждения конкурсов и соревнований. Иногда педагог устанавливает общение с одним учащимся, иногда - со всем коллективом. В соответствии с определенными задачами педагог осмысливает конкретную ситуацию обучения и воспитания и строит свои действия, сопровождая пояснениями, жестами, показывает учащимся танец целиком или его отдельный фрагмент. Чтобы учащиеся могли усвоить учебный материал, они должны его понять и на этой основе повторить за педагогом танцевальные движения, объяснить своё понимание этих движений.
Можно выделить несколько
уровней педагогического
Второй уровень характеризуется тем, что в процессе учебно-воспитательной работы формируется взаимопонимание педагога с большинством наиболее активных учащихся. В коллективе постепенно складывается атмосфера общей заинтересованности.
Третий уровень общения проявляется в том, что не только у педагога с учащимися, но и между большинством учащихся устанавливаются взаимные отношения, основанные на правильном понимании учебно-воспитательных задач. Эти задачи выдвигает перед коллективом педагог. Для этого уровня характерно установление отношений товарищества, сотрудничества и взаимопонимания.
Четвертый уровень общения определяется наиболее глубокими отношениями между учащимися. Под руководством педагога они в процессе совместной деятельности осознают взаимную ответственность и зависимость. Понимая свою роль и место в коллективе, учащиеся предъявляют высокие требования не только к другим, но и к себе.
Следовательно, способность
общения с учащимися
Например, учащиеся медленно,
с трудом усваивают новый материал
и с усилиями овладевают танцевальными
движениями. Педагог понимает: это -
результат их недостаточной пластической
и музыкальной развитости. Поэтому
он строит общение и работу с учащимися
с учетом их возраста и пола, образования,
профессии и социального
2. Организационная функция. Педаг
Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у учащихся чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное и т.п.
Педагог должен научиться контролировать свою деятельность, критически оценивать характер руководства и управления, организовать учебную деятельность каждого учащегося и коллектива в целом.
Организаторские способности педагога непосредственно влияют на эффективность каждого учебного занятия и всего процесса обучения в целом. В самом деле, если, например, педагог - прекрасный исполнитель танцев и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, то его занятия могут оказаться малопродуктивными.
Чтобы добиваться успехов
в осуществлении поставленных целей
и быть готовым к преодолению
трудностей, возникающих в учебном
процессе, педагог должен вырабатывать
у себя необходимые волевые качества.
Воля педагога проявляется в его целеустремленности,
настойчивости и упорстве в работе по
совершенствованию профессионально-
Полностью к педагогу относятся слова К.Д. Ушинского о том, что в работе «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без притворства, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и главное, постоянная, разумная деятельность».
3. Воспитательная функция. При обучении в хореографическом коллективе воспитательная деятельность имеет свою специфику. Воспитание - это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри коллектива и вне его. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.
Основные направления воспитательной работы:
· Эстетическое воспитание. В процессе обучения педагог решает разнообразные задачи по эстетическому воспитанию учащихся: воспитание музыкальной восприимчивости, развитие хорошего музыкального слуха, хореографической культуры и танцевальной пластики, эстетике поведения при общении в коллективе. Танец - это средство формирования культурных потребностей и интересов людей. Учащиеся, у которых развито эстетическое чувство, получают огромную радость и глубокое удовлетворение от исполнения танцев и от достижения определенных результатов.
· Нравственное воспитание должно органически вплетаться во все линии педагогической деятельности, ибо его задачи - это формирование норм и правил поведения учащихся в коллективе, в местах проведения отдыха, развитие у них коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честности и правдивости, нравственной чистоты и скромности.
· Этика поведения. Как известно педагог призван научить каждого учащегося этикету поведения в обществе. В процессе обучения он должен выработать у них легкость и свободу походки, красивую осанку, хорошие манеры, умение держаться в общественном месте. Воспитать учащихся так, чтобы они были внимательными, приветливыми, чуткими и тактичными не только со своими друзьями, но и в любом обществе.
· Физическое воспитание. Занятия хореографией содействуют гармоничному физическому развитию людей, особенно подростков: легкой и красивой становится походка, изящнее фигура, осанка, появляются и развиваются выносливость и координация движений, подвижность, работоспособность.
4. Психологическая функция. На основании многолетнего изучения опыта большого числа коллективов можно сделать вывод, что особенности психического развития учащихся находятся в зависимости от возраста, образования и стажа их занятия. Изучение опыта показывает, что если обучение танцам педагогически правильно и творчески интересно, то происходит изменение учащихся в целом. Поэтому педагог должен создавать условия подлинно творческой активности, позволяющей учащимся проявлять инициативу и самостоятельность. А для этого ему необходимо хорошо знать психологические особенности каждого возраста учащихся. Также ему необходимо уметь уловить психологическое состояние людей, их чувства и переживания, определить мотивы их поведения, поступков, и, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей, найти самую эффективную меру воспитательного воздействия, которая не оскорбляла бы самолюбие и достоинство, не отталкивала, а наоборот, вызывала желание задуматься над своими поступками, стремление их исправить, сделать полезным своё пребывание в коллективе.
5. Информационная функция - это функция, связанная не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.
В ходе обучения информационная функция проявляется так:
· Доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал;
· Используя различные методы обучения и их сочетания (рассказ, беседа, проблемное обучение и др.), логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации учащимися;
· Оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала;