Педагогические средства создания ситуации успеха в детском хореографическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить наиболее значимые функции руководителя, влияющие на успешную деятельность коллектива.
Задачи исследования:
• Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по данной теме;
• Обобщить собственный опыт;
• Охарактеризовать педагога как руководителя

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты определения педагогических функций
1.1 Педагог как руководитель
1.2 Специфика хореографической деятельности
1.3 Педагогические функции хореографического коллектива
Глава 2. Практическое исследование педагогических функций руководителя хореографического коллектива
2.1 Суть и ход практического исследования
2.2 Результаты практического исследования
2.3 Методические рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Педагогические средства создания ситуации успеха в детском хореографическом коллективе.docx

— 53.46 Кб (Скачать)

Следующей составной частью и главной характеристикой руководства  является стиль управления, который  применяет в своей работе руководитель.

Каждый руководитель в  процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле. Стиль  руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив  к инициативному и творческому  подходу выполнения возложенных  на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководителя, его  способности обеспечивать эффективную  управленческую деятельность, а также  создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных  взаимоотношений и поведения.

Изучение стиля руководства  и само возникновение этого понятия  связаны с именем известного психолога  К. Левина. В 30-е годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты и  определил три стиля руководства, ставшими классическими: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль руководства отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».

«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя ученикам и не спрашивая  их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность  за всё, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказания.

При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля  руководитель относится к ученикам снисходительно, интересуется при принятии решения их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить  по-своему. Данный стиль руководства  предоставляет ученикам определенную самостоятельность, пусть даже в  ограниченных пределах.

Демократический стиль руководства. Коллективы, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуется высокой степенью децентрализацией полномочий, активным участием членов коллектива в принятии решений. Создается атмосфера, при которой обучение в коллективе становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

В условиях демократического стиля руководитель доверяет своим  ученикам, консультируется с ними, стремится использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает  поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Ученики  удовлетворены такой системой руководства  и стараются оказать своему руководителю помощь и поддержать морально в необходимых  случаях.

Либеральный стиль руководства. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, оценивающего полученные результаты.

Применение этого стиля  имеет все большее распространение  из-за появления в коллективах  «собственно выращенных» хореографов: неординарных, самобытных, свободных  в творческом понимании, которые  не хотят находиться под давлением  и опекой. Его эффективность зависит  от стремления ребят к этому, четкой формулировкой руководителем задач  и условий их деятельности, его  справедливостью в отношении  оценки результатов и вознаграждения.

В каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.

Различные рассмотренные  ситуационные модели позволяют сделать  вывод о необходимости гибкого  подхода к руководству. Чтобы  точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности  учеников, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Руководителю трудно выбрать  стиль руководства, удовлетворяющий  всех членов его коллектива. Стиль  работы складывается подсознательно и  постепенно, пока не определится совокупность приемов общения с членами  коллектива и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное  и правильное решение. Становление  стиля управления это всегда сложный  и долговременный процесс. Руководителю необходимо знать, как подойти к  каждому из своих учеников, как  правильно направить стимулирующее  воздействие и наказать в случае необходимости.

Успешность выбора стиля  определяется тем, в какой степени  руководитель учитывает способность  и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиций коллектива, а  так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества.

Руководитель, который хочет  работать как можно эффективно, должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль  руководства на протяжении всей своей  карьеры.

Руководство является в некоторой  степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разобрать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которую можно  было бы использовать в самых разных ситуациях и любым руководителем. Но возможно если бы этот стиль был  выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных  действий и приемов. Все рассмотренные  стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль сообразный конкретной ситуации. В некоторых  ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на учеников, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед членами коллектива проблемами и многими другими факторами, характерными для коллектива.

Вывод: Поэтому эффективные  руководители - это те, кто могут  вести себя по-разному - в зависимости  от требований реальности.

 

1.2 Специфика хореографической деятельности

 

Из определенного педагогического  руководства складываются особенности  хореографической деятельности.

Ведущим звеном любой деятельности является цель, ибо ею определяется содержание, выбор средств и методов, а также результаты деятельности. Целевой установкой хореографических объединений должно быть в первую очередь формирование личности, повышение  профессионального мастерства участников, овладение ими практическими  умениями, личными навыками исполнения танцев.

Средством воспитания участников хореографического коллектива может  стать только высококвалифицированная  деятельность в сочетании с нравственным, эстетическим и другими направлениями  воспитания. Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития. Воспитательный процесс осуществляется как в ходе обучения танцам, так и через общение членов коллектива в различных общих делах и мероприятиях.

В современной литературе по вузовской педагогике все большее  внимание привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе:

· Единство художественного  и педагогического начал в  воспитательном процессе;

· Изучение и учет типологии  участников и руководителей хореографического  коллектива;

· Влияние структуры педагогического  процесса;

· Психолого-педагогические аспекты руководства хореографическим коллективом;

· Формирование репертуара в связи с учебно-воспитательной деятельностью.

Воспитание находится  в неразрывной связи с процессом  обучения и образования; это две  стороны единой педагогической деятельности по формированию личности. Педагог  В.А. Сухомлинский писал: «Учение - это  лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в  широком смысле этого понятия. В  воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди  многих лепестков, создающих красоту  цветка». В другой работе он подчеркивал: «…Разве можно сформировать мировоззрение  без обучения и образования? Разве  можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек  видит, узнает, познает, осмысливает  в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование  вне воспитания мировоззрения?»  Эти положения замечательного советского педагога имеют прямое отношение  и к руководителю хореографического  коллектива. Он обязан профессионально  воспитывать в каждом ученике  общечеловеческие ценности добра, справедливости, честности.

При обучении хореографии  воспитательная деятельность педагога имеет свою специфику. Если обучение ориентировано на овладение учащимися  танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание - это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения  и общения внутри танцевального  коллектива и вне его - в местах отдыха, в школе, в быту, в работе. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает  их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который  ведется в нашем обществе.

Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное  условие творческой деятельности хореографического  коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы  творческого роста в первую очередь  зависят от качества учебно-воспитательной работы.

Тенденция разделять учебно-воспитательную работу в коллективе на две обособленные части (учебную и воспитательную), либо рассматривать воспитательную работу в отрыве от творческого процесса, под которым подразумевается  лишь накопление определенной суммы  профессиональных знаний и навыков, не выдерживает критики.

Наиболее результативно  единство обучения и воспитания непосредственно  в процессе творчества и пробуждение  желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в  котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в хореографическом коллективе становится и процессом воспитания личности.

Основной формой учебного процесса в хореографическом коллективе, как и в учебных заведениях, остаётся урок - репетиционное, коллективное занятие, на котором участники практически  осваивают и закрепляют необходимые  знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива.

Процесс обучения участников хореографических коллективов основывается на общепедагогических принципах дидактики:

· Активности;

· Единства теории и практики;

· Наглядности;

· Доступности;

· Систематичности;

· Прочности усвоения знаний;

· Индивидуального подхода.

Однако овладение профессиональными  навыками и освоение репертуара должны быть подчинены максимальному развитию творческих способностей. Вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми, составляют основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах.

Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление  деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение поставленных целей и  решение намеченных задач.

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них эстетический вкус и хореографические способности. Кратко можно охарактеризовать каждый из методов применительно к специфике обучения хореографии.

1. Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п. При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается только его показом, а также подробно анализирует и объясняет, как правильно исполнить данные элементы и фигуры.

2. Метод показа танца  органически сочетается с методом устного изложения учебного материала. С помощью этого метода педагог сообщает учащимся знания об истории и современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, педагог помогает учащимся понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.

3. Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения - это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые учащиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания - это задания, с помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки.

4. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.

Информация о работе Педагогические средства создания ситуации успеха в детском хореографическом коллективе