Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:47, курсовая работа
Цель исследования: Выявить наиболее значимые функции руководителя, влияющие на успешную деятельность коллектива.
Задачи исследования:
• Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по данной теме;
• Обобщить собственный опыт;
• Охарактеризовать педагога как руководителя
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты определения педагогических функций
1.1 Педагог как руководитель
1.2 Специфика хореографической деятельности
1.3 Педагогические функции хореографического коллектива
Глава 2. Практическое исследование педагогических функций руководителя хореографического коллектива
2.1 Суть и ход практического исследования
2.2 Результаты практического исследования
2.3 Методические рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение
Следующей составной частью
и главной характеристикой
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу выполнения возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.
Изучение стиля руководства
и само возникновение этого понятия
связаны с именем известного психолога
К. Левина. В 30-е годы вместе со своими
сотрудниками провел эксперименты и
определил три стиля
Авторитарный стиль руководства отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».
«Эксплуататорский»
При более мягкой «благожелательной»
разновидности авторитарного
Демократический стиль руководства. Коллективы, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуется высокой степенью децентрализацией полномочий, активным участием членов коллектива в принятии решений. Создается атмосфера, при которой обучение в коллективе становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.
В условиях демократического
стиля руководитель доверяет своим
ученикам, консультируется с ними,
стремится использовать все лучшие
советы, которые предлагают подчиненные.
Среди стимулирующих мер
Либеральный стиль руководства. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, оценивающего полученные результаты.
Применение этого стиля
имеет все большее
В каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.
Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности учеников, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.
Руководителю трудно выбрать
стиль руководства, удовлетворяющий
всех членов его коллектива. Стиль
работы складывается подсознательно и
постепенно, пока не определится совокупность
приемов общения с членами
коллектива и воздействия на них,
позволяющих находить наиболее эффективное
и правильное решение. Становление
стиля управления это всегда сложный
и долговременный процесс. Руководителю
необходимо знать, как подойти к
каждому из своих учеников, как
правильно направить
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиций коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества.
Руководитель, который хочет работать как можно эффективно, должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.
Руководство является в некоторой
степени искусством. Возможно, по этой
причине исследователи не смогли
разобрать и обосновать теорию эффективного
стиля руководства, которую можно
было бы использовать в самых разных
ситуациях и любым
Вывод: Поэтому эффективные руководители - это те, кто могут вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности.
1.2 Специфика хореографической деятельности
Из определенного
Ведущим звеном любой деятельности является цель, ибо ею определяется содержание, выбор средств и методов, а также результаты деятельности. Целевой установкой хореографических объединений должно быть в первую очередь формирование личности, повышение профессионального мастерства участников, овладение ими практическими умениями, личными навыками исполнения танцев.
Средством воспитания участников хореографического коллектива может стать только высококвалифицированная деятельность в сочетании с нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания. Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития. Воспитательный процесс осуществляется как в ходе обучения танцам, так и через общение членов коллектива в различных общих делах и мероприятиях.
В современной литературе по вузовской педагогике все большее внимание привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе:
· Единство художественного и педагогического начал в воспитательном процессе;
· Изучение и учет типологии
участников и руководителей
· Влияние структуры
· Психолого-педагогические
аспекты руководства
· Формирование репертуара
в связи с учебно-
Воспитание находится
в неразрывной связи с
При обучении хореографии
воспитательная деятельность педагога
имеет свою специфику. Если обучение
ориентировано на овладение учащимися
танцевальными знаниями, умениями,
навыками, то воспитание - это формирование
моральных качеств, черт характера,
навыков и привычек поведения
и общения внутри танцевального
коллектива и вне его - в местах
отдыха, в школе, в быту, в работе.
Решая специфические задачи воспитания
средствами танца, педагог рассматривает
их как составную часть
Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное условие творческой деятельности хореографического коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.
Тенденция разделять учебно-
Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждение желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в хореографическом коллективе становится и процессом воспитания личности.
Основной формой учебного процесса в хореографическом коллективе, как и в учебных заведениях, остаётся урок - репетиционное, коллективное занятие, на котором участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива.
Процесс обучения участников хореографических коллективов основывается на общепедагогических принципах дидактики:
· Активности;
· Единства теории и практики;
· Наглядности;
· Доступности;
· Систематичности;
· Прочности усвоения знаний;
· Индивидуального подхода.
Однако овладение
Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение поставленных целей и решение намеченных задач.
Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них эстетический вкус и хореографические способности. Кратко можно охарактеризовать каждый из методов применительно к специфике обучения хореографии.
1. Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п. При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается только его показом, а также подробно анализирует и объясняет, как правильно исполнить данные элементы и фигуры.
2. Метод показа танца
органически сочетается с
3. Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения - это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые учащиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания - это задания, с помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки.
4. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.