Педагогические средства создания ситуации успеха в детском хореографическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить наиболее значимые функции руководителя, влияющие на успешную деятельность коллектива.
Задачи исследования:
• Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по данной теме;
• Обобщить собственный опыт;
• Охарактеризовать педагога как руководителя

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты определения педагогических функций
1.1 Педагог как руководитель
1.2 Специфика хореографической деятельности
1.3 Педагогические функции хореографического коллектива
Глава 2. Практическое исследование педагогических функций руководителя хореографического коллектива
2.1 Суть и ход практического исследования
2.2 Результаты практического исследования
2.3 Методические рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Педагогические средства создания ситуации успеха в детском хореографическом коллективе.docx

— 53.46 Кб (Скачать)

Тема: Педагогические средства создания ситуации успеха в детском  хореографическом коллективе

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  определения педагогических функций

1.1 Педагог как руководитель

1.2 Специфика хореографической  деятельности

1.3 Педагогические функции  хореографического коллектива

Глава 2. Практическое исследование педагогических функций руководителя хореографического коллектива

2.1 Суть и ход практического  исследования

2.2 Результаты практического  исследования

2.3 Методические рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Работники учреждений культуры и дополнительного образования, в том числе и педагоги - хореографы, все больше убеждаются, что для успешной профессиональной деятельности им необходимы глубокие знания педагогики и психологии.

Уровень и направленность обучения и воспитания хореографических коллективов зависят в первую очередь от квалификации педагогов, которые непосредственно руководят  учебно-воспитательной деятельностью. Они конкретизируют цели каждого  занятия, определяют формы их организации, планируют учебно-воспитательный материал, дополняя его новыми данными об истории  и современной жизни танца, подбирают  танцевальную музыку, определяют методы и приемы разучивания репертуара и т.п. Педагог показывает и объясняет  танцевальные движения, помогает овладеть профессиональными умениями и навыками, организует вечера практики, конкурсы, соревнования. Одновременно он формирует  у учащихся любовь к танцу, потребности  и интересы к содержательному  проведению досуга и общения эстетически  согласованной среде.

Чтобы квалифицированно преподавать, быть подлинным воспитателем высоких  эстетических вкусов и взглядов руководитель должен свободно владеть теорией, методикой  и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах. Столь высокие требования к руководителю хореографического  коллектива предъявляются за счет того, что он является основным фактором и залогом успешного развития коллектива и своей профессиональной деятельности.

Таким образом, рассмотрение всех функций руководителя хореографического  коллектива является актуальной, теоретически и практически значимой задачей.

Цель исследования: Выявить наиболее значимые функции руководителя, влияющие на успешную деятельность коллектива.

Задачи исследования:

· Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по данной теме;

· Обобщить собственный опыт;

· Охарактеризовать педагога как руководителя

· Определить специфику хореографической деятельности;

· Обозначить необходимые  функции руководителя хореографического  коллектива;

· Провести опытно-экспериментальное  исследование и выяснить наиболее значимые педагогические функции руководителя детского хореографического коллектива, влияющие на успешность деятельности коллектива;

· Разработать рекомендации по формированию педагогических функций, влияющих на успешную деятельность коллектива.

Объект исследования - педагогическая деятельность руководителя детского коллектива.

Предмет исследования - процесс определения педагогических функций, учитывающих современные социально экономические условия, оказывающих существенное влияние на повышение результатов деятельности коллектива.

Методы исследования: Изучение и анализ литературы, тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение.

Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут применяться в практической деятельности руководителей хореографических коллективов. Материалы проекта могут так же использоваться при повышении квалификации руководителей хореографических коллективов.

Гипотеза состоит в том, что у руководителя определенные педагогические функции оказывают существенное влияние на успешное развитие его коллектива.

Глава 1. Теоретические аспекты  определения педагогических функций

 

    1. Педагог как руководитель

 

На протяжении всей жизни  человеческого общества были те, кто  руководит и те, кем руководят. Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность любого коллектива во многом зависит от умелого и  грамотного руководства.

Руководство - это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному  и активному поведению и деятельности в соответствии с намерениями  руководителя. Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции  управления коллективом и организации  его деятельности. Необходимой предпосылкой эффективного педагогического руководства  развитием личности участников хореографических коллективов является умение ставить  перед собой цели, умение планировать  свою деятельность, делегировать полномочия, моделировать, проектировать и т.д. Также успешное руководство определяется набором личных качеств руководителя, которые впоследствии определяют действие.

Разберем главное качество, которым должен обладать руководитель:

1. Первое качество руководителя, это способность вызвать уважение своих подчиненных к себе. В этом руководителю помогают наличие хороших качеств характера. Если руководитель не способен преподать пример окружающим, то в этом случае он не способен никак помочь своим подчиненным.

2. Твердость характера - это невозмутимость, очень часто путают с жестокостью. Твердость характера основывается на знаниях законов нравственности. Знание же государственных законов дает возможность управлять людьми, но не располагать их к себе.

3. Правдивость. Обладая этим качеством, руководитель сможет понимать мысли, правильно определять характер ученика, также дает такое качество как предвидение - предвидение несчастных случаев и возможность прогнозировать развитие ученика. Данное качество самое важное для педагогов.

4. Позитивный взгляд - это совершенно не означает, что мы закрываем глаза на проблемы и заявляем, что все хорошо. Это прежде всего поиск положительных качеств в сотрудниках и учениках.

5. Внимательность обеспечивает руководителю «здоровые» отношения в коллективе. Руководитель должен уметь и дать наставления, и посоветовать и поощрить. На этом поприще существует спорная ситуация, иногда рабочие отношения между руководителем и его подчиненными переходят в дружеские. Правильно это или нет? Скорее всего, нет. Делая подчиненного своим другом, руководитель лишает себя возможности наказывать его, так как друзей нельзя наказывать. Очень важно в строительстве отношений с подчиненными смотреть им в глаза, но не для того, чтобы понять, как с ними строить отношения, а для того, чтобы понять, как подчиненные хотят строить отношения с руководителем. Если руководитель видит намерения подчиненного строить дружеские отношения, то он должен относиться по-доброму, но игнорировать дружеский стиль.

Обладание перечисленными качествами дает возможность руководителю создать  благоприятный психологический  климат в коллективе.

Как это было отмечено ранее, успешность руководства определяется действием: умением ставить цели, умением планировать, умением делегировать свои полномочия и т.д. Остановимся  на наиболее важных.

1. Постановка цели.

Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим  ученикам и сотрудникам - это одна из основных базовых компетенций  эффективного руководителя хореографического  коллектива.

Что такое цель? Цель - это  то, к чему стремятся, чего хотят  достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых  действий; желаемое на данный момент состояние  какого-либо проекта в результате выполненной работы.

При постановке задач необходимо учитывать профессиональные возможности  и личные качества своих учеников и сотрудников. В этом поможет  механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы  ставить цели соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка и сохраняться достаточно интенсивный  ритм работы.

Первый вариант установки  планки целей подразумевает поэтапное  повышение результатов работы. Сначала  руководитель незначительно повышает планку, чтобы понять, насколько  ученики и сотрудники подготовлены к выполнению более высоких требований, а затем, судя по результату, повышает планку ещё и ещё. Такой подход эффективно использовать по отношению  к ученикам, которые только что  пришли в коллектив, и ещё сложно понять, на что действительно они  способны. Также постепенно повышать планку целесообразно, если ученик хотя и давно занимается в коллективе, но не уверен в себе, поэтому не проявляет  инициативы и самостоятельности. Постепенно ставя более высокие цели, ему  дается возможность убедиться в  том, что он все делает правильно.

Второй вариант - постановка цели, при которой нужно увеличить  результативность деятельности, наполовину приблизившись к пределу возможностей. Такая задача подойдет тем членам коллектива, которые долгое время  занимаются в коллективе, успешно  справляются со своими задачами, однако не ищут новизны и не стремятся  выделиться. Прямая установка на повышение  продуктивности труда хотя и может  вызвать некоторое сопротивление  со стороны учеников, но вполне выполнима.

При третьем варианте установки  целей ставится задача значительно  повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Опытные  и инициативные ученики, которые  стремятся к лидерству в коллективе, уже в силу желания добиться большего готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать более высоких результатов.

И, наконец, четвертый вариант - постановка цели выше предела возможностей. Как уже можно сделать вывод, такая цель подойдет наиболее амбициозным и много добившимся членам коллектива. Эти ученики имеют высокие результаты работы, но для того, чтобы оставаться первыми, им также необходимо повышать планку, ставить более трудные задачи по отношению к тем, что они уже решили.

Соответственно, учитывая опыт и индивидуальные особенности личности учеников, можно ставить им такие  цели, чтобы при довольно напряженном  ритме работы они могли достигать  поставленных перед ними целей.

Таким образом, умение ставить  четкие, практические цели и задачи своим ученикам и сотрудникам - это  одна из основных базовых компетенций  эффективного руководства.

2. Планирование.

Планирование - это проектирование желаемого будущего и эффективные  пути его достижения. Это орудие мудрых людей. Планирование - это процесс  принятия решений.

Элементы планирования:

· Результаты - определение  целей и задач;

· Средства - выбор политики (определенного правила, способа  действия), программ, процедур, служащих в достижении целей и выполнении задач;

· Ресурсы - люди, время, материалы  и их количество;

· Внедрение - построение процедур принятия решений и способа их организации для выполнения плана;

· Контроль - разработка методики предсказаний и обнаружения ошибок и его срывов, а также их предотвращения или исправления на непрерывной  основе.

Критерии хорошего плана:

· План должен соответствовать  потребностям коллектива и требованиям  среды;

· Он должен быть реальным и  достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах;

· Предполагаемые результаты должны быть в нем четко определены;

· Этапы и промежуточные  фазы должны формировать результаты, которые можно оценить количественно  и качественно;

· План должен определять четкие сроки для каждой фазы;

· За каждый результат должен отвечать определенный человек;

· Хороший план должен предусматривать  все возможные изменения среды.

Следует знать, что чем  смелее план, тем выше результат, чем  выше результат, тем успешнее коллектив.

3. Делегирование полномочий.

Делегирование полномочий - условия рациональной организации  управления. Делегирование - это передача определенных функций, полномочий от вышестоящего руководства к нижестоящему.

Делегирование полномочий часто  натыкается на психологические преграды. Для эффективного делегирования  нужны стимулы. Важное значение имеет понятное изложение подчиненным обязанностей, задач, пределов полномочий. Если какие-то задачи не делегированы, то руководитель должен выполнять их сам.

Благодаря делегированию  своих обязанностей руководитель, во-первых, формирует для себя и коллектива благоприятную атмосферу для  творчества. В этой обстановке руководитель может позволить себе сосредоточиться  на основных своих функциях - постановка танцев, поиск сюжета для танцевальных композиций, подбор музыкального материала. И, во-вторых, координированная работа «команды» обеспечивает наиболее успешную деятельность коллектива. Но при всем при этом руководитель остается беспрекословным  лидером, который является генератором  идей, вдохновителем коллектива и  определяет направление его развития.

Информация о работе Педагогические средства создания ситуации успеха в детском хореографическом коллективе