Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 15:09, курсовая работа
Цель работы: проанализировать научные подходы к проблеме педагогической адаптации студентов с нарушениями слуха как педагогическую и личностную проблему. Изучить методологические основы решения данной проблемы. Сформулировать условия социальной адаптации студентов с нарушениями слуха к слышащей среде.
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Научные подходы к проблеме адаптации студентов с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования…………………………...
6
2. Методологические основы решения проблемы адаптации студентов с нарушениями слуха……………………………………………………...
10
3. Социальная адаптация к слышащей среде как условие успешного обучения и профессионального становления людей с нарушениями слуха………………………………………………………………………...
18
Заключение………………………………………………………………….
28
Список использованной литературы …………………………………….
32
3. Социальная адаптация к слышащей среде как условие успешного обучения и профессионального становления людей с нарушениями слуха
Существует много определений адаптации, как в общем понятии, так и на различных уровнях.
В психологическом словаре социальная адаптация определяется так: «…(от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный)»:
1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
2) результат этого процесса [6].
Социальная адаптация – один из основных психологических механизмов социализации личности. В широком смысле понятие «социализация» включает в себя понятие социальной адаптации.
Нарушение слуха – это сложный феномен, который влияет на психофизическое и социальное развитие человека, вызывает трудности общения с окружающими и социальную изоляцию индивида (Т.Г. Богданова, У. Меркт, Х. Данел Андерсон, И.А. Михаленкова, Ю.В. Саенко и др.).
Отечественными исследователями (Т.Г. Богданова, Н.О. Ярошевич, 2000) установлено, что социальная адаптация «подростков с проблемами слуха чрезвычайно сложна, так как, вступая в социальные взаимоотношения, они более уязвимы с точки зрения успешности в среде». Ограничение социальных контактов глухих и слабослышащих детей приводит к возникновению трудностей вхождения человека с нарушением слуха в систему социальных отношений. Процесс их социализации во многом зависит от социального окружения и условий формирования личности (Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицына)[21].
Дефект слуха значительно отражается на положении человека в социуме. Л.С. Выготский обращал внимание на социальную обусловленность личности инвалидов. Некоторые особенности характера, как и черты личности, свойственные им, могут возникнуть и сформироваться только в условиях социальной адаптации, в которой слабослышащие и глухие осознают своё отличие от обычных людей. Иначе говоря, именно потому, что, живя среди людей с нормальным слухом, они замечают некоторые отличия в отношении к себе сравнительно с отношением к их слышащим сверстникам. Чрезмерное внимание, забота, жалость – может привести к формированию иждивенческих тенденций у глухих и слабослышащих. И, наоборот, игнорирование, пренебрежение по отношению к ним порождает такие негативные личностные черты инвалидов, как импульсивность и агрессивность. Однако при правильном отношении к ним как к равноправным (и равноценным) членам общества этого можно избежать.
Таким образом, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха – сложный многоуровневый процесс, который во многом зависит от самого глухого или слабослышащего человека и общества в целом.
Ф.З. Меерсон представляет адаптацию как процесс приспособления организма к окружающей среде или к изменениям, которые происходят в самом организме. Кроме генопатической адаптации, в ходе последней, по мнению автора, происходит формирование так називаемого «системного структурного следа», что приводит к повышению мощности физиологических систем, резервных возможностей человеческого организма.
Основными проблемами, возникающими у преподавателей, работающих в группах слабослышащих студентов в период их социальной адаптации в условиях технического вуза обычного типа можно объединить в три группы:
а) потребительский подход студентов к восприятию информации, нет стремления к самостоятельной проработке материала;
б) медленный (по сравнению с обычными группами) темп усвоения материала, трудность в абстрагировании, необходимость постоянной "привязки" материала лекции к примерам из повседневной жизни для большей наглядности;
в) недостаток информации об особенностях работы в таких группах, трудность общения, трудность в налаживании контакта со студентами.
Условия, которые помогают прохождению социальной адаптации и интеграции слабослышащих студентов в слышащую среду технического вуза обычного типа можно представить как внутренние и внешние условия.
Внутренние условия.
Во-первых, — сознательное решение получить образование в интегрированной среде технического вуза обычного типа;
Во-вторых, серьезное отношение к образованию, осознание необходимости развивать свой интеллект, высокая дисциплина и значительный интерес к занятиям, посещаемость 90-100%. Осознанное добровольное стремление овладевать знаниями, активность и инициатива сами по себе психотерапевтичны, поскольку расширяют возможности восприятия и усвоения новой информации.
В- третьих, конфликт, который служит хорошим стимулом: с одной стороны - желание быть защищенным группой, а с другой стороны - стремление покинуть рамки своей среды, вырваться в мир слышащих;
В-четвертых, высокую степень открытости, откровенности студентов, выраженную направленность на неформальные отношения с преподавателями, что помогает установлению контактов, а так же получению обратной связи. Кроме того, как показали рисуночные тесты у многих студентов довольно сильна зависимость от прошлого, связь с матерью, а следовательно они неосознанно стремятся выбирать какого-либо взрослого -"значимого другого", который частично сможет выполнять опекающую и поддерживающую функцию. И такими "значимыми другими" часто становятся преподаватели. Обоюдное уважение , с положительной установкой на признание ценности другого человека, отсутствие предубеждений и склонности к оцениванию снижают ощущение угрозы, и как следствие - повышают уверенность в своих силах, делают студентов более открытыми, что исключает скептическую оборонительную позицию из страха совершить ошибку. Доброжелательное, доверительное отношение дает право свободно думать и чувствовать, что способствует более полной реализации творческого потенциала человека и, как следствие, более эффективной социальной адаптации и интеграции в слышащую среду вуза обычного типа.
Внешние условия.
Помощь и поддержка со стороны преподавателей и обычных студентов; подготовка социальной среды к восприятию и принятию людей с нарушениями слуха; использование психологических приемов для создания социально - психологических условий адаптации, таких, как психологическая установка на успешность социальной адаптации, метод изменения шаблонов мышления и неадекватных установок, элементы поддержки и приемы включенного обучения.
Уровень эвристической компетенции в группах студентов с нарушениями слуха показал, что в большинстве случаев у студентов наблюдается рассогласованность между субъективной положительной оценкой своей способности принимать решение в нестандартных ситуациях и объективно неуверенным поведением в таких ситуациях, стремлением просто "уйти" от необходимости принятия решения. В этом проявляется ущербность традиционного способа пассивного восприятия учебного материала, характерного для лекционно-поточной системы, когда у студента создается иллюзия знания, но в несколько измененных условиях или на практике он применить этих знаний не может, поскольку при отсутствии собственной активной деятельностной позиции информация не перерабатывается, а идет только фрагментарное усвоение отдельных порций информации. Ситуация "уходит", а вместе с ней "уходит" все, что с ней связано, в том числе и информация. Целостного же восприятия материала, который мог бы дать рефлексивный анализ собственных действий, не происходит.
Лекционно - поточная система обучения, традиционно принятая в вузе, не способствует выходу студентов с нарушениями слуха в активную социальную адаптацию, так как не активизирует самостоятельное мышление, а поддерживает тенденцию к пассивному, некритическому поглощению информации, заложенную в школе. В институте, попадая в рамки знакомой, но только более либеральной системы, которая тоже предполагает репродуктивную познавательную деятельность, студенты тратят свои силы на восприятие, осознание и фиксирование в памяти готовых знаний и выполнение заданий способами, предлагаемыми преподавателями. Ни о каком творческом развитии здесь говорить не приходится [24].
На начальном этапе адаптации целесообразно создание социально - психологических условий, основанных на применении психологических приемов, таких как метод изменения шаблонов мышления и неадекватных установок и метод включенного обучения, адаптированных непосредственно для организации учебного процесса студентов с нарушениями слуха, что усиливает вовлеченность студентов в процессы, происходящие на занятиях, тем самым увеличивая эффективность методов обучения и, как следствие, отражается на уровне социальной адаптации. К тому же педагог оказывает на своих учеников не только обучающее влияние, он так же воздействует на них своей личностью, духовностью, эмоциональностью, получая от них соответствующий отклик, связанный с их индивидуально - личностными особенностями и эмоциональным состоянием в каждый конкретный момент.
Вводить приемы включенного обучения, основанные на применении элементов психотерапевтического воздействия надо именно на первом курсе, пока студенты еще не приняли шаблонный метод работы с учебным материалом полностью на свое вооружение, когда они хотят увидеть отличие от школы, где им большинство знаний преподносилось, как истина в последней инстанции. Они готовы к восприятию новых форм работы, это сензитивный период для введения подобных методов.
В результате занятий, включающих разработанные психологические приемы, как показывает практика, улучшаются объективные показатели (успеваемость, активность, уровень коммуникации) и психологические параметры (повышается личностный статус, уровень защищенности, улучшается самооценка и отношение к окружению). Кроме того значительно снижается процент отсева студентов из института.
Процесс общения студент - преподаватель в аудитории студентов с нарушениями слуха - это почти всегда индивидуальный контакт. Эту особенность можно с известной долей осторожности использовать для индивидуального психотерапевтического воздействия. Целью такого воздействия является освобождение личности от травматического опыта, формирующего защитные ограничивающие реакции, тревоги, страхи, неуверенность в своих силах и возможностях. Личность преподавателя в этом контексте играет определяющую роль, так как доверие и отношение к нему как к партнеру в процессе обучения создает у студентов чувство безопасности. Они учатся понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой внутренний мир и отношения с окружающими на основе свободного выбора.
Для организации целенаправленной деятельности по приспособлению к новым для них условиям обучения в вузе в период социальной адаптации студентов с нарушениями слуха в условиях вуза: на каждом занятии каждый студент должен получить конспект основных положений, содержащихся в лекции, сообщении, дискуссии, то есть материалы того занятия, на котором он в данный момент присутствует. Составитель такого конспекта должен выделить главное, основное в теме, определить новый трудный словарь, организовать материал для наилучшего представления информации. Это не должна быть полная запись всего, о чем говорится в ходе лекции, но это изложение должно содержать исчерпывающие выводы. Важно, чтобы такой конспект не заменял записи самих студентов. Это должны быть опорные материалы, которые помогут сфокусировать внимание. Как показывает практика, информация наиболее эффективна, когда, идет от двух источников.
По возможности, желательно использовать помощь консультанта (психолога), который должен иметь экспертные знания о ресурсах студентов с нарушениями слуха, хорошо понимать их проблемы и непрерывно работать с ними. Так как каждый новый студент является носителем уникальной истории и индивидуальных потребностей, задача консультанта - найти оптимальный баланс между конкретными особенностями определенной группы студентов и возможностью их использования при организации обучения. В его компетенцию так же входит вопрос о применении индивидуальных методов для отдельных студентов, а так же разработка общих методов психологической поддержки для конкретных групп.
Использовать помощь сурдопереводчика, особенно на начальном этапе обучения, так как его присутствие в аудитории дает определенную степень свободы и уверенности в общении для студентов с нарушениями слуха, но со временем, при возможности, уменьшать эту помощь, что постепенно приучает к мысли о необходимости научиться свободно общаться и надеяться на собственные силы в любой ситуации. К тому же при переводе частично теряется эмоциональный компонент изложения материала, что обедняет восприятие.
Так как учебные дисциплины в вузе содержат много сложных и труднопроизносимых терминов, целесообразно разработать и составить специальные словарики по основным дисциплинам, которые включали бы эти термины и их перевод, что дало бы значительную поддержку не только сурдопереводчикам, но и студентам.
Применение методов включенного обучения, способствует активизации восприятия учебного материала на лекционных и семинарских занятиях, является необходимым и целесообразным при обучении студентов с нарушениями слуха любому предмету, особенно в период социальной адаптации.
Использование технических средств обучения, демонстрационный и раздаточный материал, позволяющие концентрировать внимание слушателей и обеспечивающие необходимую наглядность.
Для лучшего звукового восприятия слабослышащими студентами материала лекций и семинаров должна быть проведена акустическая оценка аудиторий с целью улучшения акустических возможностей. Следует так же принять во внимание, что наилучший визуальный контакт с преподавателем и сурдопереводчиком осуществляется при размещении студентов в аудитории на первых рядах левого или правого края, а не по центру.
Обеспечению и поддержанию эффективной социальной коммуникации между преподавателями и студентами с нарушениями слуха и активной интеграции в слышащую среду в период социальной адаптации последних в условиях вуза, на наш взгляд, способствуют:
Информация о работе Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха