Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать научные подходы к проблеме педагогической адаптации студентов с нарушениями слуха как педагогическую и личностную проблему. Изучить методологические основы решения данной проблемы. Сформулировать условия социальной адаптации студентов с нарушениями слуха к слышащей среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
3
1. Научные подходы к проблеме адаптации студентов с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования…………………………...

6
2. Методологические основы решения проблемы адаптации студентов с нарушениями слуха……………………………………………………...

10
3. Социальная адаптация к слышащей среде как условие успешного обучения и профессионального становления людей с нарушениями слуха………………………………………………………………………...


18
Заключение………………………………………………………………….
28
Список использованной литературы …………………………………….
32

Файлы: 1 файл

курсовая Грабовская.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

2. Методологические основы  решения проблемы адаптации студентов  с нарушениями слуха

 

 

На сегодняшний день проблема адаптации человека приобретает комплексный характер, является предметом изучения многих дисциплин, находясь на стыке исследования в отрасли психологии, физиологии, медицины, экологии, биологии.

Анализ теоретических и практических исследований проблемы формирования образования людей с проблемами слуха доказал, что она занимает важное место в процессе становления образовательного процесса в целом.

Система обучения должна быть устроена таким образом, чтобы за годы, проведенные в вузе, студенты с нарушениями слуха не только получили профессию и стали конкуренто-способными в достаточно жестких условиях рынка труда, но и могли работать в среде людей, которые будут предъявлять к ним требования как к специалистам в определенной области.

Поэтому является актуальным вопрос о необходимости создания в вузе таких социально-психологических условий, чтобы процесс обучения способствовал социальной адаптации и социализации студентов с нарушениями слуха. Социальная адаптация для студентов с нарушениями слуха в условиях университетского образования должна протекать через формирование объективного позитивного отношения к этой среде со стороны слышащих, со стороны общества в целом.

В мировом сообществе по отношению к людям с нарушениями слуха в настоящее время существуют две позиции:

- первая позиция проявляется  в подчинении общества трудностям  неслышащих людей. Сторонники этой  позиции считают, что освоение  речи в объеме, необходимом для  самостоятельного общения и саморазвития  неслышащим людям недоступно. Не стремясь активизировать языковые и, соответственно, умственные способности людей с нарушениями слуха, представители этой позиции компенсируют это комфортными условиями их жизни среди слышащих. Например, всему населению страны рекомендуется изучить жестовый язык (Скандинавские страны); при обучении ребенка в массовой школе к нему "прикрепляется" переводчик жестового языка (США и другие страны); предъявляются специальные требования к артикуляции слышащих, которые учат глухих и слабослышащих или встречаются с ними в общественных местах; существуют даже небольшие культурно-административные городки, населенные неслышащей молодежью (Галлаудетский университет, США).

- вторая позиция выражается  в отношении к неслышащим как  равным со слышащими в возможностях психического, языкового, культурного, социального, физического развития, но нуждающихся в специальной и длительной помощи для преодоления последствий природных физических ограничений. Вместо социально-культурной расчлененности общества на различные субкультурные образования (как при первой позиции) реализуется обогащение и пополнение общества за счет стабильного включения в него полноценных членов [14].

Западный опыт свидетельствует: единственный способ создать инвалиду достойную жизнь в обществе - смоделировать для него "безбарьерную среду", то есть особые условия, учитывающие психо?логическое и физическое состояние человека. Для плохослышащего человека - это возможность общаться на равных с миром слышащих.

Сегодня, в условиях нашей страны, надо скорее говорить не только о моделировании "безбарьерной среды", но и о том, как обеспечить нормальное "моральное выживание" и психологическое здоровье людям с нарушениями слуха в обществе, которое доста?точно жестоко и по отношению к своим здоровым членам, не говоря уже о людях с нарушениями здоровья. То есть, в дан-ном случае, на сегодняшний день нужно говорить об условиях выживания в "барьерной среде".

Основные методы во время обучения лиц с нарушениями слуха в ВУЗах должны включать в себя:

  • гуманитарную направленность образования, создание условий для удовлетворения потребности личности в развитии, в проявлении и раскрытии способностей, потенциальных возможностей;
  • фундаментализацию образовательных программ, обеспечение уровня профессиональной подготовки с запросами современного общества, возможности мобильности и конкурентоспособности выпускника;
  • приорететное использование личностно-ориентированных технологий высшего образования, в основу которых положен диалогический подход, определяющий субъектное взаимодействие студента и преподавателя, самоактуализацию личности будщего специалиста;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки студентам с нарушениями слуха, предполагающей учет при организации процесса образования в ВУЗе особенностей данного контингента обучающихся [18].

Одной из проблем методологического самоопределения и выделения педагогических условий адаптации студентов с проблемами слуха к условиям высших учебных заведений является сложность и многоаспектность исследуемого понятия.

Анализ современного состояния проблемы исследования дает возможность утверждать, что существуют разнообразные организационные формы обучения лиц с нарушениями слуха в высших учебных заведениях:

  1. специальные группы, которые работают по единому плану и со специальным сопровождением;
  2. инклюзивные группы, в которых студенты получают помощь со стороны специально созданных подразделений в структуре ВУЗа;
  3. обучение студентов с нарушениями слуха в едином потоке без специального сопровождения; дистанционная форма обучения.

Последнее время наблюдается позитивная тенденция к увеличению количества специальных групп для лиц с нарушениями слуха в высших учебных заведениях I-IV уровней аккредитации. Это дает возможность студентам этой категории получать желаемый уровень образования и профессиональной подготовки по современным специальностям (экономика предприятия, компьютерное программирование, учитель начальных классов школ глухих и слабослышащих, физическая реабилитация, социальная работа, дизайн, художественное оформление и др.)

Получение высшего образования в условиях специальных груп дает возможность организовать образовательный процесс с учетом потребностей лиц с нарушениями слуха. В специальных группах процесс образования осуществляется при участии сурдопереводчика, который помогает студентам с нарушениями слуха получать учебную информацию в полном объеме, а преподавателям – общаться со студентами. Как показывает практика, целесообразным является увеличение срока обучения в таких группах. Неоднозначность состава специальных групп обусловлена такими факторами, как: разная степень потери слуха студентов, развития речи, предварительной подготовки, владение средствами общения и др.

Определение психофизических особенностей студентов с нарушениями слуха сопутствовало выявление трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе обучения. В ходе исследования, проведенного Литовченко С.В., констатировано, что одной с наиболее сложных является проблема развития речи студентов. Низкий уровень восприятия устной речи, нечеткая своя речь образуют преграды для использования устной речи как средства коммуникации учебном процессе. В то же время, речевой опыт сопутствует восприятию на слух разных слов и фраз, особенно при условии использования слуховых аппаратов. Недостаток восприятия фонетической информации в этих случаях компенсируется умением учитывать смысловой контекст.

Создание специальных групп позволяет избегать стрессовых перегрузок у студентов с нарушениями слуха, что характерно при условии их обучения в колективе слышащих. Но, необходимо отметить, что при такой форме обучения медленнее формируются коммуникативные привычки, умение решать проблемы в коллективе, что негативно отражается на социльно-психологической адаптации. К сожалению, есть примеры, когда группы студентов с нарушениями слуха в высших учебных заведениях на протяжении всего периода обучения функционируют обособленно. Причина заключается в отсутствии внимания (или желания) преподавателя учреждения создать единый коллектив, организовать совместную деятельность. В этом контексте целесообразной представляется разработка специальной системы тестов и тренингов по развитию комуникативных привычек лиц этой категории. В то же время, высшие учебные заведения должны быть готовы к обеспечению образовательных нужд лиц с нарушениями слуха(техническое оборудование, звукоусилительная аппаратура, сурдопереводчики и др.) [16].

Большая часть студентов с нарушениями слуха сталкивается со значительными проблемами во время обучения, в отдельности, связанных с изучением дисциплин, насыщенных значительным количеством абстрактных понятий. В то же время, при условии изложения материала по аналогии и на конкретных примерах этого не наблюдается.

Следующим фактором, обуславливающим определенные трудности обучения лиц данной категории, являются их психофизические особенности. Необходимо отметить, что большинство таких студентов жалуются на дополнительные проблемы, вызванные быстрой утомляемостью. Это связано с недостаточной стойкостью и глубиной академических знаний, определенным замедлением процессов усвоения новой информации.

Нами были установлены существенные препятствия на пути усвоения знаний студентами с нарушениями слуха, а именно потери значительного объема информации при передаче ее в системе «преподаватель – студент» и «преподаватель – сурдопереводчик – студент».

Сопровождение обучения студентов с инвалидностью – это система мероприятий, которые должны обеспечить равный доступ к обучению, то есть убрать или по крайней мере минимизировать проблему студентов с инвалидностью в учебе.

В нашей работе сопровождение обучения студентов с инвалидностью рассматривается как вспомагательный и в то же время очень нужный метод, который должен существовать не постоянно, а только там, где возникает в этом необходимость. Объектом такого сопровождения являются прежде всего студенты с нарушениями слуха, у которых в процессе обучения в ВУЗе возникла серьезная проблема, которую они не способны преодолеть самостоятельно.

На различных этапах обучения предусмотрены разные формы помощи:

  1. на довузовском этапе работы с неслышащими применяется консультативная работа преподавателей факультетов в специальных школах; подготовительные курсы в ВУЗе; индивидуальные консультации с абитуриентами на кафедрах факультетов;
  2. на стадии поступления молодежи с нарушениями слуха в ВУЗ проводится собеседование с абитуриентами; разъяснительная работа с членами экзаменационной комиссии; закрепление сурдопереводчиков, которые помогают таким студентам на вступительных экзаменах;
  3. на этапе обучения в ВУЗе используется несколько видов психолого-педагогического сопровождения неслышащих:
  • по времени оно может быть: постоянным и выборочным;
  • по способу организации: непосредственным, опосредованным, дистанционным;
  • по характеру деятельности: организационным, консультативным, адаптационным, коррекционно-развивающим, диагностическим;
  • по форме обучения: индивидуальным, групповым.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с нарушениями слуха в системе высшего образования дает основания выделить две основных модели реализации психолого-педагогической поддержки этого процесса:

  • первая модель – специализированное высшее учебное заведение для студентов с нарушениями слуха (или для студентов с особенностями психофизического развития). Данная организационная модель является сегрегативной формой обучения.
  • вторая модель – специальный раздел или разделы, которые действуют в структуре высшего учебного заведения и должны обеспечивать комплексное сопровождение студентов с инвалидностью [19].

Инклюзивная форма обучения в высших учебных заведениях предусматривает общее обучение студентов, которые имеют функциональные ограничения, с другими студентами. Такая форма обучения определяет равные права, за лицами с инвалидностью, на получение образования и требует осуществление политики равных возможностей.

Особенностью обучения студентов с нарушениями слуха в инклюзивном коллективе есть то, что воспринимая их как равных, к ним выставляются такие же требования со стороны высшего учебного заведения, как и к другим студентам.

Компенсировать функциональные ограничения, которые влияют на качество обучения студентов с проблемами слуха, и предоставить необходимую поддержку можно только путем организации сопровождения их обучения.

Педагогическое сопровождение обучения:

- предусматривает оптимизацию  преподавания учебного материала  студентам с проблемами слуха  в максимально восприимчивой для них форме;

- внедрение современных педагогических  технологий обучения;

- обеспечение учебно-методическими  материалами.

Психологическое сопровождение:

- выяснение психологических особенностей  каждого студента;

- укрепление и сохранение его психологического здоровья;

- предоставление необходимой помощи  при адаптации в интегрированную  образовательную среду;

- содействие личностному развитию.

Таким образом, при написании курсовой работы был сделан вывод, что в структуру адаптации студентов с проблемами слуха к условиям обучения в высших учебных заведениях определены такие компоненты, как:

  • ценностные ориентации;
  • субъэктивные свойства;
  • профессионально-значимые качества личности;
  • рефлексия [11].

Информация о работе Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха