Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать научные подходы к проблеме педагогической адаптации студентов с нарушениями слуха как педагогическую и личностную проблему. Изучить методологические основы решения данной проблемы. Сформулировать условия социальной адаптации студентов с нарушениями слуха к слышащей среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
3
1. Научные подходы к проблеме адаптации студентов с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования…………………………...

6
2. Методологические основы решения проблемы адаптации студентов с нарушениями слуха……………………………………………………...

10
3. Социальная адаптация к слышащей среде как условие успешного обучения и профессионального становления людей с нарушениями слуха………………………………………………………………………...


18
Заключение………………………………………………………………….
28
Список использованной литературы …………………………………….
32

Файлы: 1 файл

курсовая Грабовская.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И РЕЛИГИИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЛУГАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Владимира Даля

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Педагогическая адаптация у студентов

с нарушениями слуха

 

 

 

Выполнила:

студентка-магистрантка

группы ФФв – 441

Грабовская М.А.

 

Научный руководитель:

Доцент, кандидат

психологічних наук

Булах И.П.

 

 

Луганск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….

  3

1. Научные подходы к проблеме адаптации студентов с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования…………………………...

 

  6

2. Методологические основы решения проблемы адаптации студентов с нарушениями слуха……………………………………………………...

 

10

3. Социальная адаптация к слышащей среде как условие успешного обучения и профессионального становления людей с нарушениями слуха………………………………………………………………………...

 

 

18

Заключение………………………………………………………………….

28

Список использованной литературы …………………………………….

32


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время нарушение слуха является одним из самых распространенных и трудно поддающихся лечению дефектов, серьезно осложняющих нормальную адаптацию (имеется в виду социальная и психологическая адаптация) человека в обществе.

Дефект слуха значительно отражается на положении человека в социуме. Психолог Л.С.Выготский отмечал, что глухота “…изолирует от социального опыта…Она нарушает социальные связи личности”.

Нарушение функций слухового анализатора (как врожденное, так и приобретенное) создает своеобразные проблемы в семье, в детской или подростковой группе сверстников, при поступлении в школу, ВУЗ, на работу и, наконец, во взрослой жизни (с точки зрения возможностей вступить в брак).

В процессе адаптации плохо слышащих к обществу слышащих людей возникает целый ряд сложностей, в том числе и психологического характера. Выключение одного из анализаторов (слухового) приводит к неполному восприятию окружающей действительности (отсутствует акустическая сторона). Это оказывает существенное влияние на общее психическое развитие плохо слышащего. Как отмечает словацкий учёный              Л. Пожар, в результате этого «нарушается функциональное единство всех душевных явлений, что может привести к изменениям целостного процесса развития личности».

Для понимания такого «целостного развития личности» необходимо проанализировать весь путь формирования личности глухого или слабослышащего с момента наступления нарушения слуховой функции.

На процесс формирования личности инвалида по слуху, успешность коррекции дефекта слуха, дальнейшую реабилитацию и адаптацию большое влияние оказывают следующие факторы: время возникновения дефекта, степень дефекта, политика семьи, социальное окружение, форма полученного образования.

На сегодняшний день в стране происходит реформирование высшего образования, которое предусматривает создание системы высшего образования на новых законодательных и методологических положениях, достижение принципиально нового уровня качества подготовки специалистов, сохранение прогрессивного опыта прошлого и приведение системы в соответствие к нынешним экономическим возможностям и нуждам государства, укрепление и развитие демократизации, вхождение системы высшего образования в мировое пространство образования и обеспечение на этой основе равного доступа к высшему образованию граждан страны, в том числе с особенностями психофизического развития, среди которых значительный процент лиц с нарушениями слуха.

Касательно лиц с нарушениями слуха, для которых указанный уровень образования является доступным, то получение высококачественного высшего образования является решающим фактором повышения их социального статуса и защищенности в обществе. Лишь полноценная профессиональная реабилитация дает возможность таким людям стать конкурентоспособными на рынке труда и образует основу для равных условий. В свзи с этим наблюдается тенденция увеличения спроса на получение высшего образования среди молодежи с нарушениями слуха.

Однако, на данный момент складывается определенное несоответствие между увеличением желания лиц с нарушениями слуха получить высшее образование, с одной стороны, и отсутствием в ВУЗах надлежащих педагогических условий и низким уровнем образовательной подготовки абитуриентов, с другой стороны.

Социальная адаптация в условиях ВУЗа имеет для них большое значение. От нее в значительной степени зависит результативность обучения и последующее профессиональное становление лиц с нарушениями слуха в слышащей среде. Именно этот аспект и определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что педагогические аспекты обучения и воспитания студентов с нарушениями слуха, а также отдельные специфические для них методы и приемы работы отражены в трудах И. Багровой, А. Гозовой,          Н. Засенко, Л. Фомичевой, И. Цукерман, Л. Выготского, Р. Боскис, С. Зыкова, Ф. Рау, Н. Ярмаченко и др.

Цель работы: проанализировать научные подходы к проблеме педагогической адаптации студентов с нарушениями слуха как педагогическую и личностную проблему. Изучить методологические основы решения данной проблемы. Сформулировать условия социальной адаптации студентов с нарушениями слуха к слышащей среде.

Задачи исследования:

  1. на основе анализа педагогической, научно-методической литературы определить степень разработанности проблемы, которая исследуется, в науке и практике, в т.ч. зарубежной;
  2. проанализировать научно-методологические подходы к проблеме адаптации лиц с нарушениями слуха в специальной литературе;
  3. рассмотреть особенности обучения лиц с нарушениями слуха (состояние организации, трудности, успешность и др.) в высших учебных заведениях в период социальной адаптации.

Объект исследования: процесс адаптации лиц с нарушениями слуха в условиях получения ими высшего образования.

 

1. Научные подходы к проблеме адаптации студентов с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования

 

 

Проблема адаптации лиц с нарушениями слуха прошла значительный исторический путь от тотального физического уничтожения со времен античности до их интеграции в современное общество. Развитие философских и медицинских, а также педагогических знаний содействовало научному пониманию психического развития детей с психофизическими изъянами. Психология человека с ограниченными возможностями в последние годы получила широкое определение в отдельности благодаря развитию теоретико-методологической базе и подготовке высокопрофессиональных специалистов-психологов в сфере специальной психологии.

Впервые термин «адаптация» был использован австрийским врачом, психологом, основоположником индивидуальной психологии А.Адлером, который понимал адаптацию как приспособление психической деятельности человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды путем сохранения психического гомеостаза. Одним из ее компонентов является социально-психологическая адаптация, которая осуществляет преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную функции жизнедеятельности человека.

Поскольку нам необходимо сформулировать собственную точку зрения понятия «адаптация студентов с проблемами слуха к условиям высших учебных заведений», то необходимо проанализировать разные подходы к его структуре и на этой основе определить ряд компонентов, которые раскроют сущность исследуемого явления.

Проанализировав научную литературу, нами были отмечены различные подходы к толкованию как самого понятия «адаптация», так и его разнообразных сочетаний в понятиях «психологическая адаптация», «адаптация в учебных заведениях», и т.д. Это свидетельствует о сложности понятия, а соответственно и наличии разных подходов к его структурированию [3].

Изучая взгляды ученых на адаптацию студентов с проблемами слуха, был сделан вывод о том, что отдельные ученые (Н.О. Темченко, И.И. Качалина, Н.В. Сочень, Н.К. Матвеева и др.) определяют ее через совокупность компонентов.

Но с этим нельзя согласиться полностью, так как адаптация студентов с проблемами слуха зависит от их личностных характеристик и поэтому она должна включать более широкий спектр структурных компонентов, где ценности, мотивы и прочие составляющие будут стоять наряду с прочими, не менее важными, компонентами психологической адаптации.

С целью наиболее точного понимания адаптации студентов с проблемами слуха к условиям обучения в высших учебных заведениях следует учесть взгляды ведущих ученых на сущность личности, поскольку педагог рассматривается, в первую очередь, как личность.

Анализ проблем социальной адаптации лиц с нарушениями слуха в целом рассматривается с точки зрения социальных концепций более общего уровня обобщения сущности этого социального явления – концепции социализации. За основу взят принцип работ Л.С. Выготского, что «… детей с дефектами зрения, слуха и т.д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества». Так же, он заострял внимание на том, что «личность является понятием социальным, оно выражает все, что есть у человека сверхприродное, историческое. Личность не является врожденной, она возникает в результате культурного и социального развития» [8].

С. Л. Рубинштейн считал, что «личностью является человек со своей позицией в жизни, к которой он пришел в результате большой осознанной работы… Личностью является тот человек, который относится определенным образом к окружающему миру, осознанно выражает это свое отношение так, что оно проявляется во всей его сущности». С.Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что личность это не просто социальное существо, а создатель своей жизни с активной жизненной позицией.

А.Н. Леонтьев изучал личность как целостностное образование. Он считал, что реальной основой личности человека является совокупность его отношений к миру, которые есть общими по своей сути и реализуются вместе. Личность характеризуют те психические явления человека, которые способствуют его деятельности. То есть, в первую очередь, А.Н. Леонтьев рассматривает личность как деятеля.

В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависит не только от качества полученного в школе образования, степени потери слуха и развития разговорной речи, а и от влияния ближайшего социального окружения, мысли и ожиданий семьи, школьных друзей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов. Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной работоспособностью) требуют от молодежи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

Анализ исследований свидетельствует, что в высших учебных заведениях практикуют такие формы организации обучения неслышащих студентов:

  1. создание специализированного учебного заведения для людей с нарушениями слуха;
  2. комплектация отдельных групп студентов с нарушениями слуха в обычных высших или средних специализированных учебных заведениях;
  3. создание инклюзивных академических групп, в состав которых входят студенты с особыми потребностями.

Следует обратить внимание, что в организацию учебного процесса необходимо брать во внимание определенную специфику обучения студентов с нарушениями слуха. К ним относятся возрастные отклонения, а также другие причины. В частности, слуховое восприятие у студентов с проблемами слуха может быть обусловлено разными причинами.

Учитывая знание этих особенностей физического и умственного развития глухих студентов, необходимое для правильной организации и успешного осуществления процесса обучения, следует учитывать степень потери слуха студентов.

И так, на основании анализа профессиональной адаптации студентов с проблемами слуха к условиям обучения в высших учебных заведениях как психолого-педагогической проблемы и определения ее структуры, следует вывод, что адаптация таких студентов к условиям обучения в высших учебных заведениях – это инклюзивная характеристика личности студента – субъекта деятельности, которая проявляется в его социальной и профессиональной активности, в отношении к своим обязанностям и правам, в совокупности его профессионально-значимых качеств и формируется в процессе профессиональной подготовки под системообразующим воздействием учебно-воспитательных, методических и производственно-технологических мероприятий. Адаптация студента имеет морально-этический и ценностный контекст в понимании ним действительности и предусматривает рефлексию собственной деятельности.

Информация о работе Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха