Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:18, контрольная работа
С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.
Ведение.
1. Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр.
4. Анализ эффективности использования дидактических игр.
Список используемой литературы.
3. Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур – эти упражнения способствуют осознанному выделению элементов фигур (сторон, вершин, углов), выявлению некоторых существенных свойств фигур.
4.
Упражнения, направленные на развитие
умения выявлять особенности
взаимного расположения
1.
Сколько треугольников лежит
внутри круга (рис. 28), сколько
пересекается с кругом, сколько
лежит вне круга?
2.
Закрась все круги (рис. 29), которые
лежат внутри квадрата красным,
3.
Какая фигура находится внутри
другой фигуры (рис. 30), какая –
за границей?
4.
Найди, назови и покажи все
фигуры (рис. 31) в которые входит
точка А.
5. Продолжи орнамент (рис. 32)
Рис.
32
6.
Найди ошибку в продолжении
орнамента (рис. 33)
Рис.33
7.
Составь узор из данных фигур
(рис. 34). Расскажи куда положишь
каждую фигуру.
Рис.34
После проведения предварительной работы для формирования у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены следующие дидактические игры:
В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Для формировании у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены следующие дидактические игры:
Детям вначале предлагается назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал, шар.
После закрепления знаний о геометрических фигурах, детям даются следующие задания:
1. Найти предмет прямоугольной формы.
2.
Найти предмет треугольной
3. Найти предмет круглой формы.
4.
Найти предмет квадратной
6. Найти предмет шарообразной формы.
Ребенок ищет эти предметы в групповой комнате.
В процессе этой дидактической игры мы формируем у детей старшего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах и форме предмета учим сопоставлять геометрические фигуры с формой. При этом несколько раз произносим слово " эталон " соотнеся его с формой. Постепенно дети начинают понимать значение слова "эталона".
Данная
игра позволила закрепить
Цель игры – знакомство с геометрическими фигурами и составление фигур из данных геометрических фигур.
Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги ("одеяло") с обозначенными на нем "дырками".
Игра проводится в виде рассказа: "Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шумара в это время прогрызла в одеяле дыры.
Детям даются задания:
1. Сосчитать сколько дыр в одеяле.
2. Взять свои фигуры и починить одеяло".
Дети раскладывают имеющиеся у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги ("одеяла") с обозначенными "дырами".
Дети активно работали и с интересом участвовали в процессе игры "Почини одеяло". Треугольную форму дети называли самостоятельно, без приведения примера. При этом дети приводили свои примеры а не повторяли примеры своих товарищей.
Таким образом, дидактическая игра "Почини одеяло", глубже познакомила детей с геометрическими фигурами и формой, благодаря занимательной и интересной форме проведения.Смотреть таблицу 2
3. Дидактическая игра "Составные картинки"
Цель игры – закрепить представления детей о разновидностях геометрических фигур, а также учить детей анализировать изображения предмета сложной формы.
Вначале для тренировки, с детьми проводилась занимательная игра " Волшебный круг". Детям раздавались 10 частей, полученных путем разрезания круга. Затем показывались образцы силуэтов предметов составленных из этих частей. После этого дети самостоятельно составляли силуэты предметов и животных.
Затем детям раздаются образцы рисунков, составленные из геометрических фигур, а также наборы геометрических фигур. Задаются вопросы:
1.
Что нарисовано на этих
2. Из каких фигур состоят домик, елочка и т.д.?
Затем дети выкладывают из своих геометрических фигур изображения предметов по образцу.
В процессе игры дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую форму по образцу.
В
начале игры у детей были небольшие
ошибки, они путали или забывали
название геометрических фигур. Но после
разъяснения, лучше выполняли работу.
Дети с интересом выполняли работу,
и почти все справились с работой. После
проведения игры, дети овладели достаточными
знаниями о геометрических фигурах и форме
предметов. Но нужно закреплять полученные
знания в дальнейшем. В процессе игры дети
научились сопоставлять, группировать
геометрические фигуры. Смотреть таблицу
1.
Таблица 1: Определение геометрических фигур и форм предметов (в разрезе)
Группа | Различение геометри-ческих фигур | Называние геометри-ческих фигур | Нахождение предметов различной формы в окружающей обстановке | Умение использовать нужную форму | Составление заданной фигуры из геометри-ческих фигур | |||||
В нач. | В кон. | В нач. | В кон. | В нач. | В кон. | В нач. | В кон. | В нач. | В кон. | |
обучения | обучения | обучения | обучения | обучения | ||||||
Экспери-ментальная | 39 | 90 | 39 | 90 | 41 | 91 | 32 | 90 | 40 | 92 |
Как видно из таблицы 2, в процессе проведения серий дидактических игр у детей формировались определенные знания: в начале всего 39% детей экспериментальной группы различали и называли геометрические фигуры, а в конце после проведения дидактических игр "Составные картинки", "Почини одеяло", "Посмотри вокруг" уже 90% детей. Если в начале обучения всего 41% детей экспериментальной группы находили определенную форму предметов в окружающей обстановке, то в конце после проведения дидактической игры "Посмотри вокруг" уже 91% детей.
В начале обучения всего 32% детей экспериментальной группы умели использовать нужную форму, а в конце после проведения дидактической игры "Почини одеяло", уже 90% детей. Всего 40% детей экспериментальной группы в начале обучения умели составлять заданные фигуры из геометрических фигур, а в конце обучения уже 92% детей.
Таким образом, в процессе систематической работы в формирующем эксперименте, у детей формируются прочные и обширные знания о геометрических фигурах и форме предмета, обеспечивается точность узнавания фигур, правильность воспроизведения фигуры. Формирующий эксперимент показал, что при использовании дидактических игр в процессе обучения, у детей лучше формируются необходимые знания и представления о геометрических фигурах и форме предмета.
На заключительном этапе исследования для проверки эффективности использования дидактических игр и был сделан анлиз. Для анализа с детьми были проведены занимательные игры "Танграм", "Пифагор", "Волшебный круг".
Таблица 3 Данные анализа отражены в таблице 3 (в %).
Группа | Узнавание и называние геометрических фигур | Нахождение предметов различной формы в окружающей обстановке | Умение составлять заданные фигуры из геометрических фигур | Понимание значения слова "эталон" | Умение
анализировать изображения |
Знание
дидактических игр с | ||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | |
Контрольная | 40 | 60 | 42 | 61 | 42 | 62 | 28 | 60 | 41 | 63 | 40 | 61 |
Экспериментальная | 39 | 90 | 41 | 91 | 40 | 92 | 28 | 90 | 44 | 94 | 38 | 92 |
Как показывают данные таблицы, 90% детей экспериментальной группы узнают и называют геометрические фигуры, а в контрольной группе знания о геометрических фигурах повысились, но не в значительной степени (60%). Умели находить предметы различной формы в окружающей обстановке 91% детей экспериментальной группы, в контрольной группе эти умения составляют 61%. 92% детей экспериментальной группы умеют составлять заданные фигуры из геометрических фигур. В контрольной группе умения составлять заданные фигуры из геометрических фигур, составляет 62:. 90% детей экспериментальной группы после проведения обучения понимали значение слова "эталон", а в контрольной группе понимание слова "эталон" увеличилось, но не в достаточной степени. Также после проведения обучения 94% детей экспериментальной группы умели анализировать изображения предметов сложно формы, составленных из геометрических фигур, а в контрольной группе эти умения составляют 63%.
После проведения обучения 92% детей экспериментальной группы знали и называли дидактические игры с геометрическими фигурами, а в контрольной группе знание дидактических игр с геометрическим фигурами недостаточны (61%).
Таким образом, результаты анализа показали эффективность использования дидактических игр при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета.
Заключение.
Целью исследования было
Необходимо отметить, что регулярное
использование на занятиях по
математике системы
Чтобы ребенок дошкольного