Особенности воссоздания детьми плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.

Оглавление

Ведение.
1. Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр.
4. Анализ эффективности использования дидактических игр.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

Тольяттинский государственный университет 
 

Заочное отделение 

____________Гуманитарно-педагогический________________институт (факультет) 

Контрольная работа 

по  Теория и технология математического развития детей______

на  тему  Особенности воссоздания детьми плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур.

студента (-ки) группы _______________ПЕДбз-301а____________________

_______________________ Бобина_Е.А._____________________________

Ф.И.О. студента (-ки)

Преподаватель___________к.п.н., доцент  Еник О.А.___ ______________

Оценка___________________________________________________________

Регистрационный номер____________дата__________________________

                                            
 
 
 
 

                                              Тольятти, 2012

Содержание.

          Ведение.

  1. Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
  2. Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников.
  3. Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр.
  4. Анализ эффективности использования дидактических игр.

         Список используемой литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др.

К пяти годам  ребенок легко ориентируется  в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.

 Первые представления  о форме, размерах и взаимном  положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. К 6 – 7 годам многие дошкольники правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями предметов.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

 Представлению  формы предметов и ее обобщению  способствует знание детьми эталонов  – геометрических фигур. Поэтому  задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

 Как известно, особую умственную активность  ребенок проявляет в ходе достижения  игровой цели, как на занятии,  так и в повседневной жизни.  Игровые занимательные задачи  содержатся в разного рода  увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.

 Задачи на  смекалку, головоломки, занимательные  игры, вызывают у дошкольников  большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

 Использование  задач- головоломок способствует  лучшему формированию у детей  понятий о форме предметов

  1. Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.

Одним из ведущих  познавательных процессов детей  дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли психологи и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.

 Восприятие  помогает отличить один предмет  от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом, развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты.

В психологии одним из свойств восприятия выделяют целостность: воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Именно целостное восприятие обеспечивает накопление жизненного опыта, т.к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Образы предметов подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, не умеют разлагать целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно смешивать части и целое. Восприятие вещей остается глобальным, без различения деталей. Дети воспринимают детали как самостоятельный объект, а не как части целого, и именно поэтому они оказываются чувствительны к ним. При восприятии предметов существенное значение играет то, какая часть рассматривается, какую роль она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию ребенка учит взрослый на материале явлений природы, предметов обихода и искусства. Важно у детей развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть, а это, как правило, происходит посредством игры. В играх для развития целостных представлений дошкольники выполняют различные действия с предметами: конструируют предмет и составные элементы; узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и т.д. Основная цель таких игр – это научить ребенка узнавать предмет по его отдельным признакам или частям.

Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя  их именами этих предметов:

-цилиндр –  стаканом, столбиком, 

-овал – яичком,

-треугольник  – парусом или крышей,

-прямоугольник  – окошечком и т.п. 

 Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

  1. Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников

 Для реализации  программных задач в качестве  дидактического материала для  детей 3-4 лет группе используются  модели простейших плоских геометрических  фигур (круг, квадрат) разного  цвета и размера.

 Еще до  проведения систематических занятий  педагог организует игры детей  со строительным материалом, наборами  геометрических фигур, геометрической  мозаикой. В этот период важно  обогатить восприятие детей, накопить  у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название.

 На занятиях  детей учат различать и правильно  называть геометрические фигуры  круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой.

У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить  умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.

Чтобы уточнить представления детей о том, что  геометрические фигуры бывают разного  размера, им показывают (на таблице, фланелеграфе или наборном полотне) известные  геометрические фигуры. К каждой из них дети подбирают аналогичную фигуру, как большего, так и меньшего размера. Сравнив величину фигур (визуально или приемом наложения), дети устанавливают, что фигуры одинаковы по форме, но различны по размеру. В следующем упражнении дети раскладывают по три фигуры разного размера в возрастающем или убывающем порядке.

 Затем можно  предложить детям рассмотреть  фигуры, лежащие в индивидуальных  конвертах, разложить одинаковой  формы рядами и предложить  рассказать, у кого каких сколько. 

 На следующем  занятии дети получают уже неодинаковые наборы фигур. Они, разбирая свои комплекты, сообщают, у кого какие фигуры и сколько их. При этом целесообразно упражнять детей и в сравнении количества фигур: «Каких фигур у тебя больше, а каких меньше? Поровну ли у вас квадратов и треугольников?» и т.п. В зависимости от того, как скомплектованы геометрические фигуры в индивидуальных конвертах, между их количеством может быть установлено равенство или неравенство.

 Выполняя  это задание, ребенок сравнивает  количество фигур, устанавливая  между ними взаимно однозначное соответствие. Приемы при этом могут быть разные: фигуры в каждой группе располагаются рядами, точно одна под другой, или располагаются парами, или накладываются друг на друга. Так или иначе, устанавливается соответствие между элементами фигур двух групп и на этой основе определяется их равенство или неравенство.

Подобным же образом организуются упражнения на группировку и сравнение фигур  по цвету, а затем по цвету и  размеру одновременно. Таким образом, постоянно меняя наглядный материал, получаем возможность упражнять детей в выделении существенных и несущественных для данного объекта признаков. Аналогичные занятия можно повторить по мере того, как дети будут узнавать новые фигуры.

Рассматривание  и сравнение фигур проводят в  определенной последовательности:

 а) взаимное  наложение или приложение фигур;  этот прием позволяет четче  воспринять особенности фигур,  сходство и различие, выделить  их элементы;

 б) организация  обследования фигур осязательно-двигательным  путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;

 в) организация  разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные  положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, а шар «всегда катится»;

Информация о работе Особенности воссоздания детьми плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур