Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:18, контрольная работа
С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.
Ведение.
1. Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр.
4. Анализ эффективности использования дидактических игр.
Список используемой литературы.
г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.);
д) организация
дидактических игр и игровых
упражнений для закрепления
Таким образом,
обнаруживают характерные
Как уже отмечалось, основной задачей обучения детей 5-6 лет является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.
Следующая задача - научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников – прямоугольник. Затем из двух-трех квадратов, сгибая их разными способами, получать новые фигуры (треугольники, прямоугольники, маленькие квадраты).
Эти задания
целесообразно связывать с
Например, детям даются большие круг, квадрат, прямоугольник, которые делятся на две и четыре части. Все фигуры с одной стороны окрашены в одинаковый цвет, а с другой – каждая фигура имеет свой цвет. Такой набор дается каждому ребенку. Вначале дети смешивают части всех трех фигур, каждая из которых разделена пополам, сортируют их по цвету и в соответствии с образцом составляют целое. Далее вновь смешивают части и дополняют их элементами тех же фигур, разделенных на четыре части, снова сортируют и снова составляют целые фигуры. Затем все фигуры и их части поворачивают другой стороной, имеющей одинаковый цвет, и из смешанного множества разных частей выбирают те, что нужны для составления круга, квадрата, прямоугольника. Последняя задача является более сложной для детей, так как все части одноцветны и приходится делать выбор только по форме и размеру.
Можно и
дальше усложнять задание.
Очень важно
упражнять детей в
Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек:
-сложить два квадрата из семи палочек;
-сложить три треугольника из семи палочек;
-сложить прямоугольник из шести палочек;
-из пяти палочек
сложить два разных
-из девяти палочек составить четыре равных треугольника;
-из десяти палочек составить три равных квадрата;
-можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?
-можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?
Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.
В предварительную работу мы включили упражнения, разделенные на следующие группы:
1.
Упражнения, направленные на развитие
умения выделять
2. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;
3. Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойство геометрических фигур;
4.
Упражнения, направленные на развитие
умения выявлять особенности
взаимного расположения
Рассмотрим
подробно каждую группу проводимых упражнений,
на основе которых проводилась
По формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета с детьми экспериментальной группы.
1.
Упражнения, направленные на развитие
умения выделять
1.
Какие геометрические фигуры
использованы в рисунке? (рис. 1) Из
каких геометрических фигур
2.
Сколько на рисунке (рис. 2) треугольников
(квадратов, кругов, четырехугольников,
овалов, многоугольников)? Закрась круги
желтым карандашом, квадраты зеленым,
а треугольники синим.
3.
Сравни рисунки (рис. 3, 4, 5, 6). Чем
они похожи? Чем отличаются? Из
каких геометрических фигур
4.
Сколько треугольников на рисунке? (рис.
7)
5.
Сколько квадратов,
6.
Сколько на рисунке (рис. 9) треугольников,
четырехугольников? Какие еще
геометрические фигуры ты
7.
Найди на рисунке (рис. 10) указанное
количество фигур (например, 5 треугольников,
4 прямоугольника, 2 квадрата и т.д.).
8.
Из каких фигур состоят флажки?
(рис. 11)
9.
Игра "Волшебные очки". Для игры
нужно изготовить специальные
очки со "стеклами" разной формы
(рис. 12). Надев такие волшебные очки, можно
видеть предметы той формы, которая соответствует
форме "стекла".
Игра
"Помоги художнику". Помоги художнику
превратить эти геометрические фигуры
(рис. 13) в какие-нибудь предметы, животных
и т.п.
2. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования – упражнения направлены на развитие умений работать по образу: анализировать образец, выделяя его составные части (т.е. геометрические фигуры); синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу. Упражнения этой группы можно разбить на три подгруппы:
1.
Упражнения на разбиение
2.
Упражнение на составление
3. Упражнения на преобразование фигур по заданному условию – это упражнения с палочками, связанные с перекладыванием частей и получением новых фигур.