Особенности воссоздания детьми плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.

Оглавление

Ведение.
1. Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр.
4. Анализ эффективности использования дидактических игр.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

 г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.);

 д) организация  дидактических игр и игровых  упражнений для закрепления умений  детей различать и называть  фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).

 Таким образом,  обнаруживают характерные свойства  геометрических тел и фигур. 

 Как уже  отмечалось, основной задачей обучения  детей 5-6 лет является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.

Следующая задача - научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников – прямоугольник. Затем из двух-трех квадратов, сгибая их разными способами, получать новые фигуры (треугольники, прямоугольники, маленькие квадраты).

 Эти задания  целесообразно связывать с упражнениями  по делению фигур на части.

Например, детям  даются большие круг, квадрат, прямоугольник, которые делятся на две и четыре части. Все фигуры с одной стороны  окрашены в одинаковый цвет, а с другой – каждая фигура имеет свой цвет. Такой набор дается каждому ребенку. Вначале дети смешивают части всех трех фигур, каждая из которых разделена пополам, сортируют их по цвету и в соответствии с образцом составляют целое. Далее вновь смешивают части и дополняют их элементами тех же фигур, разделенных на четыре части, снова сортируют и снова составляют целые фигуры. Затем все фигуры и их части поворачивают другой стороной, имеющей одинаковый цвет, и из смешанного множества разных частей выбирают те, что нужны для составления круга, квадрата, прямоугольника. Последняя задача является более сложной для детей, так как все части одноцветны и приходится делать выбор только по форме и размеру.

 Можно и  дальше усложнять задание. Разделив  по-разному на две и четыре части квадрат и прямоугольник, например квадрат – на два прямоугольника и два треугольника или на четыре прямоугольника и четыре треугольника (по диагонали), а прямоугольник – на два прямоугольника и два треугольника или на четыре прямоугольника, а из них два маленьких прямоугольника – на четыре треугольника. Количество частей увеличивается, и это усложняет задание.

Очень важно  упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении  разных композиций из одних и тех  же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур могут составляться изображения предметов.

Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур  из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек:

-сложить два  квадрата из семи палочек; 

-сложить три  треугольника из семи палочек; 

-сложить прямоугольник  из шести палочек; 

-из пяти палочек  сложить два разных треугольника;

-из девяти палочек составить четыре равных треугольника;

-из десяти  палочек составить три равных  квадрата;

-можно ли  из одной палочки на столе  построить треугольник? 

-можно ли  из двух палочек построить  на столе квадрат? 

 Эти упражнения  способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.

  1. Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр.

В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

     Прежде  чем начать исследовательскую работу по формированию у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с  детьми проводилась предварительная  работа.

     В предварительную работу мы включили упражнения, разделенные на следующие группы:

     1. Упражнения, направленные на развитие  умения выделять геометрические  фигуры на рисунке-чертеже, в  окружающей обстановке;

     2. Упражнения, направленные на развитие  навыков конструирования;

     3. Упражнения, направленные на развитие  умения выделять элементы и свойство геометрических фигур;

     4. Упражнения, направленные на развитие  умения выявлять особенности  взаимного расположения геометрических  фигур.

     Рассмотрим  подробно каждую группу проводимых упражнений, на основе которых проводилась предварительная работа.

     По  формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета с  детьми экспериментальной группы.

     1. Упражнения, направленные на развитие  умения выделять геометрические  фигуры на рисунке, чертеже,  в окружающей обстановке –  в этих упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрическую фигуру, выделять ее из рисунка. Сначала предлагали рисунки, составленные из отдельных фигур (ни одна фигура не накладывается на другую – не требует особо глубокого анализа изображения). Затем предлагаем рисунки более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие фигуры. Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов посредствам сравнения их с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами формы.

     1. Какие геометрические фигуры  использованы в рисунке? (рис. 1) Из  каких геометрических фигур состоит  рисунок? Найди и назови все  геометрические фигуры на рисунке. 

       

     2. Сколько на рисунке (рис. 2) треугольников (квадратов, кругов, четырехугольников, овалов, многоугольников)? Закрась круги желтым карандашом, квадраты зеленым, а треугольники синим. 

       

     3. Сравни рисунки (рис. 3, 4, 5, 6). Чем  они похожи? Чем отличаются? Из  каких геометрических фигур состоят?  

     4. Сколько треугольников на рисунке? (рис. 7) 

       

     5. Сколько квадратов, прямоугольников,  четырехугольников на рисунке? (рис. 8) 

       

     6. Сколько на рисунке (рис. 9) треугольников,  четырехугольников? Какие еще  геометрические фигуры ты видишь? 

       

     7. Найди на рисунке (рис. 10) указанное количество фигур (например, 5 треугольников, 4 прямоугольника, 2 квадрата и т.д.). 

       

     8. Из каких фигур состоят флажки? (рис. 11) 

       

     9. Игра "Волшебные очки". Для игры  нужно изготовить специальные  очки со "стеклами" разной формы (рис. 12). Надев такие волшебные очки, можно видеть предметы той формы, которая соответствует форме "стекла". 

       

     Игра "Помоги художнику". Помоги художнику  превратить эти геометрические фигуры (рис. 13) в какие-нибудь предметы, животных и т.п. 

       

     2. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования – упражнения направлены на развитие умений работать по образу: анализировать образец, выделяя его составные части (т.е. геометрические фигуры); синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу. Упражнения этой группы можно разбить на три подгруппы:

     1. Упражнения на разбиение геометрических  фигур на части, являющиеся  такие геометрическими фигурами. Сначала показываю детям разные  способы разбиения фигур: разрезание  ножницами, т.е. реальное разделение; перегибание; проведение необходимых линий (отрезков).

  1. Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника; 4 прямоугольника; 1 квадрат и 4 треугольника.
  2. Раздели треугольник (рис. 14а) так, чтобы получилось: 2 треугольника; 6 треугольников.
  3. Раздели четырехугольник (рис. 14б) на две части так, чтобы получились: 2 треугольника; 2 четырехугольника; треугольник и четырехугольник; треугольник и пятиугольник.
  4. В четырехугольнике (трапеции) (рис. 14в) проведи два отрезка так, чтобы получился прямоугольник и два треугольника.
  5. В данной фигуре (рис. 14г) проведи отрезок так, чтобы он разделил фигуру на 3 треугольника; 2 треугольника; треугольник и четырехугольник; 2 треугольника и шестиугольник; пятиугольник и треугольник.
 

       

     
  1. Проведи в  каждой фигуре (рис. 15) отрезок так, чтобы  одной из частей оказался квадрат.
 

       

     
  1. Как из треугольника (рис. 16) сделать шестиугольник? Проведи  отрезки.
 

       

     2. Упражнение на составление геометрических  фигур из частей – упражнениями данного типа являются известные головоломки "Танграм", "Волшебный круг", "Головоломка Пифагора", "Колумбово яйцо", "Листик", "Пентанино". Б.П. Никитина.

    1. Составь треугольник (рис. 17) из двух равных треугольников, из шести равных треугольников.
 

       

     
    1. Составь прямоугольник (рис. 18) из двух равных треугольников; из двух равных прямоугольников; из двух равных квадратов; из четырех равных треугольников; из четырех прямоугольников; из квадрата и двух прямоугольников.
 

       

     
    1. Составь квадрат (рис. 19) из двух прямоугольников; из двух треугольников; из четырех квадратов; из четырех треугольников; из четырех прямоугольников; из квадрата и четырех треугольников.
 

       

     
    1. Среди частей (рис. 20) отметь три таких, из которых  можно составить круг.
 

       

     
    1. Сколько кругов (рис. 21) можно сложить из этих частей?
 

       

     
    1. Каждый  из пяти прямоугольников (рис. 22) разрезали  на две части. Соедини их снова.
 

       

     3. Упражнения на преобразование  фигур по заданному условию  – это упражнения с палочками,  связанные с перекладыванием  частей и получением новых фигур.

  1. Убрать в данной фигуре (рис. 23а) две палочки так, чтобы получилось два квадрата.
  2. Убрать 5 спичек так, чтобы осталось три маленьких квадрата (рис. 23б).
  3. Переложить две спички так, чтобы получилось пять равных квадратов (рис. 23в).
  4. Квадрат разрезан на четыре части (рис. 23г). Переложи эти части так, чтобы получилось: 2 одинаковых квадрата; 2 квадрата – один внутри другого; 1 треугольник.
 

       

Информация о работе Особенности воссоздания детьми плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур