Особенности воспитания младшего школьника в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать особенности семейного воспитания младшего школьника.

Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:

Определить понятия “семья”, “семейное воспитание”;
Раскрыть роль семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;
Выявить психофизиологические особенности младшего школьника;
Описать диагностические методики, выявляющие микроклимат семьи;

Оглавление

Введение 3


Глава 1.Теоретические основы исследования особенностей воспитания младшего школьника в семье 5


1.1. Семья как основополагающий фактор воспитания ребенка 5

1.2. Стили семейного воспитания 11

1.3 Младший школьник как объект семейного воспитания 14


Глава 2. Методические аспекты семейного воспитания младшего школьника 18


2.1. Описание диагностических методик, выявляющих микроклимат семьи 18

2.2.Рекомендации родителям по использованию наиболее эффективных форм и методов воспитания младшего школьника 21


Заключение 23


Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 57.04 Кб (Скачать)

     Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания.  Педагогу и родителям следует  прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способных  вызвать интерес школьников.  Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности  в обучении. Наглядность связана  не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния. Следует использовать различные виды наглядности: чувственно – конкретную (рисунки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы,  графики). 

     Учитывая  богатый потенциал памяти младшего школьника в сочетании с неразвитыми  умениями самоконтроля и самопроверки при заучивании, необходимо уделить  выработке данных умений, приобщению школьников к рациональной организации  собственной учебной деятельности. Существенное место в организации  учебной деятельности также должны занять упражнения в произвольном внимании, в активизации волевых усилий для сосредоточения.

     Характерные для данного возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, создают  благоприятную возможность для  нравственного воспитания младших  школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. Следует прибегать к описанию ситуаций нравственного выбора, стремиться к изложению своей точки зрения, объяснению причин такого выбора, формированию собственной позиции младших  школьников. Воспитывающее обучение способно стать средством   формирования отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношения к себе и самооценки.

Глава 2. Методические аспекты  семейного воспитания младшего школьника

2.1. Описание диагностических методик, выявляющих

микроклимат семьи

 

     У ребенка рано складывается эмоциональное  отношение к своим  близким ,которое “окрашивает”его представление о родителях, других  членов семьи, о своем доме и т.д. Эти представления во всем  их своеобразии могут пролить свет на те стороны семьи, домашнего воспитания, которые по другим каналам изучить трудно. Для этого мы предлагаем некоторые методики, с помощью которых изучается эмоциональное благополучие ребенка в семье, его представления о своем месте в семейном коллективе, о доме, близких людях:

     - рисуночная методика: ребенку предлагают нарисовать свою семью ,не наводя его на мысль, кого или что он может рисовать: “Рисуй так, как тебе хочется”. По окончании ребенок анализирует кого он нарисовал, в каком порядке, как расположены и сгруппированы члены семьи и т.д.

     Психологи научились расшифровывать смысл  рисунков:

  • отсутствие членов семьи или оттягивание времени их изображения -

     один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен сам маленький художник;

  • отсутствие самого художника- сигнал конфликта между ним и семей или кем-то из ее членов;
  • ребенок рисует только одного себя - крик одиночества, грозный признак семейного неблагополучия;
  • рисунок без кого-то из родителей или других реальных членов семьи означает, что  “забытый” родственник- источник дискомфорта, переживаний и мучений ребенка.
  • дополнение в свою семью несуществующих людей - ребенок  пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, улучшить  семейную обстановку;
  • авторитарность членов семьи он подчеркивает размерами фигур, с   обычно и начинается созидание семейного портрета;
  • если ребенок изображен одним ростом с маму и папу и в центре между ними то, ему хорошо и комфортно в семье;
  • если на семейном портрете маленький художник  нарисовал себя после братьев и сестер, подольше от родителей, то это говорит  о его ревности к другим детям по отношению к родителям;
  • чем ближе расположены члены семьи, тем сильнее любят они друг друга;
  • в неблагополучных семьях родственники изображаются на расстоянии друг от друга, а пространство между ними заполнено вещами и т.д.

     - проективные методики основаны на принципе проекции- перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений и качеств. Ребенку предлагаются те или иные задания, которые можно выполнить  по-разному, в зависимости от его жизненного опыта, представлений об окружающем мире, потребностей и желаний. Для изучения особенностей семейного воспитания можно использовать игровые задания, методики комментирования картинки, неоконченных предложений.

     - игровые задания. С целью выявления эмоционального климата мы можем  привлечь ребенка к своеобразной игре “Чем я могу маму (папу, бабушку) обрадовать, а чем огорчить”. Предлагаются два контура лица человека (хмурое и веселое) и набор сюжетных картинок, отражающие разные  жизненные событии. Ребенку предлагается рассмотреть эти картинки, представить себя их героем, а затем разложить следующим образом. Если маме поступок  понравиться, то картинку надо положить к веселому лицу, а если нет, то к хмурому. Анализ выполнения задания дает основание  судить об отношении взрослых к ребенку, о согласованности в домашнем воспитании, о ценностях семьи.

     - методика комментирования картинок. Ребенку по очереди предъявляются картинки, изображающие обычные семейные сцены (утро, когда ребенок проснулся и т.д.). Предлагается описать картинку и озвучить. Ребенок рассказывает о картинке, исходя из своего личного опыта, наделяя персонажей своими переживаниями и заботами. В уста взрослых членов семьи он вкладывает те слова, которые слышит от своих родителей в исходной ситуации.

     - методика неоконченных предложений используется часто. Родитель предлагает ребенку “поиграть”: “Я начну фразу, а ты закончишь”. Например: “Папа хвалит меня, если я…”.

     Дети  любят играть, поэтому целесообразно  использовать игры с семейной тематикой  для выявления их представлений  о семье, особенностях взаимоотношений  “взрослый – ребенок”.

     Проективные методики и игровые методы помогают родителям увидеть “глазами ребенка” привычные для семьи действия, обращения, оценки, стереотипы повседневного общения.

 

     

2.2.Рекомендации  родителям по использованию  наиболее эффективных  форм и методов  воспитания младшего  школьника

 

     С целью повышения качества воспитания младшего школьника, мы рекомендуем  родителям выполнять выше перечисленные методики и следующие рекомендации :

     “Наказание и внушение”:

     - Наказывая, подумай: зачем наказываешь?

     - Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

     - Если сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывай!

     - Никакой «профилактики» наказаний, наказаний «на всякий случай».

     - Одно наказание – за все проступки сразу, а не за каждый по очереди.

     - Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало!

     - Ребенок не должен бояться наказания, он должен больше бояться не вашего гнева, а огорчения.

     - Наказание не должно нести унижения.

     Ребенок, обойденный вниманием, часто старается  привлечь внимание равнодушного родителя любым поступком, вызвать ненависть, которая для него легче, чем равнодушие. При дефиците любви наказанием для  ребенка становится сама жизнь, и  тогда наказание ищется им как  последний шанс на любовь. Иной больше поверит данному сгоряча шлепку, чем словам и поцелуям.

     Внушаемость – ворота души, открытость другому, способность верить.

     У внушаемого судьба особенно зависит  от того , кому он поверит, кого полюбит, кому отдаст душу. Воспитывается не тот, кого любят, а тот, кто любит.

     При внушении:

     1- Не веди себя с ребенком, как  саморазрядный автомат, не давая себе времени оглянуться и подумать. Научитесь выдерживать паузы. Сначала – ориентация, потом – реакция.

     2-Не  внушайте отрицательное. Внушайте  положительное.

     3-Каждый  день с ребенком начинать с  радостью.

     4-Не  внушайте нереальное. Сказки нужны,  но знание жизни еще нужнее.

     5-Будьте  уверены. Без уверенности в  себе, в своей правоте нельзя  воспитывать человека.

     6-Давая  пример младшему школьнику, думайте  о безупречности образца, но  и о духе взаимоотношений. Если  они доверительны, искренни с  обеих сторон – ребенок возьмет  от образца все лучшее.

     Общие советы для родителей младшего школьника:

     1-Если  хочешь, чтобы ребенок уважал  вас, уважайте его сами. Признавайте  в каждом ребенке личность.

     2-Критикуя  поступки ребенка, не переходите  на личность. Осуждайте поведение,  а не ребенка.

     3-Не  требуйте от ребенка того, что  не соответствует его возрастным  или индивидуальным возможностям.

     4-Если  есть необходимость в «проработке»  ребенка, связанный с назиданиями  и упреками, помните, что они  действенны только в течение  2 – 3 минут.

     5-Не  стремитесь любой ценой получить  от ребенка признание им ошибок  и обещание «больше так не  делать». Это всегда или фальшь, или унижение, которого ребенок  чаще всего не прощает, особенно  если это унижение ты заставил  его пережить публично.

     6-Увидев, как ваш ребенок вздрагивает  при внезапном громком звуке  или при движении вашей руки  – родитель, испугайся и задумайся!

     7-Умейте слушать детей. Не торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.

     8-Учите ребенка делать бескорыстные подарки, если хотите сами получать от него их в старости.

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Подводя итоги выполненной нами работы, мы убедились в том, что семья  играет весьма решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

     Воспитание  детей - это отдача особых сил, сил  духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство  и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где  мать и отец по - настоящему любят  друг друга и вместе с тем любят  и уважают людей.

     Семья является тем ядром, которое закладывает  основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал  младшего школьника. Благоприятным  для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.

     Всё это наталкивает нас на то, что  роль семьи и есть главный компонент, без которого не возможны движение вперёд, процесс сдвига по восходящей линии, в структурной составляющей воспитания младшего школьника. Мы можем утверждать, что процесс воспитания ребёнка данного возраста не будет происходить без этой категории.

     Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда  созданы благоприятные условия  для роста и всестороннего  развития ребенка. Определяющая роль семьи  обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше  влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

     Основными условиями успеха в воспитании детей  в семье можно считать наличие  нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка  к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка  закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его  будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца.

Информация о работе Особенности воспитания младшего школьника в семье