Особенности воспитания младшего школьника в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать особенности семейного воспитания младшего школьника.

Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:

Определить понятия “семья”, “семейное воспитание”;
Раскрыть роль семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;
Выявить психофизиологические особенности младшего школьника;
Описать диагностические методики, выявляющие микроклимат семьи;

Оглавление

Введение 3


Глава 1.Теоретические основы исследования особенностей воспитания младшего школьника в семье 5


1.1. Семья как основополагающий фактор воспитания ребенка 5

1.2. Стили семейного воспитания 11

1.3 Младший школьник как объект семейного воспитания 14


Глава 2. Методические аспекты семейного воспитания младшего школьника 18


2.1. Описание диагностических методик, выявляющих микроклимат семьи 18

2.2.Рекомендации родителям по использованию наиболее эффективных форм и методов воспитания младшего школьника 21


Заключение 23


Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 57.04 Кб (Скачать)

     Роль (в социальной психологии) - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие “роль” ввел в социальную психологию Д. Мид. [2]

     Переходя  к следующему понятию, мы обязаны  глубоко проникнуть в сущность данной категории.

     Семья – малая социально-психологическая  группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. [3]

     Семья - сложная многофункциональная система. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.

     Семью можно назвать колыбелью духовного  рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.

     В современной педагогике под воспитанием  понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека». [9]

     Воспитание  — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность  воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. [10]

     Воспитание  в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается  как процесс целенаправленной и  сознательно контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. [13]

     В психологии воспитание рассматривается  в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». [5]

     Таким образом, мы ознакомились с краткой  характеристикой вышеперечисленных  понятий, которые дали нам общее  представление о себе. Определений  достаточно много, если взять, к примеру, категорию «воспитание», скорее это нужно для того, чтобы мы ощутили внутреннее содержание каждого понятия, следовательно, есть другая сторона - наличие множества точек зрения на то, что из себя представляет данное понятие, какую окраску несёт оно в себе.

 

     

1.2. Стили семейного  воспитания

 

     В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется  в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в  семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и  результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

     Диктат  в семье проявляется в систематическом  подавлении родителями инициативы и  чувства собственного достоинства  у детей. Разумеется, родители могут  и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в  которых необходимо принимать педагогически  и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и  насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и  откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка  многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.

     Опека в семье - система отношений, при  которой родители, обеспечивая своим  трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной  подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая  чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие-гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

     Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности  и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может  порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут  сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует  переходить намеченную таким образом  линию. Чаще всего в основе этого  типа взаимоотношений лежит пассивность  родителей как воспитателей.

     Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в  этой ситуации преодолевается эгоистический  индивидуализм ребенка. Семья, где  ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.[13]

     Существует 3 стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский.

     При авторитарном стиле желание родителя-закон  для ребенка. Такие родители подавляют  своих детей. Они требуют от ребенка  беспрекословного подчинения и не считают  нужным объяснять ему причины  своих указаний и запретов. Они  жестко контролируют все сферы жизни  ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю  семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

     Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в  поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют  ему право быть самостоятельным  в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют  выполнения обязанностей; они уважают  его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком  раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

     При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих  детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких  семей в период взросления часто  попадают под плохое влияние и  в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти  нет ни каких ценностей.

     Таким образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого  человека, способного к самостоятельной  жизни и деятельности в современных  условиях.  

1.3 Младший школьник  как объект семейного  воспитания

 

     В младшем школьном возрасте в организме  ребенка происходят существенные изменения: увеличивается  мышечная масса, сила мышц, активно развиваются мелкие мышцы кисти, идет процесс окостенения позвоночника.

     Отмечается  качественное и структурное изменение  головного мозга – устанавливается  доминирование и подчинение в  системе межполушарных отношений. Доминирование в данном возрасте функций левого полушария создает  условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально – логического)способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний.  Таким образом, мышление развивается от эмоционально – образного к абстрактно – логическому.

     Переходная  стадия развития высшей психической деятельности  предопределяет преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Для данного возраста характерна недостаточность процесса избирательного реагирования, связанная с особенностями функционирования переднеассоциативных областей мозга - ответственных за принятие решений, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования. Как следствие, наблюдается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями. Слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

     Внимание  младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.

     Возможности памяти очень велики, однако дети не умеют распорядиться своей памятью  и подчинить ее задачам обучения (плохо развит самоконтроль, самопроверка при заучивании). Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

     С началом обучения в школе психологи  связывают проявление симптомов  возрастного кризиса  7 лет  (работы Л. С. Выготского, Л. И. Божович и др.). Среди симптомов кризиса – манерничанье и кривляние (Л. С. Выготский). Возраст семи лет – это возраст потери «непосредственности». Поведение ребенка перестает быть непосредственным, естественным. Причина этого -  обобщение переживаний – особый момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием, в частности, представлением о собственных возможностях.   К 7 годам, как утверждал Л. С. Выготский, возникает ряд сложных новообразований – самолюбие, самооценка.  Формируется также специфическое психическое новообразование – позиция школьника, связанная с формированием привлекательности образа школы, потребности в приобретении новых знаний.   Дети стремятся к признанию своей новой позиции. Однако реально положение ребенка до школы в семье, отношение к нему как к маленькому вызывает протест. Источником кризиса развития  является несоответствие нового личностного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного детства. [16.с.376-385]

     Педагогам и родителям следует учитывать  данные  анатомо-физиологические  и психические возрастные особенности  при организации учебной деятельности младших школьников в школе и  дома.  Необходимо проявлять заботу о  правильной осанке детей во время  учебных занятий, что особо важно  именно в этом возрасте, так как  осанка, в основном, формируется  в 6 – 7 лет. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу мышц и внутренних органов, повышает эффективность учебной деятельности. Уже в младшей школе сейчас наблюдаются различные нарушения осанки: сколиоз, сутулость, круглая спина, изгибы позвоночника. Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени отклонения от нормы слабо выражены  и исчезают в прямой стойке. При нарушении осанки второй степени отклонения от нормы устойчивы. Они не исчезают в прямой стойке, но связаны, как правило, только с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению. Искривления позвоночника третей степени затрагивают скелет и лечению поддаются с трудом. В первых двух случаях позитивное воздействие на формирование правильной осанки трудно переоценить. Необходимо объяснить школьникам правила правильного сидения за партой, домашним письменным столом  и их значение для обеспечения здоровья и,  периодически, в случае необходимости, напоминать о них.

     В этом возрасте также формируются  и  другие навыки: поддержание правильной позы во время ходьбы, выполнения работ  стоя или при ответах у доски. Для развития опорно-двигательной системы  большое значение приобретают подвижные  упражнения.

       Хорошие результаты дает сочетание  обучения с игрой. Здесь максимально  проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников. Недостаток движения вреден для здоровья человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням. Также для развития опорно-двигательной системы важны специальные упражнения мелкой моторики (в том числе письменные, которые отрабатывают точные движения).

     В области материально – технического оснащения учебного процесса следует  позаботиться о специальном подборе  мебели, размеры которой должны соответствовать  возрастным характеристикам. С началом  систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся младших  классов проводят за партой от 4 до 6 часов в день. Вместе с тем статистическая выносливость у детей данного  возраста невелика, утомление организма  развивается относительно быстро, что  связано с особенностями двигательного  анализатора. Так, у первоклассников  через 5 – 7 минут, а у второклассников  через 9 – 10 минут сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Большая статистическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит за столом неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника.

Информация о работе Особенности воспитания младшего школьника в семье