Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:40, курсовая работа
Цель: исследовать особенности семейного воспитания младшего школьника.
Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:
Определить понятия “семья”, “семейное воспитание”;
Раскрыть роль семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;
Выявить психофизиологические особенности младшего школьника;
Описать диагностические методики, выявляющие микроклимат семьи;
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы исследования особенностей воспитания младшего школьника в семье 5
1.1. Семья как основополагающий фактор воспитания ребенка 5
1.2. Стили семейного воспитания 11
1.3 Младший школьник как объект семейного воспитания 14
Глава 2. Методические аспекты семейного воспитания младшего школьника 18
2.1. Описание диагностических методик, выявляющих микроклимат семьи 18
2.2.Рекомендации родителям по использованию наиболее эффективных форм и методов воспитания младшего школьника 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Роль (в социальной психологии) - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие “роль” ввел в социальную психологию Д. Мид. [2]
Переходя к следующему понятию, мы обязаны глубоко проникнуть в сущность данной категории.
Семья
– малая социально-
Семья
- сложная многофункциональная
Семью
можно назвать колыбелью
В современной педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека». [9]
Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. [10]
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. [13]
В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». [5]
Таким
образом, мы ознакомились с краткой
характеристикой
В
каждой семье объективно складывается
определенная, далеко не всегда осознанная
система воспитания. Здесь имеется
в виду и понимание целей воспитания,
и приемов воспитания, и учет того,
что можно и чего нельзя допустить
в отношении ребенка. Могут быть
выделены 4 тактики воспитания в
семье и отвечающие им 4 типа семейных
отношений, являющиеся предпосылкой и
результатом их возникновения: диктат,
опека, “невмешательство” и
Диктат
в семье проявляется в
Опека в семье - система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие-гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.
Система
межличностных отношений в
Сотрудничество
как тип взаимоотношений в
семье предполагает опосредованность
межличностных отношений в
Существует 3 стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарном стиле желание родителя-закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Демократичный
стиль семейных отношений является
самым оптимальным для
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.
Таким
образом, в процессе воспитания человека
главной целью является формирование
всесторонне и гармонично развитого
человека, способного к самостоятельной
жизни и деятельности в современных
условиях.
В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят существенные изменения: увеличивается мышечная масса, сила мышц, активно развиваются мелкие мышцы кисти, идет процесс окостенения позвоночника.
Отмечается
качественное и структурное изменение
головного мозга –
Переходная стадия развития высшей психической деятельности предопределяет преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Для данного возраста характерна недостаточность процесса избирательного реагирования, связанная с особенностями функционирования переднеассоциативных областей мозга - ответственных за принятие решений, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования. Как следствие, наблюдается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями. Слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.
Возможности
памяти очень велики, однако дети не
умеют распорядиться своей
С началом обучения в школе психологи связывают проявление симптомов возрастного кризиса 7 лет (работы Л. С. Выготского, Л. И. Божович и др.). Среди симптомов кризиса – манерничанье и кривляние (Л. С. Выготский). Возраст семи лет – это возраст потери «непосредственности». Поведение ребенка перестает быть непосредственным, естественным. Причина этого - обобщение переживаний – особый момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием, в частности, представлением о собственных возможностях. К 7 годам, как утверждал Л. С. Выготский, возникает ряд сложных новообразований – самолюбие, самооценка. Формируется также специфическое психическое новообразование – позиция школьника, связанная с формированием привлекательности образа школы, потребности в приобретении новых знаний. Дети стремятся к признанию своей новой позиции. Однако реально положение ребенка до школы в семье, отношение к нему как к маленькому вызывает протест. Источником кризиса развития является несоответствие нового личностного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного детства. [16.с.376-385]
Педагогам
и родителям следует учитывать
данные анатомо-физиологические
и психические возрастные особенности
при организации учебной
В этом возрасте также формируются и другие навыки: поддержание правильной позы во время ходьбы, выполнения работ стоя или при ответах у доски. Для развития опорно-двигательной системы большое значение приобретают подвижные упражнения.
Хорошие результаты дает
В
области материально –
Информация о работе Особенности воспитания младшего школьника в семье