Особенности работы с историческими источниками в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 20:04, практическая работа

Краткое описание

Сущность опыта – Новые Стандарты школьного исторического образования и Концепция профильного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, исторического мышления, но и овладение элементарными методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

Аттестационная работа.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

- Побуждение  исторического самосознание учащегося.

- Привыкание  к тексту как к источнику  исторического знания. Постепенное  движение от полного доверия  к простейшим сомнениям и освоение  приемами простейшей критике источника.

- Освоение  детьми основными ролевыми позициями  через приобщение к интерпретации  источника, понимание исторического  времени, пространства, сближение  ученика и изучаемой эпохи. 

     Таким образом, ДМК полностью заменяет учебник и развивает индивидуальный стиль мышления ребенка, а не систематизацию знаний. Образовательная технология направлена на развитие не столько воспроизводящих способностей, а на развитие предметной деятельности и творческих способностей ребенка.

 

3.3 Проектное обучение

     Целью проектного обучения является необходимость создания таких условий, в результате которых учащиеся:

 самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

 учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

 приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

 развивают у себя различные исследовательские умения, как например умение выявить проблему, навыки сбора информации, наблюдения, анализа гипотез, обобщения;

 развивают системное мышление;

     Суть  проектного обучения, так же и как  технологии Троицкого, состоит в  том, что ученик в процессе работы над учебным проектом, постигает реальные процессы и объекты [44; 272].

     Работа  с источниками в рамках проектного обучения не имеет жесткой привязке к структуре определенного урока. Исходя из этого, источники играют роль основного источника информации, на основе которого моделируется определенный проект на какую - либо историческую тему.

Все говорит  о том, что под проектным методом  большинство современных авторов имеет в виду систему действий педагога и ученика по разработке определенного проекта на историческую тему.

     С целью выделения системы действий учителя и ученика предварительно необходимо определить этапы разработки проекта. К настоящему времени сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. При этом исторические источники выполняют роль основного средства моделирования проекта на определенную тему.

     Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

- краткосрочные  ( 2-6 часов)

-среднесрочные  ( 12-15 часов)

-долгосрочные, требующие значительного времени  на поиск материала и его анализ. На наш взгляд, в школе должны быть осуществимы разные учебные проекты. Критериями оценки является достижение и цели проекта и предметных целей (что представляется наиболее важным), которое обеспечивает проектное обучение. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебной деятельности.

(Таблица)

     Все исходные позиции работы с источниками в рамках проектного обучения реализуются через следующие способы работы: задания, лабораторию и «дом».

     Задания составляют содержательную часть технологии и носят творческий характер. В каждом задании формируется задача (проблема), а сами задания формируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут быть ограничены учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение такого задания проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех.

     Лаборатория – это само время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной  работы над заданием, а также участия  в учебных занятиях. «Дом» - это условия, приближенные к домашней свободе, наличие места, где ученику будет комфортно работать; Свобода выбора с кем ему выполнять работу; наличие группы консультантов.

     Несмотря  на наличие определенных положительных  черт, выражающихся в дальнейшей активизации  поисковой деятельности, использование  проектной в условиях современной школы ограничено и использование данной технологии в практике обучение достаточно редкое явление. Ограничение выражаются в первую очередь в низкой мотивации учеников и учителей к участиям в проекте. Вторым ограничением использования проектной технологии является наличие общей несформированности умений и навыков исследовательской деятельности.

     И, наконец, последним ограничением технологии проектного обучения является нечеткость критериев оценки отслеживания результатов  проектов. Следует также отметить интегративный характер данной технологии – в ней могут использоваться как технологии полного усвоения знаний, так и уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульные и проектные технологии.

  

4. Результативность  использования модульно блочной системы формирования навыков исполнения лексики народного танца

Поэтапная, модульно-блочная система выработки  навыков хорошо развивает возможности  учащихся запоминать и воспроизводить практически любые комбинации из лексики мужского и женского танца. С ее помощью можно проучивать лексику танца любой национальности. Она способствует развитию музыкальности и ритмичности учащихся, развивает тонкую и точную моторную реакцию ребенка, развивает память, великолепную координацию и устойчивость – качеств, необходимых исполнителю народного сценического танца. В течение короткого срока приводит к хорошим результатам. 

Разбивка  лексических комбинаций на модули дает возможность не только выучить их в большом количестве, но и очень  тщательно отшлифовать их исполнение, особенно когда через определенный промежуток времени занятия мальчиков и девочек объединяют с целью проучивания своих специфических модулей в совместном исполнении. Разобравшись в технологии конструирования лексических комбинаций из модулей, учащиеся пытаются самостоятельно составлять танцевальные движения.

Информация о работе Особенности работы с историческими источниками в средней школе