Особенности работы с историческими источниками в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 20:04, практическая работа

Краткое описание

Сущность опыта – Новые Стандарты школьного исторического образования и Концепция профильного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, исторического мышления, но и овладение элементарными методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

Аттестационная работа.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Особенности работы с историческими  источниками в  средней школе. 
автор: Никитин Александр Викторович,  
учитель истории СОШ № 5 г.Новотроицка
 

     Сущность  опыта – Новые Стандарты школьного исторического образования и Концепция профильного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, исторического мышления, но и овладение элементарными методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

     В последние годы в преподавании истории  наметилась тенденция учить школьников, прежде всего на документальных материалах. Это позволяет приблизить учащихся к непосредственным участникам событий, показать обыкновенного среднего человека и выдающиеся личности на фоне социальных, духовных, нравственных проблем, свойственных каждому историческому периоду, а также заложить основы формирования исторического мышления. Мышление - это высший познавательный процесс, который порождает новое знание, оно всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить. Под историческим мышлением понимают, прежде всего, способность школьника из потока информации выделять события на определенных основаниях, способность описывать события на основе разных источников, выстраивать свою интерпретацию событий.  

Новизна – развитие исторического мышления школьников на основе работы с историческими источниками.  

Главное – Целью данной технологии является развитие исторического мышления школьников на основе работы с историческими источниками. Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

 выработать у школьников представление об основных источниках знаний о 
прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и 
объяснения событий истории и современности;

 научить извлекать информацию из источника, применять ее для решения 
познавательных задач;

 обучить приемам исторического описания (рассказа о событиях, процессах, 
явлениях на основе источников) и объяснения (раскрытия причин и 
следствий, выявление общего и различного);

 сформировать навыки оценочной деятельности (умение определять и 
обосновывать своё отношение к историческим событиям, их участникам).

     Работу  в этом направлении считаю перспективной по следующим причинам:

 наращивать количество знаний, которое мы предлагаем школьникам, уже 
невозможно, значит, главным становится - развитие мышления;

 исследовательский навык, приобретенный в школе, помогает учащимся 
расширить знания и представления об окружающем мире, реализовать 
личный творческий потенциал;

 анализ источника является обязательным заданием на ЕГЭ.

     В основе данной педагогической системы  лежат как принципы ставшие классическими (принцип научности, связи теории с практикой, доступности и др.), так и частнопедагогические:

 принцип индивидуализации и сотрудничества;

 принцип эмоциональной комфортности и мыслительной активности;

 принцип опоры на положительные черты личности ребенка;

 принцип коммуникативности.

Доступность – Система может быть использована при организации учебного процесса в средней школе, на уроках истории в 5 – 11 классах.  Необходимыми средствами обучения являются: документальный материал школьных учебников, хрестоматии, сборники документов «Рассказы начальной русской летописи» (книга для учащихся), ксерокопии отдельных документов (изготавливает учитель), кино-фото материалы, рабочие тетради из серии «Шаг за шагом». Чтобы учащиеся успешно изучали источники, должны соблюдаться следующие условия:

 инициирование интереса (интерес к предмету через личность учителя, либо 
интересную проблему);

 опыт успеха;

 чтение книг, в ходе которого усваивается настолько большой объем 
информации, что всякая последующая становится узнаваемой;

 написание собственных небольших исследований на исторические темы.

Результативность – Активная работа с историческими источниками на уроках истории позволила значительно улучшить умения и навыки работы с источниками у учащихся. Данный вывод позволило сделать сопоставление результатов входной и промежуточной диагностик. В начале года задания на самостоятельную работу с документами, историческими источниками вызывали у учащихся наибольшие затруднения, значительная часть учеников в контрольных работах даже не приступали к выполнению данного типа заданий. В нашей работе был сделан упор на развитие данного типа умений. Как показали результаты промежуточной диагностики, сделанные в середине учебного года, данный тип заданий уже не вызывает больших затруднений. К выполнению работы с историческими источниками приступают практически все учащиеся, значительная часть из них успешно справляется с данным типом работы.  
 
 
 
 
 
 

1. Общая характеристика  организации работы  с источниками  на уроках истории.

     История, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов. Конкретные исторические факты, составляющие основу конкретных научных фактов, которыми оперируют историки, дошли до нас в виде остатков орудий и средств труда людей прошедших эпох, предметов их обихода, архитектурных сооружений и других памятников материальной культуры. Сведения о прошлом человеческого общества донесли былины, песни, предания, пословицы и даже язык народа. Особенно много исторических фактов отразилось в составе письменных памятников в виде законодательства, государственных и частных актов, публицистических и художественных произведений. Все эти формы, в которых дошли до нас факты прошлого, мы называем историческими источниками [34; с.38].

     Таким образом, традиционно историческими  источниками можно считать все  продукты жизнедеятельности людей, содержащие в себе факты, которые  доносят до нас реальные события  жизни в единстве непосредственного  отражения и свидетельствуют о закономерном развитии исторического общества [4; 24].

Историк должен учитывать, что много свидетельств, имеющих для науки огромное значение, вообще не сохранилось, в то же время  до нас дошли и такие материалы, которые отражают случайные явления и не помогают понять закономерный ход исторического процесса. Но даже те источники, в которых запечатлены исторически значимые факты, дают сведения в большинстве случаев о какой-то малой части исторического процесса, а зачастую об одном конкретном явлении. Каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании.

     Нами  исторический источник будет рассмотрен как методическое способ необходимый  для изучения истории, как средство обучения. В современных исследованиях, в частности, в работах А. Т. Степанищева [37; с. 133] понятие исторического источника рассматривается в трех, независимых значениях, в частности

- в узком  смысле слова — это «письменный  памятник, документ, на основе которого  строится научное исследование».

-в широком  смысле слова — то, что «дает,  сообщает какие-либо сведения»;

-в аспекте  рассматриваемой темы — «любая система, вырабатывающая сообщение или содержащая информацию, предназначенную для ее передачи, а также научный документ или издание».

     Таким образом, в круг наших источниковых обзоров входят и первоисточники (первичные источники), и учебники, монографии, статьи (вторичные источники, то есть главным образом сведения из первоисточников о них).

     Некоторые исследователи [7; 67] в качестве основных источников, которые должны быть использованы в процессе обучения выделяют только письменные источники. Они считают возможным делить письменные источники на виды и группы по содержанию. Однако при попытке осуществить это на практике учителя истории сталкиваются с теми же трудностями, с какими им приходится иметь дело историкам во время разделения всех источников по этому принципу на типы. Так, ни один письменный источник не отражает только социально-экономические отношения или историю общественно-политической мысли, как правило, он выражает несколько сторон общественной жизни одновременно.

     Другие  исследователи, такие как Троицкого [40]; Умбрашко[43] предлагают не ограничивать источниковую базу обучения только письменными источниками. Они предлагают включать в понятие источника любые свидетельства эпохи, несущие познавательную нагрузку. Они дополняют классификацию такими элементами как вещественные источники, устные или фольклорные, этнографические, лингвистические, кино и фото документы.

     Таким образом, анализ классификаций позволит нам выделить тот спектр источников, который может быть использован  при подготовке к непосредственной работе с источниками при решении методологических задач:

 письменные источники;

 вещественные источники;

 устные или фольклорные;

 этнографические;

 лингвистические. 

1.2 Соотношение личностно-деятельностного  подхода и технологичности в работе и источниками

     Концепция модернизации российского образования  на период до 2010 года предполагает переход  школьного образования от формально-знаниевой  к личностно-деятельностной парадигме. Данная парадигма предполагает, что формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности. В рамках данного подхода утверждается, что любая деятельность, в том числе и работа с источниками состоит из трех частей:

 ориентировочно-мотивационной;

 операционально-исполнительной;

 рефлексивно-оценочной.

     Работа с источниками, как и любая другая учебная деятельность, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены.

     Нами  в процессе изучения истории выделены образовательные технологии в работе и источниками, согласно следующей  классификации:

1. Технологии  воспроизводящего уровня.

2. Технологии  преобразующего уровня.

3. Технологии  работы с источниками творческо-поискового  уровня.

     Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, ответы на поставленные вопросы, узнавание в тексте источника  изученных фактов, событий, явлений; составление простого плана.

     Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; сравнение положений источника  с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор, группировка  фактов; составление развернутого плана. На этом этапе предлагается обучать составлению тезисов. Для этого целесообразно:

-внимательно  прочитать источника, следя за  развитием главной мысли;

- составить  план изучаемого документа, исходя  из его содержания;

- развернуть  каждый пункт плана в виде  одного - двух предложений, содержащие основные положения и обосновывающие его факты;

- проверить  правильность выполнения работы: все ли основные положения  источника раскрыты в тезисах,  нет ли расхождений между формулировкой  темы и ее раскрытием в тезисах.

     Изложение содержания документа в тезисах требует усиленной умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала. Далее учителю целесообразно обучить по еще одной форме преобразования текста источника - составлению конспекта.

     Технологии  творческо-поискового уровня предполагает организацию работы с источниками на качественно новых основах. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его места в системе других документов; анализ выявления линий сравнения описываемых явлений и позиций автора текста; по итогам исследования документа требует составления сравнительных таблиц. На этом уровне происходит собственная аналитическая работа в соответствии с поставленной перед учеником задачей. Составление происходит в форме творческого отчета, сочинения, презентаций проектов. Для управления качеством анализа текста источника мы организуем работу по следующим направлениям:

Информация о работе Особенности работы с историческими источниками в средней школе