Особенности предоставления наглядного материала при дистанционном обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы заключается в выявлении трудностей и проблем при составлении наглядного материала и его дальнейшего представления при дистанционном обучении.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить основные этапы формирования учебного материала для дистанционного обучения и формы эго представления;
2. выявить особенности и закономерности между формой представления и содержанием наглядного материала;
- разработать возможную модель предоставления материала при дистанционном обучении;
- сделать анализ данной модели и её возможностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ………………………………………………..6
Понятие и дидактика дистанционного обучения……………………..…6
Интерактивные технологии для предоставления учебного материала.11
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ……………………………………………….20
2.1Типы исследований, обоснование выбора метода исследования………20
2.2 Результаты исследования…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 758.00 Кб (Скачать)

    В состав типового электронного образовательного ресурса входят средства планирования и управления, учебные материалы, средства телекоммуникации, средства контроля знаний.

    К средствам планирования и управления относят: структурно-логическую схему специальности, модель знаний по дисциплине, расписание консультаций, зачетов и экзаменов, контактную информацию.

    Учебные материалы делят на общеметодические, основные и вспомогательные.

    К общеметодическим материалам относят:

    - рабочую программу по дисциплине, составленную в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности;

    - перечень основной и дополнительной литературы, в том числе источников в интернете;

    - методические указания для преподавателя;

    - руководство пользователя;

    - сведения об авторах.

    Данные материалы представляются в гипертекстовой форме и могут быть связаны ссылками с компонентами основного учебного материала и внешними источниками в интернете.

    Основные  учебные материалы следует разбить на темы, каждая из которых включает в себя: теоретический учебный материал с методическими указаниями по его изучению; сборник задач, упражнений, практических заданий с примерами решения; сборник тестов для самоконтроля. Форма представления компонентов учебного материала весьма разнообразна – это и текстовые фрагменты, и статические и динамические иллюстрации, звуковые комментарии и лекции, и интерактивные программы.

    К вспомогательным и сервисным относят средства, обеспечивающие поиск информации в электронных образовательных ресурсах, коммуникацию между преподавателем и студентами, проведение экспериментов, выполнение расчетов, документирование. В качестве примера можно привести словари, средства копирования и печати, программы-имитаторы лабораторных установок, тренажеры, электронную почту и т. д. Кроме того, в состав учебника по соглашению с производителем могут включаться изучаемые в рамках данной дисциплины профессиональные программные средства (СУБД, компиляторы языков программирования, САПР и т. п.).

    К средствам контроля знаний относят список вопросов к зачету и экзамену, материалы для контрольных работ по дисциплине с методическими указаниями по их выполнению и образцами оформления, программы тестирования.

    К средствам коммуникации относят адреса электронной почты для связи с преподавателем, чат, адреса тематических телеконференций. Опыт применения электронных образовательных ресурсов показывает, что уже на этапе разработки целесообразнее закладывать модульную структуру электронных учебно-методических материалов, позволяющую использовать различные схемы комплексирования модулей как в рамках одного комплекса, так и в нескольких автономных комплексах. Такой способ формирования электронных образовательных ресурсов позволяет избежать избыточности в компонентах, а также формировать, состоящие из законченных модулей различных ЭУМК, создавая тем самым индивидуальную траекторию обучения студента. Кроме того, модульная структура электронных образовательных ресурсов является естественной предпосылкой к переходу к кредитно-рейтинговому способу оценивания знаний с помощью системы зачетных единиц.

    На рисунке 1.1 [12, стр. 22] представлены примеры теоретического материала (электронный курс лекций, электронное учебное пособие, методические указания к выполнению лабораторного практикума или курсового проектирования), в обязательном порядке входящего в электронные образовательные ресурсы. 

 

Рисунок 1.1 Пример теоретического материала 

    Важным  моментом в изложении теоретического материала в ЭОР являются качественные иллюстрации, анимационные вставки, интерактивные  примеры, видеовставки и т. д., позволяющие  в совокупности с традиционным изложением материала максимально глубоко отразить сущность физических процессов, технических решений и т. п. Примеры фрагментов такого рода вставок (в данных материалах приведена их статическая фиксация) представлены на рис. 1.2[12, стр. 24].

 

    Рисунок 1.2 Объемные иллюстрации в ЭОР

    Виртуальный лабораторный практикум (ВЛП) в техническом плане представляет собой комплекс программных и методических средств, обеспечивающих выполнение лабораторных работ, проводимых с применением комплекса математических моделей, формируемых и исследуемых с помощью моделирующих программ.

    Автоматизированный  лабораторный практикум (АЛП) представляет собой комплекс программно-аппаратных и методических средств, обеспечивающих выполнение лабораторных работ на базе ПВМ с применением лабораторных установок и образцов, специальным способом сопряженных с ПВМ. Автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом (АЛПУД) – специализированная лабораторная установка, оснащенная оборудованием для сопряжения с компьютерной сетью и соответствующим программным обеспечением. Допускает выполнение экспериментов в многопользовательском режиме независимо от физической удаленности от установки АЛП УД.

    Управление  аппаратно-програмными комплексами  осуществляется через сервер. Доступ к серверу лабораторных практикумов  организуется из компьютерных классов, через сеть Интернет или модемный пул цифровой АТС.

    Интернет становится одним из основных источников информации во всех сферах деятельности человека и в первую очередь в образовании, объединение в единую сеть различных информационных устройств (компьютеров, мобильных телефонов и т.п.) сделало доступ к информации практически мгновенным и независящим от того, где находится пользователь.

    Традиционные  «бумажные» издания (монографии, учебные  пособия, методические указания, справочники  и т.д.) все чаще переводятся в электронный вид и широко используются при обучении. Хранение их в цифровой форме позволяет включать в состав учебников мультимедиа-объекты (фото, звук, видео, и т.д.) и дает возможность общаться с информационными источниками естественным образом. Таким образом, применение современных информационных технологий и программных сред позволяет повысить не только качество предоставляемых учебных материалов, но и удобство их использования, обеспечивают быстрый доступ к ним. Активное использование электронных информационных ресурсов делает возможным создание и дальнейшее интенсивное развитие интегрированной информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях (вузах, колледжах, лицеях, школах) и может повлиять на качество обучения и квалификацию специалистов, которых они готовят[6, стр.89-90]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ 

    2.1Типы  исследований, обоснование выбора  метода исследования 
 

    2.2 Результаты исследования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Теоретическое осмысление практики дистанционного обучения показывает, что для него присущи, также как и для традиционного учебного процесса, пять общедидактических методов обучения:

    -информационно  – рецептивный;

    - репродуктивный;

    - проблемный;

    - эвристический;

    - исследовательский.

    Которые охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателей и обучающихся как при очном контакте, так и при интерактивном взаимодействии при использовании средств информационных технологий;

    Дидактические средства дистанционного обучения, в которых сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, целесообразно классифицировать как: печатные издания, электронные издания, компьютерные обучающие программы, аудио-видео материалы, компьютерные сети. При создании и производстве средств обучения для дистанционного обучения возможны следующие пути: непосредственная разработка силами образовательного учреждения, заказ их изготовления в специализированных организациях, приобретение готовых средств с возможно последующей адаптацией или без нее.

    В настоящее время в дистанционном  обучении широко используются традиционные регламентированные формы обучения: лекции, семинары, консультации экзамены, самостоятельная работа и т.д. Специфика применения этих форм при такой форме проявляется в частоте применения их в учебном процессе и преимущественном использовании средств новых информационных технологий.

    В российской практике дистанционного обучения в настоящее время наиболее часто используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения. А среди средств обучения можно выделить печатные, компьютерные и аудио-видео материалы. Печатные учебные материалы по дисциплине для дистанционного обучения должны содержать как минимум: рекомендации по самостоятельной учебе, основной текст, контрольные задания, тренировочные задания, толковый словарь терминов. В целом обучение по пособию должно обеспечивать обучаемому минимум обращения к дополнительной литературе.

    В ходе исследования были выявлены проблемы и пожелания в области предоставления учебного материала людей использующих данную форму обучения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Агаев В.Т. Методические материалы  по подготовке материалов для  учебных аудио и видео средств  / В.Т. Агаев. – М.: МИЭП, 1996 – 8с.

    2. Андреев А.А. Педагогические модели компьютерной сети / А.А. Андреев. // Педагогическая информатика. – 1995. – №2. – С.75-78.

    3. Андреев А.А. Направление и  методика применения портативных  персональных компьютеров в дистанционном обучении / А.А. Андреев. // Дистанционное образование. – 1997. – №4. – С.35-38.

    4. Бент Б.А. Мультимедиа в образовании  / Б.А. Бент. – М.: Дрофа, 2007. – 476с.

    5. Гидлевский А.В. Использование  методов «визуального поля» для  решения задач психодидактики  в новых образовательных технологиях / А.В. Гидлевский. – Омск.: СибАДИ, 1999. – 257с.

    6. Зеленко Л.С. Реализация инновационных  подходов к образованию на  основе дистанционного обучения / Л.С. Зеленко // Сборник матералов  межрегиональной научно-методической  конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России». – Самара: СГАУ, 2009. – 167с.

    7. Лернер И.Я. Дидактические основы  методов обучения / И.Я. Лернер. –  М.: Педагогика, 1981 – 342с.

    8. Майорова И.П. Электронные библиотеки и задачи дистанционного обучения / И.П. Майорова. // Профессиональный учебник. – 2008. – № 3. – С.16-17.

    9. Молибог А.Г. Вопросы научной  организации педагогического труда  в высшей школе / А.Г. Молиборг. – М.: Педагогика, 1972 – 243с.

    10. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: Издательский сервис, 2004 – 165с.

    11. Полякова Т.М. Разработка обучающих  курсов в среде мультимедиа  / Т.М. Полчкова. // Материалы 2-й  и 3-й конференции по дистанционному  обучению. – М., 1997. С. 99-107.

    12. Сарафанов А.В. Интерактивные технологии в дистанционном обучении / А.В. Сарафанов. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006 – 146с.

    13. Солов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / А.В. Солов. – Самара: Новая техника, 2006. – 464с.

    14. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 43с. 

Информация о работе Особенности предоставления наглядного материала при дистанционном обучении