Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы заключается в выявлении трудностей и проблем при составлении наглядного материала и его дальнейшего представления при дистанционном обучении.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить основные этапы формирования учебного материала для дистанционного обучения и формы эго представления;
2. выявить особенности и закономерности между формой представления и содержанием наглядного материала;
- разработать возможную модель предоставления материала при дистанционном обучении;
- сделать анализ данной модели и её возможностей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ………………………………………………..6
Понятие и дидактика дистанционного обучения……………………..…6
Интерактивные технологии для предоставления учебного материала.11
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ……………………………………………….20
2.1Типы исследований, обоснование выбора метода исследования………20
2.2 Результаты исследования…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
В состав типового электронного образовательного ресурса входят средства планирования и управления, учебные материалы, средства телекоммуникации, средства контроля знаний.
К средствам планирования и управления относят: структурно-логическую схему специальности, модель знаний по дисциплине, расписание консультаций, зачетов и экзаменов, контактную информацию.
Учебные материалы делят на общеметодические, основные и вспомогательные.
К общеметодическим материалам относят:
-
рабочую программу по
- перечень основной и дополнительной литературы, в том числе источников в интернете;
- методические указания для преподавателя;
- руководство пользователя;
- сведения об авторах.
Данные материалы представляются в гипертекстовой форме и могут быть связаны ссылками с компонентами основного учебного материала и внешними источниками в интернете.
Основные учебные материалы следует разбить на темы, каждая из которых включает в себя: теоретический учебный материал с методическими указаниями по его изучению; сборник задач, упражнений, практических заданий с примерами решения; сборник тестов для самоконтроля. Форма представления компонентов учебного материала весьма разнообразна – это и текстовые фрагменты, и статические и динамические иллюстрации, звуковые комментарии и лекции, и интерактивные программы.
К вспомогательным и сервисным относят средства, обеспечивающие поиск информации в электронных образовательных ресурсах, коммуникацию между преподавателем и студентами, проведение экспериментов, выполнение расчетов, документирование. В качестве примера можно привести словари, средства копирования и печати, программы-имитаторы лабораторных установок, тренажеры, электронную почту и т. д. Кроме того, в состав учебника по соглашению с производителем могут включаться изучаемые в рамках данной дисциплины профессиональные программные средства (СУБД, компиляторы языков программирования, САПР и т. п.).
К средствам контроля знаний относят список вопросов к зачету и экзамену, материалы для контрольных работ по дисциплине с методическими указаниями по их выполнению и образцами оформления, программы тестирования.
К средствам коммуникации относят адреса электронной почты для связи с преподавателем, чат, адреса тематических телеконференций. Опыт применения электронных образовательных ресурсов показывает, что уже на этапе разработки целесообразнее закладывать модульную структуру электронных учебно-методических материалов, позволяющую использовать различные схемы комплексирования модулей как в рамках одного комплекса, так и в нескольких автономных комплексах. Такой способ формирования электронных образовательных ресурсов позволяет избежать избыточности в компонентах, а также формировать, состоящие из законченных модулей различных ЭУМК, создавая тем самым индивидуальную траекторию обучения студента. Кроме того, модульная структура электронных образовательных ресурсов является естественной предпосылкой к переходу к кредитно-рейтинговому способу оценивания знаний с помощью системы зачетных единиц.
На
рисунке 1.1 [12, стр. 22] представлены
примеры теоретического материала (электронный
курс лекций, электронное учебное пособие,
методические указания к выполнению лабораторного
практикума или курсового проектирования),
в обязательном порядке входящего в электронные
образовательные ресурсы.
Рисунок
1.1 Пример теоретического материала
Важным моментом в изложении теоретического материала в ЭОР являются качественные иллюстрации, анимационные вставки, интерактивные примеры, видеовставки и т. д., позволяющие в совокупности с традиционным изложением материала максимально глубоко отразить сущность физических процессов, технических решений и т. п. Примеры фрагментов такого рода вставок (в данных материалах приведена их статическая фиксация) представлены на рис. 1.2[12, стр. 24].
Рисунок 1.2 Объемные иллюстрации в ЭОР
Виртуальный лабораторный практикум (ВЛП) в техническом плане представляет собой комплекс программных и методических средств, обеспечивающих выполнение лабораторных работ, проводимых с применением комплекса математических моделей, формируемых и исследуемых с помощью моделирующих программ.
Автоматизированный лабораторный практикум (АЛП) представляет собой комплекс программно-аппаратных и методических средств, обеспечивающих выполнение лабораторных работ на базе ПВМ с применением лабораторных установок и образцов, специальным способом сопряженных с ПВМ. Автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом (АЛПУД) – специализированная лабораторная установка, оснащенная оборудованием для сопряжения с компьютерной сетью и соответствующим программным обеспечением. Допускает выполнение экспериментов в многопользовательском режиме независимо от физической удаленности от установки АЛП УД.
Управление
аппаратно-програмными
Интернет становится одним из основных источников информации во всех сферах деятельности человека и в первую очередь в образовании, объединение в единую сеть различных информационных устройств (компьютеров, мобильных телефонов и т.п.) сделало доступ к информации практически мгновенным и независящим от того, где находится пользователь.
Традиционные
«бумажные» издания (монографии, учебные
пособия, методические указания, справочники
и т.д.) все чаще переводятся в электронный
вид и широко используются при обучении.
Хранение их в цифровой форме позволяет
включать в состав учебников мультимедиа-объекты
(фото, звук, видео, и т.д.) и дает возможность
общаться с информационными источниками
естественным образом. Таким образом,
применение современных информационных
технологий и программных сред позволяет
повысить не только качество предоставляемых
учебных материалов, но и удобство их использования,
обеспечивают быстрый доступ к ним. Активное
использование электронных информационных
ресурсов делает возможным создание и
дальнейшее интенсивное развитие интегрированной
информационно-образовательной среды
в образовательных учреждениях (вузах,
колледжах, лицеях, школах) и может повлиять
на качество обучения и квалификацию специалистов,
которых они готовят[6, стр.89-90].
ГЛАВА
2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
2.1Типы
исследований, обоснование выбора
метода исследования
2.2
Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Агаев В.Т. Методические
2. Андреев А.А. Педагогические модели компьютерной сети / А.А. Андреев. // Педагогическая информатика. – 1995. – №2. – С.75-78.
3.
Андреев А.А. Направление и
методика применения
4.
Бент Б.А. Мультимедиа в
5.
Гидлевский А.В. Использование
методов «визуального поля»
6.
Зеленко Л.С. Реализация
7.
Лернер И.Я. Дидактические
8.
Майорова И.П. Электронные
9.
Молибог А.Г. Вопросы научной
организации педагогического
10. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: Издательский сервис, 2004 – 165с.
11.
Полякова Т.М. Разработка
12. Сарафанов А.В. Интерактивные технологии в дистанционном обучении / А.В. Сарафанов. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006 – 146с.
13. Солов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / А.В. Солов. – Самара: Новая техника, 2006. – 464с.
14.
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии
в высшей школе / Д.В. Чернилевский. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 43с.
Информация о работе Особенности предоставления наглядного материала при дистанционном обучении