Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы заключается в выявлении трудностей и проблем при составлении наглядного материала и его дальнейшего представления при дистанционном обучении.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить основные этапы формирования учебного материала для дистанционного обучения и формы эго представления;
2. выявить особенности и закономерности между формой представления и содержанием наглядного материала;
- разработать возможную модель предоставления материала при дистанционном обучении;
- сделать анализ данной модели и её возможностей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ………………………………………………..6
Понятие и дидактика дистанционного обучения……………………..…6
Интерактивные технологии для предоставления учебного материала.11
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ……………………………………………….20
2.1Типы исследований, обоснование выбора метода исследования………20
2.2 Результаты исследования…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
НА ТЕМУ:
«Особенности предоставления наглядного материала
при дистанционном обучении»
Выполнил студент 4 курса группы И-07-1
Клейменова Светлана Александрова
______________________________
Научный
руководитель:_________________
Липецк 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
ГЛАВА 1 ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ………………………………………………..6
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ……………………………………………….20
2.1Типы исследований, обоснование выбора метода исследования………20
2.2 Результаты исследования…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена, правом каждого человека иметь возможность получать образование начального, среднего и высшего уровня в полном объеме, независимо от физических и социальных ограничений.
Дистанционное обучение (ДО) – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемому основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.
Современное
дистанционное обучение строится на
использовании следующих
- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);
- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий: чат, веб-занятия и телеконференций. А учебный материал может быть предоставлен как в электронном виде, так и выслан по почте.
Процесс развития дистанционного образования в России только начинается. Количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного образования на территории РФ на начало 2008 года составляет около 354. Большой вклад в дело его развития внесли Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Евразийская ассоциация дистанционного образования, Ассоциация международного образования и Рос НИИ Информационных Систем.
Перспективность и эффективность дистанционного обучения не вызывает сомнений. Это подтверждено значительным зарубежным опытом в образовательной сфере и успешными начинаниями в нашей стране. Когда начинают внедрять любую новую форму обучения, всегда приходится решать много задач: организационных, нормативных, методических, научных, кадровых, финансовых и др. Но принятие и внедрение любой новой формы обучения не должно ухудшить заданного качества обучения при обеспечении экономии всех обеспечивающих ресурсов: организационных, материальных, финансовых, кадровых и т.п. Одной из главным проблем при этом становиться пробелма предоставления учебного материала при данной форме обучения.
Целью
данной курсовой работы заключается
в выявлении трудностей и проблем
при составлении наглядного материала
и его дальнейшего
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.
изучить основные этапы
2.
выявить особенности и
- разработать возможную модель предоставления материала при дистанционном обучении;
- сделать анализ данной модели и её возможностей.
Теоретической базой для данной курсовой работы явились исследования Зеленкова Л.С.,Околелова О.П., Порховник Ю.М., Соловов А.В. и др. Они в своих работах рассматривают основы и тенденции в оформлении и подготовки учебного материала для применения его при дистанционном обучении. Методы исследования: анализ первоисточников и мнений людей участвующих во внедрении дистанционного обучения в России.
Курсовая работа писалась в несколько этапов:
1
этап (сентябрь, октябрь) – работа
с литературой, составление
2 этап (октябрь, ноябрь) – оформление глав и теоретических частей исследования;
3
этап (декабрь) – оформление
Содержание работы определило ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определения объекта, предмета, цели и задач исследования.
В первой главе «ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ» описываются, общи принципы дидактики дистанционно образования и описаны методы предоставления учебного материала с помощью интерактивных технологий доступных в наше время.
Во второй главе «ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ» был обоснован и описан метод проведения исследования по данной теме, а также приведены результаты и сделан анализ данного исследования, а так же сделан анализ результатов других исследований по данном вопросу.
В
списке литературы содержится 14 источников.
1
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Преподавание, как и любой род творческой деятельности, представляет единство объективного и субъективного. В традиционном учебном процессе к объективной стороне относится содержание данной науки на современном этапе, а также исторически сложившиеся принципы и методы преподавания. Субъективная сторона включает в себя степень овладения преподавателем содержания данной науки и смежных отраслей знаний, уровень их методической подготовки. Для дистанционного обучения все находится в становлении и развитии. Роль методики дистанционного обучения в данном случае неизмеримо возрастает и в конечном итоге она должна обеспечивать соответствие субъективного момента в преподавании его объективному содержанию. Если рассматривать структуру понятия методика, то при технократическом толковании она совпадает с понятием технологии обучения и включает в себя методы, средства и организационные формы обучения (виды занятий).
Под методом обучения автор понимает как дидактическую категорию, дающую теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе, которой осуществляется организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения. И.Я. Лернер показал, что существует пять обще дидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся [1].
На уровне учебных дисциплин при изучении конкретного материала обще дидактические методы обучения в системе дистанционного обучения реализуются через множество приемов, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения. Можно полагать, что и в системе дистанционного обучения при использовании средств информационных технологий, какой бы прием не был изобретен преподавателем при обучении, или слушателем (при учении), он всегда окажется составной частью одного или нескольких из указанных выше обще дидактических методов обучения. Анализ показал, что при дистанционном обучении в настоящее время наиболее широко используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения.
Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, оборудование, лаборатории. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. Дидактические функции, следовательно, характеризуют сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде.
Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующем:
- повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
- удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;
- источник информации, освобождающий преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня;
- средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера.[9]
В средствах дистанционного обучения сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, что позволяет говорить о них как о средствах преподавания и учения. Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения (кейс). Кейс – система носителей учебной информации, предназначенная для решения совокупности дидактических задач. В традиционном учебном процессе к ним относятся слайд, запись на доске, плакат, кинофильм, видеофильм, учебник, другие средства и, наконец, - слово преподавателя. При дистанционном обучении средства могут представлять собой:
- печатные издания (твердые копии на бумажных носителях учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
- электронные издания;
- компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения;
- аудио-видео учебные материалы;
- компьютерные сети.
Информация о работе Особенности предоставления наглядного материала при дистанционном обучении