Особенности предоставления наглядного материала при дистанционном обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы заключается в выявлении трудностей и проблем при составлении наглядного материала и его дальнейшего представления при дистанционном обучении.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить основные этапы формирования учебного материала для дистанционного обучения и формы эго представления;
2. выявить особенности и закономерности между формой представления и содержанием наглядного материала;
- разработать возможную модель предоставления материала при дистанционном обучении;
- сделать анализ данной модели и её возможностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ………………………………………………..6
Понятие и дидактика дистанционного обучения……………………..…6
Интерактивные технологии для предоставления учебного материала.11
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ……………………………………………….20
2.1Типы исследований, обоснование выбора метода исследования………20
2.2 Результаты исследования…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 758.00 Кб (Скачать)

    Печатные издания – это традиционные учебники, учебно-методические пособия и другие широко используются в системах дистанционного образования. Даже в зарубежных системах дистанционного образования, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий достаточно велика. Как показывает опыт, при разработке дидактических печатных материалов для дистанционного обучения, этих своеобразных "самоучителей", необходимо руководствоваться следующим:

    - учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;

    - при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;

    - должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;

    - обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания [7].

    Электронные издания представляет собой электронный вариант печатных учебных материалов но обладают рядом положительных свойств, отличных от них. Это: компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможность оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте. Кроме того, при наличии принтера, оно легко превращается в твердую копию. В учебном процессе дистанционного обучения электронное издание особенно удобно при использовании предложенных автором так называемых “электронных книг”, изготовляемых на базе портативных персональных компьютеров [3].

    Программным средством учебного назначения называется средство, в котором отражается некоторая  предметная область, в той или  иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства обычно предназначаются для использования в традиционном учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях.

    Программные средства учебного назначения на современном этапе включают: электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

    Электронный учебник аккумулирует в себе все  основные дидактические, методические, научные и информационно справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а так же слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.

    Электронный учебник позволяет решать следующие  основные задачи:

    - получать сведения об учебной  программе и тематическом плане  учебной дисциплины, последовательности  занятий и логике изучения тем;

    - индивидуально просматривать, изучать  или повторять учебный, методический  и информационно-справочный материал;

    - наглядно представлять на дисплее  компьютера весь дидактический  материал и наглядные пособия  (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.);

    - осуществлять самоконтроль (с автоматизированным  выставлением оценок) усвоения содержания  учебных тем и всей дисциплины  в целом, а также получать  рекомендации по дополнительному  изучению недостаточно усвоенных  учебных тем; 

    - получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе;

    - распечатывать образцы планов  проведения и методические разработки  по всем темам и видам занятий; 

    - размножать раздаточные материалы  (планы, таблицы, задания и т.д.) необходимые для проведения занятий со слушателями и курсантами;

    - иметь доступ к базе данных  по законодательным актам и  руководящим документам, регламентирующим  информационную деятельность в  стране и в Вооруженных Силах,  а так же учебно-воспитательный  процесс в вузах Министерства Обороны РФ;

    - получать методические рекомендации  по проведению тех или иных  форм учебных занятий (частные  методики);

    - узнавать сведения о некоторых  технологиях, применяемых в информационной  деятельности и другие сведения.

    В следующем пункте мы более подробно рассмотрим применение интерактивных средств предоставления учебного материала при дистанционной форме обучения. 
 

    1. Интерактивные технологии для предоставления учебного материала
 

    За  последние два десятилетия дистанционное  обучение получило не только свое имя, но и выделилось из системы заочного обучения за счет технологического прорыва. Заключающиеся в использования новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволивших обеспечить постоянное интерактивное взаимодействие между участниками обучения, невзирая на их географическую удаленность друг от друга.

    Современные информационные технологии позволяют  разрабатывать такие учебно-методические приложения, «бумажных» аналогов которым  нет, например:

    - виртуальные тренажеры;

    - виртуальные лабораторные практикумы, которые позволяют проводить демонстрационные и интерактивные эксперименты;

    - компьютерные (анимационные) демонстрации;

    - автоматизированные системы тестирования знаний;

    - другие учебные программные средства с различной степенью включения мультимедиа-объектов и элементов интерактивности.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в дистанционном обучении позволяет:

    - решить проблему интерактивного  общения при взаимодействии преподавателя  и учащихся, преподавателя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы;

    - обеспечить постоянный контроль  над уровнем усвоения учебного материала;

    - обеспечить учащихся учебными  материалами и учебной информацией,  хранящимися на разнообразных  информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей;

    - обеспечить гибкое обучение с  возможностью построения индивидуальной  образовательной траектории;

    - интегрировать отечественную и  зарубежную системы образования,  предоставляя учащимся возможности  получить образование, как в России, так и за ее пределами;

    - возможность учиться всем и всегда (независимо от их возраста, квалификации, состояния здоровья, условий работы, удаленности от центра обучения и т. д.).

    В зависимости от выбора средств дистанционного образования и форм коммуникации сейчас можно выделить три вида технологической организации дистанционного обучения: единичная медиа, мультимедиа, гипермедиа.

    Модель  единичная медиа предполагает использование какого-либо средства обучения и канала передачи информации, например обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционной российской модели заочного обучения.

      При мультимедийной модели дистанционного образования  используются средства обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т. п. Однако доминирует при этом передача информации в «одну сторону». При необходимости используются элементы очного обучения: личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т. п.

    Модель  гипермедиа – это модель дистанционного образования третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств, как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

    Вместе  с новыми методами и технологиями обучения дистанционное обучение привносит  в теоретическую педагогику и образовательную практику новые понятия и термины, в первую очередь к ним относятся:

    - виртуальный класс (группа);

    - поддержка обучения (поддержка учащихся);

    - учебные телекоммуникационные проекты;

    - обратная связь;

    - диалоговая технология;

    - компьютерная связь;

    - телеконференция;

    - координатор, модератор телекоммуникационного проекта   (телеконференции).

    Рассматривая  электронные образовательные ресурсы (ЭОР), необходимо заметить, что с одной стороны, это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото - и другой информации, а также печатной документации пользователя. Ресурс может быть исполнен на любом электронном носителе или размещен в компьютерной сети. С другой стороны, он является программно-информационным компонентом обучающей системы, пользователями которой являются преподаватели, студенты и администрация учебного заведения. Поэтому вне зависимости от содержания и объема можно выделить три главных требования пользователей к электронным образовательным ресурсам:

    - адекватность содержания;

    - эффективность формы представления;

    - экономическая эффективность.

    Под адекватностью содержания подразумевается соответствие государственному образовательному стандарту; полнота представления учебного материала, достаточная для освоения дисциплины (раздела дисциплины); поддержка различных форм обучения (заочной и очной, индивидуальной и коллективной); поддержка разных видов занятий (изучение теоретического материала, практические и лабораторные работы), поддержка разных форм контроля знаний (рубежного, итогового, самоконтроля); учет новейших тенденций в науке и технике.

    Эффективность формы представления информации включает в себя следующие требования: простота и удобство применения, эргономичность, поддержка активности студента, обеспечение коммуникации с преподавателем и сокурсниками, защита от разрушения, возможность восстановления утраченной информации.

    Экономическая эффективность обучающей системы во многом зависит от таких свойств электронных образовательных ресурсов, как длительный срок эксплуатации, возможность модернизации в процессе эксплуатации, низкая себестоимость и цена, разумная конфигурация необходимых технических и общесистемных средств.

    Многие  из перечисленных требований противоречивы  и трудно совместимы, поэтому разработка электронных образовательных ресурсов является сложной задачей, решаемой коллективом специалистов разного профиля.

Информация о работе Особенности предоставления наглядного материала при дистанционном обучении