Особенности основной модели передачи информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:29, курс лекций

Краткое описание

Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также технические средства распространения информации.

Файлы: 1 файл

Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации.docx

— 22.30 Кб (Скачать)

Рассмотрим  особенности  основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Источником информации в вербальной коммуникации выступает  говорящий  или пишущий субъект. Каналом  информации может быть голосовой  аппарат создателя сообщения, а  также технические средства распространения  информации. Код в случае речевого общения - это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод  информации в языковые единицы, а  декодирование - как обратный ему  процесс восприятия и понимания  высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуникации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом  является родной язык говорящего. Однако, код можно рассматривать и  как средство зашифровки сообщения. Помехи и искажения - следующий важный элемент рассматри-ваемой модели вербальной коммуникации. В данном случае искажения  могут быть обусловлены лингвистическими, экстралингвистическими и акустико-произносительными  причинами или графическим обликом  сообщения в письменной речи. Лингвистические  искажения связаны с недостаточной  отточенностью фразы, чрезмерной усложненностью сообщения, неправильным синтаксическим оформлением и т.д. Экстралингвистические  помехи обусловлены запасом знаний получателя сообщения. Также психологи  замечают, что защитные механизмы  человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям  индивида и не воспринимают то, что  противоречит взглядам и убеждениям человека. Чтобы придать сообщению  помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой долей  избыточности. Избыточность информации - это полное или частичное повторение сообщения, которое сопровождает получение  новых данных и служит для проверки и кор-ректировки наших представлений. Подсчитано, что избыточность должна составлять от 50 до 95 % запаса знаний в  рассматриваемой области5.

 

      Очень важная  характеристика вербальной информации - ценность. Под ценностью понимается  новая информация, получаемая от  реализации информативности, содержащейся  в языковом знаке. Ценность  информации содержа-тельного характера  определяется ее новизной и  неожиданностью.

 

      Таким образом,  мы кратко охарактеризовали основные  особенности передачи вербальной  информации. Однако, в реальном общении  целью  акта вербальной коммуникации  выступает, как правило, не  собственно передача информации, а некоторое воздействие на  собеседника. 

 

      По  этой  причине выделяют три основных  типа результатов коммуникации:

 

      а) изменения  в знаниях получателя;

 

      б) изменение  установок получателя, т.е. изменение  относительно устойчи-вых  представлений  индивида;

 

      в)изменение   проведения получателя сообщения. 

  Формы речевой коммуникации. В зависимости от направленности  речевого потока при коммуникации  выделяют диалогическую и монологическую  речь. Диалогом называется форма  речи, состоящая из обмена высказываниями - репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от речевой ситуации), контекстуальностью (обусловленностью  предыдущими высказываниями), малой  степенью организованности.

 

      К основным  языковым особенностям диалога   относят: наличие повторов в  реагирующих репликах, синтаксическую  неполноту реплик, экспрессивность,  обилие вопросительных и побудительных  предложений. Выделяют следующие  типы диалога: информативный диалог; прескриптивный диалог (содержит  просьбу, приказ, обещание или  отказ выполнить предлагаемое  действие); диалог - обмен мнениями (это  обычно спор или дискуссия); диалог  с целью установления или регулирования  межличностных отношений; праздноречивый  диалог (это может быть эмоциональное  общение или интеллектуальный  разговор)6.

 

      Цель  вербализации - поддержать единство функциональных  образований, возникающих в процессе  делового общения, расположить  к  себе людей, побудить их  к большей  душевной щедрости. Вследствие этого  важное значение  для имиджа менеджера  имеет  развитие способности к красноречию,  употреблению нормированной речи.

 

      Особое  место в вербальном общении  занимает выявление и поощрение  человеком  потенциальных возможностей  собеседника. Умение говорить  доброжелательно и  красиво  обладает притягательной силой   и создает условия для возникновения  взаимоотношений с людьми, основанных  на взаимной симпатии, необходимой  для благоприятной психологической  атмосферы в коллективе.

 

      Речь - основной, присущий только человеку способ  коммуникации7.

 

      Речь  прежде  всего подразделяется на внутреннюю, т. е. разговор человека мысленно  с самим собой, через который  осознаются мотивы его поведения,  планируется и управляется деятельностью  и т.д., и внешнюю, направленную  на партнера по общению. Внешняя  речь существует на основе  внутренней. Перевод содержания  внутренней речи во внешний  план связан с возникновением  трудностей проговаривания вслух.

 

      Внешняя  речь представлена в двух формах: устной и письменной8.

 

 

 

 

2. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА  ОБЩЕНИЯ

 

 

2.1. Устно-речевые средства  коммуникации 

 

    

Устная  речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

 

    

Устная  речь: это речь звучащая, в ней  используются система  фонетических средств выражения; она  создается  в процессе говорения; для нее  характерны словесная  импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли)9.

 

    

Чтобы вас  поняли, мало иметь  хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме  того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить  перед большой аудиторией, он формулирует  для себя тезисы или как-то иначе  готовится к докладу. Но в обыденной  жизни устная коммуникация требует  спонтанности, и это может вызвать  у человека тревогу, неуверенность  и даже страх. Работу над устной речью  можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена  Д. Лондона, который, решив стать  писателем, ежедневно стал учить  определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас  надо как тем, у кого он невелик, так  и тем, чья профессия этого  требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш  словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно  выразить свою мысль и предотвратите  возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют  попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным  запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

 

      Очень важной  способностью, связанной с  устной  речью, является умение удерживать  внимание слушателей. Если, выступая  с докладом, вы будете смотреть  кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.

2.2. Письменно-речевая   коммуникация

 

 

      Письменная  речь: это речь, графически закрепленная; она может быть заранее обдумана  и исправлена; для нее характерны  некоторые языковые особенности  (преобладание книжной лексики,  наличие сложноподчиненных предложений,  строгое соблюдение языковых  норм, отсутствие внеязыковых элементов)

 

      Отличие  писменной речи от устной заключается   в характере адресата. Письменная  речь обычно обращена к отсутствующим.  Тот, кто пишет, не видит  своего партнера по общению,  а может лишь мысленно представить  его. На письменную речь не  влияет реакция тех, кто ее  читает10.

 

      Люди  пользуются  письменной коммуникацией  реже, чем устной. Но с приходом электронной   почты важность письменного общения   сильно возросла.

 

      Работодатели  при отборе кандидатов на вакантные   места все большее внимание  обращают на их умение грамотно  излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу  вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что  работодатель таким образом предполагает  проверить ваши знания грамматики  и орфографии.

 

      Любое письменное  сообщение имеет одно несомненное  преимущество перед устным. Составляя  его, вы имеете возможность  подумать, привести в порядок  свои мысли и в случае необходимости  даже переписать набело. Однако  нужно отметить и два недостатка  письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может  передать интонации вашего голоса  и жестикуляцию (часто, но не  всегда: смайлики - большое достижение  человечества), а во-вторых, вы лишены  мгновенной обратной связи с  читателем. Чтобы устранить первый  недостаток, имеет смысл привнести  в ваше послание эмоциональную  нотку. Здесь, как и в устной  коммуникации, хорошую службу вам  может сослужить богатый словарный  запас. Вторая проблема легко  решается, если вам известны образовательный  уровень, интересы и словарный  запас людей, к которым вы  обращаетесь. Короткое сообщение,  написанное простым языком, как  правило, более понятно людям. 

 

      Различия  между письменной и устной  речью  заключается также и  в том, что произнесенное, сказанное  недолговечно, сохраняется в памяти  лишь частично, а написанное может  долго сохраняться11.

 

      2.3. Слушание, как средство  вербальной коммуникации 

 

      Слушать  в нашей жизни не менее важно,  чем говорить: через слух человек   получает примерно 25 % всей информации  об окружающем мире.

 

      Люди  слушают  что-либо с разной целью. Прежде  всего они хотят получить новую  смысловую информацию. Таково слушание  лекции, доклада, информации по  радио и телевидению, выслушивание  делового партнера и т.д. Нередко  слушают и для получения эмоциональной,  эстетической информации. Таково  слушание стихов, художественной  прозы12.

 

      По  способу  осуществления различают  два  вида слушания: рассеянное, пассивное  (нерефлексивное), когда человек  чем-либо отвлечён, и сосредоточенное,  активное (рефлексивное), когда предельно  включены механизмы внимания.

 

      Уметь слушать  - одно из самых сложных коммуникативных  явлений, непосредственно относящихся  к культуре общения. 

 

      Нерефлексивное  слушание не всегда бывает  уместным. Ведь молчание можно  принять за знак согласия. Поэтому  честнее сразу прервать собеседника,  открыто высказать свою точку  зрения, чтобы впоследствии избежать  недоразумений. 

 

      Рефлексивное  слушание заключается в активном  вмешательстве в речь собеседника,  в оказании ему помощи выразить  свои мысли и чувства, в создании  благоприятных условий для общения. 

 

      Важно уметь  выбрать вид слушания, наиболее  уместный в данной ситуации  общения. 

 

      Познакомьтесь  с основными «правилами» слушания  собеседника. Они изложены Иствудом  Атватером в книге «Я вас  слушаю...» (М., 1989г.)

 

      1. Не принимайте  молчание за  внимание.

 

      Если  собеседник  молчит, то это не значит, что  он слушает. Он может быть  погружен в собственные мысли. 

 

      2. Будьте  физически внимательны. 

 

      Повернитесь  лицом к говорящему. Поддерживайте   с ним визуальный контакт, убедитесь   в том, что ваша поза и  жесты  говорят о том, что  вы слушаете.

 

      3. Не притворяйтесь,  что слушаете.

 

      Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука  неминуемо  проявятся в выражении  лица и  жестах.

 

      4. Дайте  собеседнику время высказаться. 

 

      Сосредоточьтесь  на том, что он говорит. Старайтесь  понять не только смысл слов, но и выводы собеседника. 

 

      5. Не перебивайте  без надобности.

 

      Большинство  из нас в социальном общении  перебивают друг друга, делая  это подчас неосознанно. Руководители  чаще перебивают подчиненных,  старшие - младших, чем наоборот. Мужчины  перебивают чаще, чем  женщины. Если вам необходимо  перебить кого-нибудь в честной  беседе, помогите затем восстановить  прерванный вами ход мыслей  собеседника. 

Информация о работе Особенности основной модели передачи информации