Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:46, курсовая работа
Человечество, на протяжении ближайших прошедших лет, увлеклось изучением точных наук, компьютерной техникой и нанотехнологиями! Большая часть родителей желают видеть в своих детях, в будущем, успешных предпринимателей, финансистов, юристов, докторов, педагогов и в других достойных сферах деятельности. Я с ними полностью солидарен, к этому нужно стремится! Но на ранних стадиях, в мерах разумного воздействия родителей, естественно ранее изучив упражнения, следуя указаниям врача стоит уделить достойное внимание физическому развитию ребенка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования………….………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора………………………………………………………………………6
1.2. Классификация нарушений зрительного анализатора…………..9
1.3. Особенности формирования двигательных навыков у слабовидящих детей……………………………………………….…………….13
Глава 2. Современные методики коррекции нарушений двигательной сферы у слабовидящих детей…………………………………………………17
2.1. Координационные способности у слабовидящих детей………….17
2.2. Методики, направленные на коррекцию двигательных нарушений у слабовидящих детей……………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….30
Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют. При выборе инвентаря для детей с ослабленным зрением нужно отдать предпочтение яркому и красочному, используя цвета (зеленый, красный, оранжевый, желтый), наиболее благоприятно действует на зрительное восприятие.
Примерный комплекс утренней гимнастики
для старшеклассников (занятия на открытом воздухе)
Упражнение 1.
Ходьба 150-200 м.
Упражнение 2.
Медленный бег 6 – 10 минут + ходьба 100-150 м.
Упражнение 3.
И. п. (исходное положение): основная стойка. Руки в стороны. Медленное поднимание рук вверх (вдох) и опускание через стороны вниз (выдох); рывки руками в различных плоскостях; вращения рук (каждое упражнение по 6 – 8 раз).
Упражнение 4.
И. п.: сидя на скамейке, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны вперед-назад, повороты туловища направо – налево (8 – 10 раз).
Упражнение 5.
И. п.: основная стойка. Приседания
(2 серии по 10 раз); махи правой и левой
ногой в переднезаднем и боково
Упражнение 6.
И. п.: лежа на спине. Поднимание и опускание ног до 10 – 15 раз.
Упражнение 7.
И. п.: основная стойка. Руки на пояс, подскоки на двух ногах (2 серии по 1 минуте).
Упражнение 8.
Ходьба на месте.
Физкультминутки на уроках
Длительность физкультминуток 2 – 3 минуты. В младших классах желательно их проводить на 2 – 4 уроках, а в старших – на последних уроках. В комплекс включается 3 – 4 упражнения для мышц кисти и рук, ног и туловища. При выполнении упражнений особое внимание необходимо обращать на дыхание. В младших и средних классах упражнения выполняются под руководством учителя, а в старших – можно привлекать самих школьников.
Примерный комплекс упражнений для физкультминутки:
Упражнение 1.
И, п.: встать на шаг в сторону от стола.
Руки вперед, вверх, к плечам (8 – 10 раз).
Упражнение 2.
И. п.: руки за голову. Повороты туловища вправо-влево (6 – 8 раз).
Упражнение 3.
И. п.: основная стойка. Полуприседы (10 раз).
Упражнение 4.
И. п.: руки на пояс. Наклоны туловища вперед-назад (5 – 6 раз).
Содержание комплекса упражнений на уроках труда несколько отличается от комплексов, выполняемых на других уроках. На уроках труда, помимо упражнений общеразвивающего характера (движения рук и ног, наклоны и повороты туловища), выполняются, если позволяют условия, ходьба и бег на месте.
Виды упражнений, рекомендуемые
для включения в программу самостоятельных занятий
(Сермеев,1987)
При специально направленной работе по проведению самостоятельных тренировочных занятий можно охватить почти всех учащихся систематическими (по 5–6 раз в неделю – 2 учебных урока, 1 соревнование или прогулка, 2 самостоятельных занятия) занятиями физическими упражнениями.
Упражнение 1.
Медленный бег. Продолжительность его (со скоростью 7 – 9 минут на 1 км) на начальном этапе 5 – 10 минут. С каждой неделей продолжительность увеличивается: для мальчиков младшего школьного возраста – 7 – 10 минут, среднего – 10–15 и старшего – 20–30 минут, а для девочек соответственно 7–10, 10–12 и 15–20 минут.
Упражнение 2.
Упражнения на силу мышечных групп: без предметов, с использованием собственного веса тела и с небольшими отягощениями.
Упражнение 3.
Упражнения на растягивание (гибкость).
Упражнение 4.
Упражнения на точность пространственного, временного и силового параметров движения.
Упражнение 5.
Упражнения на равновесие.
Упражнение 6.
Упражнения на прыгучесть.
Упражнение 7.
Метание: малых мячей на дальность, точность; набивных мячей, мешочков.
Упражнение 8.
Гимнастические упражнения, предусмотренные в программе по физкультуре (вольные упражнения, общеразвивающие упражнения, висы, упоры на снарядах, «ласточка», передвижение по бревну с движениями рук, лазанье, перелезание и др.).
Упражнение 9.
Техника волейбола, совершенствование: верхняя передача, подачи и т.д.
Упражнение 10.
Броски баскетбольного мяча в корзину.
Упражнение 11.
Попеременный двухшажный ход на лыжах. Длительность лыжной прогулки 25 – 50 минут.
Упражнение 12.
Парная игра в бадминтон: подачи, приемы волана и т. д.
Упражнение 13.
Игра в настольный теннис.
Также в специализированных учреждениях необходимо проводить уроки физической культуры с учетом специфики контингента. В программах по физической культуре заменяются некоторые виды упражнений, изменены нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим нагрузкам, формированию навыков пространственной ориентировки и коррекции движений, обусловленных слабовидением и слепотой.
Задачи и содержание физического воспитания слепых
и слабовидящих детей те же, что и в общеобразовательных
школах, но при этом учитываются особенности
их физического развития, обусловленные
нарушениями зрения, вторичными отклонениями
в формировании движений и пространственно-
Для всех детей с нарушением зрения независимо от возраста рекомендованы следующие упражнения: построения и перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения с мячом, упражнения по исправлению и правильному формированию осанки; упражнения на координацию, точность, равновесие; ритмические занятия; упражнения в лазанье и перелезании; упражнения на ориентировку без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба, бег умеренной интенсивности; метание малых мячей; прогулки на свежем воздухе в нормированном темпе (Ермаков, Якунин, 1990).
При выполнении более сложных физических упражнений дети делятся по клиническим формам нарушения зрения (по А. Н. Гнеушевой, 1990) на две группы:
- первую группу составляют
дети с близорукостью,
- во вторую группу
входят дети с атрофией
В качестве примера мы приводим подборку игр для слепых и слабовидящих детей, рекомендованных Е.Н. Горошниковым и М.М. Ивановым (1986), Д.М. Маллаевым (2002), Л.Б. Самбикиным (1961).
Игры и игровые упражнения для совершенствования ходьбы
Данные игры и упражнения предназначены для детей 5–9 лет и способствуют совершенствованию самостоятельной ходьбы.
Игра 1. "Пойдем на прогулку"
Цель игры: совершенствовать ходьбу в парах (слепой и слабовидящий).
Перед началом игры педагог объясняет детям, что идти надо дружно, не тянуть друг друга, не останавливаться, чтобы не столкнуться с другими парами и предлагает самим выбрать пару. Во время ходьбы он ориентирует детей в пространстве и следит за их осанкой. Дети в парах двигаются по площадке в различных направлениях (по кругу, с поворотом в обратную сторону), у каждой пары есть погремушка или колокольчик. Условия игры можно варьировать:
слепой ребенок держит свою руку на плече слабовидящего;
слепой идет рядом, слабовидящий задает озвученной игрушкой темп движения;
игроки стоят на расстоянии 10-15 м друг против друга, у слабовидящего ребенка в руке погремушка. Он зовет своего слепого товарища звонок погремушки.
Игра 2. "Воздушный шар"
Цель игры: совершенствовать ходьбу по кругу, держась за руки.
Педагог эмоционально рассказывает о разноцветных шарах, больших и маленьких, предлагая в зависимости от количества детей образовать маленький или большой шар. Дети берутся за руки, образуя хоровод, затем по команде педагога, постепенно расширяя круг, отходят на расстояние вытянутых рук, произнося:
Раздувайся, наш шар, раздувайся большой!
Оставайся такой, да не лопни!
При словах педагога «шар лопнул» дети опускают руки, произносят «хлоп» и приседают; при словах «воздух из шара выходит» они медленно встают и сходятся к центру, издавая звук «ш-ш-ш». Задача педагога следить за синхронностью выполнения детьми команд.
Игра 3. "Солнышко"
Цель игры: совершенствовать ходьбу по кругу с ритмом, акцентируя движения.
Дети образуют круг («солнышко вышло»), взявшись за руки, идут по кругу, произнося:
Смотрит солнышко в окошко,
Топ-топ-топ-топ! (топают ногами)
Мы захлопаем в ладошки (опускают руки);
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши).
Педагог во время игры следит, чтобы все дети одновременно топали ногами, акцентируя постановку ног, одновременно останавливались и хлопали в ладоши, следили за постановкой ног, осанкой, соблюдали дистанцию. По сигналу педагога направление движения может меняться.
Игра 4. "Каравай"
Цель игры: совершенствовать ходьбу по кругу с остановками и различными положениями стойки.
С помощью считалки дети выбирают водящего и образуют круг. Водящий становится в середину круга и говорит:
Как на Колины именины (дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят вместе с водящим)
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины (останавливаются, поднимаются на носки, прямые руки вверх).
Вот такой низины (приседают на корточки, руки вниз).
Вот такой ужины (сходятся к центру круга, руки вперед).
Вот такой ширины (отходят назад, руки в стороны).
Каравай, каравай (хлопают в ладоши, идут на месте).
Кого хочешь выбирай! (Водящий выбирает из круга одного товарища, а сам становится на его место).
Игра возобновляется.
Игра 5. "Паровоз"
Цель игры: совершенствовать ходьбу друг за другом в колонне по двое.
Педагог выбирает машиниста среди слабовидящих детей и помощника среди слепых. Помощник берет машиниста за руку, другие дети становятся за ними, держась двумя руками за пояс впереди-стоящего. По сигналу педагога «Поезд тронулся» дети двигаются вперед, акцентируя постановку ног, со словами «чу-чу-чу-чу!» и едут до станции, которую называет или предлагает назвать детям педагог. Например: «Луг», «Лес», «Озеро». На каждой станции дети выходят из поезда, выполняют (импровизируют) различные действия: на лугу собирают цветы, ловят бабочек; в лесу собирают грибы, ягоды, бегают, ходят парами; на озере ловят рыбу, набирают воду, чтобы заправить паровой котел и т.д. После каждой станции садятся в поезд и продолжают движение. Педагог следит, чтобы не расцеплялись вагоны и пассажиры сходили с поезда только на станции, дает установку на различные импровизированные движения, поощряет творчество детей в них.
В теоретических исследованиях
об особенностях развития физических
качеств у инвалидов с нарушени
Изучена характеристика детей с нарушением зрения, развития физических качеств и адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения.
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Доказано, что с помощью игр и физических упражнений развиваются физические качества детей с нарушением зрения. По данной проблеме была подобрана методика подвижных игр для развития двигательных качеств детей с нарушением зрения. Игры помогают избавиться от комплекса «неполноценности», обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, создают положительный эмоциональный фон.
Список литературы:
Информация о работе Особенностей развития физических качеств детей с нарушением зрения