Особенностей развития физических качеств детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Человечество, на протяжении ближайших прошедших лет, увлеклось изучением точных наук, компьютерной техникой и нанотехнологиями! Большая часть родителей желают видеть в своих детях, в будущем, успешных предпринимателей, финансистов, юристов, докторов, педагогов и в других достойных сферах деятельности. Я с ними полностью солидарен, к этому нужно стремится! Но на ранних стадиях, в мерах разумного воздействия родителей, естественно ранее изучив упражнения, следуя указаниям врача стоит уделить достойное внимание физическому развитию ребенка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования………….………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора………………………………………………………………………6
1.2. Классификация нарушений зрительного анализатора…………..9
1.3. Особенности формирования двигательных навыков у слабовидящих детей……………………………………………….…………….13
Глава 2. Современные методики коррекции нарушений двигательной сферы у слабовидящих детей…………………………………………………17
2.1. Координационные способности у слабовидящих детей………….17
2.2. Методики, направленные на коррекцию двигательных нарушений у слабовидящих детей……………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Кур.раб Семак.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Игра должна соответствовать  возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют. При выборе инвентаря для детей  с ослабленным зрением нужно  отдать предпочтение яркому и красочному, используя цвета (зеленый, красный, оранжевый, желтый), наиболее благоприятно действует на зрительное восприятие.

Примерный комплекс утренней гимнастики

для старшеклассников (занятия на открытом воздухе)

Упражнение 1.

Ходьба 150-200 м.

Упражнение 2.

Медленный бег 6 – 10 минут + ходьба 100-150 м.

Упражнение 3.

И. п. (исходное положение): основная стойка. Руки в стороны. Медленное  поднимание рук вверх (вдох) и опускание  через стороны вниз (выдох); рывки  руками в различных плоскостях; вращения рук (каждое упражнение по 6 – 8 раз).

 

Упражнение  4.

И. п.: сидя на скамейке, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны  вперед-назад, повороты туловища направо  – налево (8 – 10 раз).

Упражнение 5.

И. п.: основная стойка. Приседания (2 серии по 10 раз); махи правой и левой  ногой в переднезаднем и боковом направлениях (по 10-12 раз).

Упражнение 6.

И. п.: лежа на спине. Поднимание и опускание ног до 10 – 15 раз.

Упражнение 7.

И. п.: основная стойка. Руки на пояс, подскоки на двух ногах (2 серии  по 1 минуте).

Упражнение 8.

Ходьба на месте.

Физкультминутки на уроках

Длительность физкультминуток 2 – 3 минуты. В младших классах  желательно их проводить на 2 – 4 уроках, а в старших  –  на последних уроках. В комплекс включается 3 – 4 упражнения для мышц кисти и рук, ног и туловища. При выполнении упражнений особое внимание необходимо обращать на дыхание. В младших и средних классах упражнения выполняются под руководством учителя, а в старших  –  можно привлекать самих школьников.

 

 

Примерный комплекс упражнений для физкультминутки:

Упражнение 1.

И, п.: встать на шаг в  сторону от стола.

Руки вперед, вверх, к  плечам (8 – 10 раз).

Упражнение 2.

И. п.: руки за голову. Повороты туловища вправо-влево (6 – 8 раз).

Упражнение 3.

И. п.: основная стойка. Полуприседы (10 раз).

Упражнение  4.

И. п.: руки на пояс. Наклоны  туловища вперед-назад (5 – 6 раз).

Содержание комплекса  упражнений на уроках труда несколько  отличается от комплексов, выполняемых  на других уроках. На уроках труда, помимо упражнений общеразвивающего характера (движения рук и ног, наклоны и повороты туловища), выполняются, если позволяют условия, ходьба и бег на месте.

 

Виды упражнений, рекомендуемые 

для включения в программу самостоятельных занятий

(Сермеев,1987)

При специально направленной работе по проведению самостоятельных тренировочных занятий можно охватить почти всех учащихся систематическими (по 5–6 раз в неделю – 2 учебных урока, 1 соревнование или прогулка, 2 самостоятельных занятия) занятиями физическими упражнениями.

Упражнение 1.

Медленный бег. Продолжительность его (со скоростью 7 – 9 минут на 1 км) на начальном этапе 5 – 10 минут. С каждой неделей продолжительность увеличивается: для мальчиков младшего школьного возраста – 7 – 10 минут, среднего – 10–15 и старшего – 20–30 минут, а для девочек соответственно 7–10, 10–12 и 15–20 минут.

Упражнение 2.

Упражнения на силу мышечных групп: без предметов, с использованием собственного веса тела и с небольшими отягощениями.

Упражнение 3.

Упражнения на растягивание (гибкость).

Упражнение 4.

Упражнения на точность пространственного, временного и силового параметров движения.

 

Упражнение 5.

Упражнения на равновесие.

Упражнение 6.

Упражнения на прыгучесть.

Упражнение 7.

Метание: малых мячей  на дальность, точность; набивных мячей, мешочков.

Упражнение 8.

Гимнастические упражнения, предусмотренные в программе по физкультуре (вольные упражнения, общеразвивающие упражнения, висы, упоры на снарядах, «ласточка», передвижение по бревну с движениями рук, лазанье, перелезание и др.).

Упражнение 9.

Техника волейбола, совершенствование: верхняя передача, подачи и т.д.

Упражнение 10.

Броски баскетбольного мяча в корзину.

Упражнение 11.

Попеременный двухшажный ход на лыжах. Длительность лыжной прогулки 25 – 50 минут.

Упражнение 12.

Парная игра в бадминтон: подачи, приемы волана и т. д.

Упражнение 13.

Игра в настольный теннис.

Также в специализированных учреждениях необходимо проводить уроки физической культуры с учетом специфики контингента. В программах по физической культуре заменяются некоторые виды упражнений, изменены нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим нагрузкам, формированию навыков пространственной ориентировки и коррекции движений, обусловленных слабовидением и слепотой.

Задачи и содержание физического воспитания слепых и слабовидящих детей те же, что и в общеобразовательных школах, но при этом учитываются особенности их физического развития, обусловленные нарушениями зрения, вторичными отклонениями в формировании движений и пространственно-ориентировочной деятельности.

Для всех детей с нарушением зрения независимо от возраста рекомендованы следующие упражнения: построения и перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения с мячом, упражнения по исправлению и правильному формированию осанки; упражнения на координацию, точность, равновесие; ритмические занятия; упражнения в лазанье и перелезании; упражнения на ориентировку без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба, бег умеренной интенсивности; метание малых мячей; прогулки на свежем воздухе в нормированном темпе (Ермаков, Якунин, 1990).

При выполнении более  сложных физических упражнений дети делятся по клиническим формам нарушения  зрения (по А. Н. Гнеушевой, 1990) на две группы:

- первую группу составляют  дети с близорукостью, изменением  глазного дна, подвывихом хрусталика, косоглазием. Таким детям противопоказаны упражнения в статических напряжениях больших групп мышц со значительным нервно-мышечным отягощением (прыжки в высоту и длину, соскоки со снарядов, стойки на плечах, голове, руках, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижения на лыжах, коньках).

- во вторую группу  входят дети с атрофией зрительного  нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Они  могут выполнять все упражнения программы по физкультуре в дошкольных учреждениях и в школах для слепых и слабовидящих детей, но следует помнить, что во всех случаях слепые и слабовидящие нуждаются в осторожном подходе к занятиям физкультурой.

 

 

В качестве примера мы приводим подборку игр для слепых и слабовидящих детей, рекомендованных Е.Н. Горошниковым и М.М. Ивановым (1986), Д.М. Маллаевым (2002), Л.Б. Самбикиным (1961).

Игры и игровые упражнения для совершенствования ходьбы

Данные игры и упражнения предназначены для детей 5–9 лет и способствуют совершенствованию самостоятельной ходьбы.

Игра 1. "Пойдем на прогулку"

Цель игры: совершенствовать ходьбу в парах (слепой и слабовидящий).

Перед началом игры педагог  объясняет детям, что идти надо дружно, не тянуть друг друга, не останавливаться, чтобы не столкнуться с другими парами и предлагает самим выбрать пару. Во время ходьбы он ориентирует детей в пространстве  и  следит за их осанкой. Дети в парах двигаются по площадке в различных направлениях (по кругу, с поворотом в обратную сторону), у каждой пары есть погремушка или колокольчик. Условия игры можно варьировать:

слепой ребенок держит свою руку на плече слабовидящего;

слепой идет рядом, слабовидящий задает озвученной игрушкой темп движения;

игроки стоят на расстоянии 10-15 м друг против друга, у слабовидящего ребенка в руке погремушка. Он зовет своего слепого товарища звонок погремушки.

Игра 2. "Воздушный шар"

Цель игры: совершенствовать ходьбу по кругу, держась за руки.

Педагог эмоционально рассказывает о разноцветных шарах, больших и маленьких, предлагая в зависимости от количества детей образовать маленький или большой шар. Дети берутся за руки, образуя хоровод, затем по команде педагога, постепенно расширяя круг, отходят на расстояние вытянутых рук, произнося:

Раздувайся, наш шар, раздувайся большой!

Оставайся такой, да не лопни!

При словах педагога «шар лопнул» дети опускают руки, произносят «хлоп» и приседают; при словах «воздух из шара выходит» они медленно встают и сходятся к центру, издавая звук «ш-ш-ш». Задача педагога следить за синхронностью выполнения детьми команд.

Игра 3. "Солнышко"

Цель игры: совершенствовать ходьбу по кругу с ритмом, акцентируя движения.

Дети образуют круг («солнышко  вышло»), взявшись за руки, идут по кругу,  произнося:

Смотрит солнышко в окошко,

Топ-топ-топ-топ! (топают ногами)

Мы захлопаем в ладошки (опускают руки);

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп (хлопают  в ладоши).

Педагог во время игры следит, чтобы все дети одновременно топали ногами, акцентируя постановку ног, одновременно останавливались и хлопали в ладоши, следили за постановкой ног, осанкой, соблюдали дистанцию. По сигналу педагога направление движения может меняться.

Игра 4. "Каравай"

Цель игры: совершенствовать ходьбу по кругу с остановками и различными положениями стойки.

С помощью считалки дети выбирают водящего и образуют круг. Водящий становится в середину круга и говорит:

Как на Колины именины (дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят вместе с водящим)

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины (останавливаются, поднимаются на носки, прямые руки вверх).

Вот такой низины (приседают  на корточки, руки вниз).

Вот такой ужины (сходятся к центру круга, руки вперед).

Вот такой ширины (отходят  назад, руки в стороны).

Каравай, каравай (хлопают  в ладоши, идут на месте).

Кого хочешь выбирай! (Водящий выбирает из круга одного товарища, а сам становится на его место).

Игра возобновляется.

Игра 5. "Паровоз"

Цель игры: совершенствовать ходьбу друг за другом в колонне по двое.

Педагог выбирает машиниста  среди слабовидящих детей и помощника среди слепых. Помощник берет машиниста за руку, другие дети становятся за ними, держась двумя руками за пояс впереди-стоящего. По сигналу педагога «Поезд тронулся» дети двигаются вперед, акцентируя постановку ног, со словами «чу-чу-чу-чу!» и едут до станции, которую называет или предлагает назвать детям педагог. Например: «Луг», «Лес», «Озеро». На каждой станции дети выходят из поезда, выполняют (импровизируют) различные действия: на лугу собирают цветы, ловят бабочек; в лесу собирают грибы, ягоды, бегают, ходят парами; на озере ловят рыбу, набирают воду, чтобы заправить паровой котел и т.д. После каждой станции садятся в поезд и продолжают движение.  Педагог следит, чтобы не расцеплялись вагоны и пассажиры сходили с поезда только на станции, дает установку на различные импровизированные движения, поощряет творчество детей в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

 

В теоретических исследованиях  об особенностях развития физических качеств у инвалидов с нарушением зрения мы опирались на следующие положения: нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. Физические упражнения и игры эффективно развивают физические качества инвалидов с нарушением зрения и приобщают их к нормальной личной и общественной жизни.

Изучена характеристика детей с нарушением зрения, развития физических качеств и адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего  развития и воспитания незрячих и  слабовидящих детей. Доказано, что с  помощью игр и физических упражнений развиваются физические качества детей  с нарушением зрения. По данной проблеме была подобрана методика подвижных игр для развития двигательных качеств детей с нарушением зрения. Игры помогают избавиться от комплекса «неполноценности», обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, создают положительный эмоциональный фон.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.—Л.: Из-во ЛГУ, 1961.—Гл. 1-2.—455с.
  2. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессе познания и труда.—М.: Из-во АПН РСФСР, 1959.—Гл.1.
  3. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях.—Спб,1889.—С. 69.
  4. Буткина Г.А. Некоторые вопросы затруднения социально-психологической адаптации взрослых слепых//Дефектология.—1977.—№6.
  5. Виллей П. Педагогика слепых: Пер. с франц./Под. ред. Гандера.—М.: Учпедгиз, 1936.—С. 70-71.
  6. Вишев И.В. Некоторые проблемы социально-психологической реабилитации незрячего преподавателя в ВУЗе//Материалы научно-практической конференции незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС, 1983.—С. 27.
  7. Выготский Л.С. К психологии и педагогики детской дефектности.—Дефектология.—1974.—№3.—С.71-76.
  8. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка.// Соб. соч.—М.: Педагогика, 1982.—Т.5.
  9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.—М.: Из-во АПН РСФСР, 1960.—С.55-57.
  10. Выготский Л.С. Слепой ребёнок.// Собр. соч.—М.: Педагогика, 1983.—Т.5.
  11. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для ВУЗов.—М.: Из-во Юристъ, 1996.—631 с.
  12. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.—М.: Просвещение, 1956.—Гл. I-III/
  13. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения.—М.: Просвещение, 1973.—Гл. I-III/
  14. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981.—С.3-18.
  15. Зотов А.И. Очерк по теории зрительных ощущений.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1971.—Гл. 1—3.—164с.
  16. Зотов А.И., Зотов Л.А. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых и слабовидящих школьников.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981.—С.69-83.
  17. Киселёв В.Н. Из опыта обучения незрячих студентов на математических факультетах ЛГУ//Опыт работы незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС,1983.—С. 27.
  18. Коваленко Б.И. Возвращение ослепших к трудовой жизни.—М.: Учпедгиз, 1946.—191 с.
  19. Кондратов А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1985.—Гл. 3.—208 с.

Информация о работе Особенностей развития физических качеств детей с нарушением зрения