Особенностей развития физических качеств детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Человечество, на протяжении ближайших прошедших лет, увлеклось изучением точных наук, компьютерной техникой и нанотехнологиями! Большая часть родителей желают видеть в своих детях, в будущем, успешных предпринимателей, финансистов, юристов, докторов, педагогов и в других достойных сферах деятельности. Я с ними полностью солидарен, к этому нужно стремится! Но на ранних стадиях, в мерах разумного воздействия родителей, естественно ранее изучив упражнения, следуя указаниям врача стоит уделить достойное внимание физическому развитию ребенка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования………….………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора………………………………………………………………………6
1.2. Классификация нарушений зрительного анализатора…………..9
1.3. Особенности формирования двигательных навыков у слабовидящих детей……………………………………………….…………….13
Глава 2. Современные методики коррекции нарушений двигательной сферы у слабовидящих детей…………………………………………………17
2.1. Координационные способности у слабовидящих детей………….17
2.2. Методики, направленные на коррекцию двигательных нарушений у слабовидящих детей……………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Кур.раб Семак.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

4) Патология зрительного  нерва

Из заболеваний зрительного  нерва, приводящих к слепоте и  слабовидению, чаще всего встречаются  воспаление и атрофия зрительного  нерва.  Неврит (воспаление) зрительного  нерва может происходить в  различных его участках. Если воспалена внутриглазная часть нерва(его головка), то такой неврит называется интрабульбарным, если воспален участок от глазного яблока до хиазм, то – ретробульбарным. В первом случае причинами возникновения являются осложнения общей инфекции организма: тонзиллит, кариес, гайморит, синусит и др. воспалительные процессы, во втором к ним добавляется нисходящая инфекция при заболеваниях головного мозга. При невритах снижается острота зрения и цветовосприятие. На ранних стадиях заболевания применяют лечение антибиотиками, при неправильном лечении или его отсутствии неврит может привести к атрофии нерва. При атрофии гибнут нервные волокна, на глазном дне становится отчетливо виден бледный диск с четкими границами, а в результате может развиться полная слепота.

Могут встречаться токсические  поражения зрительного нерва  метилалкоголем, табаком, свинцом, хинином, сероуглеродом и сульфаниламидными препаратами

5) Патология глазодвигательного  аппарата 

Наиболее распространенными  заболеваниями глазодвигательного аппарата являются косоглазие и нистагм.

Косоглазие характеризуется  отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения, что в значительной степени ограничивает ребенка в выборе будущей профессии, а также неблагоприятно сказывается на психике ребенка, формировании его характера. Это проблема продолжает оставаться крайне острой в связи с широкой распространенностью патологии. В России косоглазие отмечается у 1,5 – 3,5 % детей (Ковалевский,1991; Демирчоглян, 2000;  Глазные болезни…, 2006).

От истинного косоглазия следует отличать мнимое и скрытое  косоглазие. Скрытое косоглазие (гетерофория) характерно для 70 – 80 % здоровых людей. При гетерофории отсутствует  идеальное равновесие функций глазодвигательных мышц, однако симметричное положение глаз сохраняется благодаря бинокулярному слиянию зрительных образов обоих глаз. Мнимое косоглазие проявляется в наличии у большинства людей небольшого угла (3 – 4°) между оптической и зрительными осями глаза, но бинокулярное зрение при этом сохраняется.

Причины косоглазия могут  быть различны:

- снижение зрения одного из глаз;

- нарушение состояния глазных мышц;

- нарушение взаимоотношений аккомодации и конвергенции и другие.

1.3. Особенности формирования двигательных навыков у слабовидящих детей.

Развитие  физических качеств детей младшего возраста протекает неравномерно, скачкообразно. Знание этих особенностей позволяет целенаправленно воздействовать на их развитие средствами физического воспитания. По данным исследования А.В. Склярова, в возрасте 7-10 лет наблюдается усиленный рост ребенка. В 11-13 лет - замедление роста и его стабилизация, в 14-17 лет - снижение достигнутого уровня. Задачи воспитания: в период усиленного роста детей развивать двигательные навыки, а когда навыки стабилизируются или показатели их снижаются, поддержать достигнутый уровень развития. Младший школьный возраст (7-10 лет) характеризуется некоторым замедлением роста тела в длину (2-4 см в год) и усилением общего развития организма; вес тела увеличивается на 2-4 кг в год, окружность грудной клетки - на 2-4 см. Физиологи называют этот возрастной отрезок "периодом округления". В этот период значительно увеличиваются мышцы, благодаря чему возрастает их сила, повышается рабочая мощность сердца и легких, однако до окончательного развития этих органов еще далеко. Мышца сердца не обладает достаточной силой, регуляторные механизмы сердечнососудистой системы находятся в стадии становления. Физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса: 90-100 ударов в минуту в покое, 140-170 ударов при выполнении упражнений. Частота дыхания у младших школьников повышена до 20-22 раз в мин. Поверхностное дыхание - одна из отличительных черт работы дыхательной системы младших школьников. У детей этого возраста кровь насыщается кислородом хуже, чем у взрослого. Можно представить себе, каким трудным испытанием для организма ребёнка является работа на выносливость - длительная интенсивная мышечная нагрузка. У детей больше, чем у взрослых, расход энергии при выполнении одной и той же мышечной работы. Поэтому дети относительно быстро устают и дольше восстанавливаются. По данным С.Ф. Годунова (1968), основное увеличение сводов стопы происходит в 6-8 лет и к 10-12 годам она становится сравнительно стабильной. У детей младшего школьного возраста отлично развивается гибкость, что объясняется большим количеством хрящевой ткани в межкостных соединениях. Этим следует воспользоваться. С другой стороны, пластичность детского скелета требует осторожности в использовании силовых упражнений; целесообразно уделять больше внимания формированию правильной осанки. Изгибы позвоночника у детей в этом возрасте ещё в стадии формирования. Неправильное положение тела, головы изменяет кривизну позвоночника и может привести к нарушениям осанки. Желательно избегать в занятиях больших нагрузок на позвоночник, при которых на него оказывается вертикальное давление (подъем штанги, тяжести и т.д.). В младшем школьном возрасте заканчивается формирование отделов головного мозга, управляющих движениями. Ребенок становится способным выполнять довольно сложные по координации движения. Для этого возраста характерна большая потребность в активной двигательной деятельности. Движение является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. Функция движения стимулирует активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, корректирует и компенсирует, способствует повышению общей работоспособности организма. Движения доставляют детям удовольствие, они стремятся использовать любую возможность, чтобы побегать, покричать. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений. Совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Ребенка нужно научить прослеживать движение в пространстве. Особенность восприятия младших школьников - в зависимости от степени поражения зрительных функций - нарушена целостность восприятия, отмечается избирательность восприятия, которая ограничивается узким кругом интересов. А.Г. Литвак отмечает, что при патологии зрения затрудняется образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. При тотальной слепоте большая часть предметов, объектов, явлений не может быть адекватно воспринята визуально. В связи с этим доминирующее положение занимают слуховое и осязательное восприятие. Однако следует отметить, что приоритет тому или другому виду восприятия отводится в зависимости от характера деятельности, в которой принимает участие индивид. В младшем школьном возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и движений; слова для незрячих детей служат ориентиром, они могут привлекать внимание учащихся. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или не связанные между собой элементы движений. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением. Много затруднений возникает у них в ориентировании в пространстве спортзала, школы и т.д. Младшие школьники со сниженным зрением часто путают правую и левую стороны. Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов, у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. Этот период - один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Это время привития навыка правильной осанки для развития многих физических качеств: координации движений, силы, выносливости, гибкости, пространственных представлений. Как известно из публикаций М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, Л.А. Семенова и др., тяжелый зрительный дефект ещё в ранний период жизйи ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность; приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправильное положение стоп. Анализ специальной методической литературы дает основание отметить, что уровень физического развития и физической подготовленности детей с депривацией зрения значительно отстает от нормальновидящих сверстников. Отставание в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего школьного возраста составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), наши исследования 1997 года показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ = 1.600 куб. см., а у нормально видящих-1.800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита.

По данным ряда авторов (цит. по Р.Н. Азаряну) у слабовидящих школьников показатели кистевой динамометрии ниже на 28,1 %, чем у нормально видящих сверстников; в показателях гибкости они уступают нормально видящим в среднем на 12-15 %. Б.В. Сермеев (1984) и Л.Ф. Касаткин (1967, 1970) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Показатели кистевой силы на 28,1 % ниже, чем у зрячих школьников.

По данным Е.И. Ливадо, А.К. Акимовой и А.А. Габриеляна, Р.Н. Азаряна (1989) у слепых и слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8 %. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх. Поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. Наличие первичного дефекта не говорит о том, что у аномального ребенка должен развиться вторичный дефект. Это зависит от социальных условий развития ребенка и от многих других факторов, описанных выше. Наша задача - предупредить развитие вторичных отклонений опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства ЛФК.

2.1. Координационные  способности у слабовидящих детей.

Известно, что дети, имеющие  нарушения зрения, отличаются от своих сверстников по уровню физического развития и состоянию здоровья. Так, нарушение осанки у слепых и слабовидящих мальчиков составляет 59,2%, у девочек 58%, тогда как у нормально видящих соответственно 20% и 14% (Ермаков, Якунин, 1990). Наиболее выражены отклонения у учащихся старших классов. Длина тела у слепых и слабовидящих к 17 годам меньше в среднем на 5 – 5,5 см по сравнению с нормой,  масса тела ниже у слепых и слабовидящих подростков на 4 – 5% по сравнению с нормой; у юношей и девушек масса на 6 – 7% меньше, чем у сверстников. Окружность грудной клетки у слепых и слабовидящих подростков в среднем на 4,8 см меньше, чем у нормальновидящих (Ермаков, Якунин, 1990).

В свою очередь, Демирчоглян (2000) отмечает, что у большинства слабовидящих школьников существует аномальный зрительно - двигательный навык, проявляющийся в склонении головы над столом во время чтения на расстояние менее 10 см от поверхности. Чаще это встречается у школьников первых и третьих классов. В дальнейшем интенсивность выраженности навыка может резко прогрессировать, что, вероятно, связано с прогрессированием вторичного дефекта – кифотическая деформация позвоночника, наблюдающаяся у 87% слабовидящих школьников. Установлена прямая корреляция между интенсивностью выраженности наклона головы при чтении и письме и нарушениями развития зрения.

Также известно, что для  слепых и слабовидящих детей характерна гиподинамия, что, в свою очередь, приводит к нарушению осанки, появлению избыточной массы тела, ухудшению зрения. Недостаточная активность снижает функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма, в результате появляется неадекватная реакция на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких. С возрастом показатели физического развития у слепых и слабовидящих увеличиваются, однако более медленно по сравнению со сверстниками с нормальным зрением. У слепых и слабовидящих детей отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у таких детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже.

На выраженность отклонений в физическом развитии влияет возраст  снижения или потери зрения: чем в более раннем возрасте это произошло, тем более выраженные отклонения в развитии у таких детей. Также еще более выраженное отставание у детей с нарушением зрения отмечается в формировании двигательных качеств. Так, слепота и слабовидение отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Развитие этой функции происходит неравномерно на разных возрастных этапах. Эта неравномерность часто выражена в старшем возрасте. Так, в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у слепых и слабовидящих развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. Выраженное отставание у слепых и слабовидящих детей отмечается в прыжках с места, координации, точности движений, причем на всех этапах развития, что, возможно, связано с пространственно-ориентировочной деятельностью. У слепых и слабовидящих отмечаются задержки в развитии статической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слепых и слабовидящих статическая выносливость продолжает развиваться до 17 лет.

Единственным выходом  из сложившейся ситуации является применение в специализированных учреждениях  физических упражнений. Для этого составляются комплексы специально направленных коррекционных занятий, включающих развитие координации, точности и ловкости движений. К таким комплексам относятся гимнастика до занятий, физкультурные минутки, подвижные перемены, спортивные часы и дни здоровья.

Демирчоглян (2000) рекомендует  применять в специализированных (коррекционных) школах следующие формы физического воспитания:

- гимнастика до занятий;

- физкультурные минутки  на уроках;

- игры и спортивные  развлечения на больших переменах.

- ежедневные часовые  занятия физическими упражнениями  в свободное время по специальной  программе;

- участие в соревнованиях  по доступной программе;

- индивидуальные формы занятий: гигиеническая гимнастика  и  самостоятельные занятия физической культурой.

Ежедневная  утренняя гимнастика

Рекомендуется проводить  каждый день перед началом первого  урока в течение 10-12 минут под руководством учителя физической культуры или специалиста по адаптивной физической культуре. Следует менять комплекс упражнений через 3 – 5 недель, поэтому на учебный год нужно разработать 7 – 8 комплексов упражнений утренней гимнастики.

Выполнение комплекса  начинается с ходьбы на месте (в помещении), а на открытом воздухе  –  с ходьбы по кругу. После ходьбы можно дать медленный бег по дорожке площадки. Длительность бега с каждым месяцем постепенно увеличивается. На первых этапах медленный бег целесообразно чередовать с ходьбой: 10м медленной ходьбы и 50 м бега. Осенью этот комплекс повторяется 3 – 4 раза, а затем доводится до 7 – 8, в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья занимающихся.

Весной в программу  утренней гимнастики (при проведении на открытом воздухе) можно включить медленный бег. Продолжительность медленного бега должна составлять 4 – 6 минут для детей младшего, 5 – 6  –  для среднего и 6 – 8  –  для старшего школьного возраста. Для выполнения медленного бега школьники объединяются в группы, составленные с учетом физической подготовленности детей. После бега они собираются в круг для выполнения комплекса развивающих упражнений. В комплекс включаются упражнения, направленные на разогревание различных мышечных групп. Обязательными составными частями комплекса являются упражнения: для мышц верхнего плечевого пояса, мышц тазового пояса, туловища (наклоны, повороты), коррекции недостатков типичных отклонений в физическом развитии детей.

 

2.2. Методики, направленные  на коррекцию двигательных нарушений у слабовидящих детей.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего  развития и воспитания незрячих и  слабовидящих детей. Ребенок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую  игру, только слабовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой. Игры должны быть адаптированы к особенностям таких детей. Важное условие организации игр с незрячими и слабовидящими детьми – четкое взаимодействие педагогов, воспитателей и врачей. С помощью данных медицинской диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны, а какие нет. Воспитателям и педагогам надо знать содержание игры и ее воздействие на функциональное состояние организма детей, учитывать отклонения в физическом развитии ребенка.

Информация о работе Особенностей развития физических качеств детей с нарушением зрения