Особенностей развития физических качеств детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Человечество, на протяжении ближайших прошедших лет, увлеклось изучением точных наук, компьютерной техникой и нанотехнологиями! Большая часть родителей желают видеть в своих детях, в будущем, успешных предпринимателей, финансистов, юристов, докторов, педагогов и в других достойных сферах деятельности. Я с ними полностью солидарен, к этому нужно стремится! Но на ранних стадиях, в мерах разумного воздействия родителей, естественно ранее изучив упражнения, следуя указаниям врача стоит уделить достойное внимание физическому развитию ребенка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования………….………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора………………………………………………………………………6
1.2. Классификация нарушений зрительного анализатора…………..9
1.3. Особенности формирования двигательных навыков у слабовидящих детей……………………………………………….…………….13
Глава 2. Современные методики коррекции нарушений двигательной сферы у слабовидящих детей…………………………………………………17
2.1. Координационные способности у слабовидящих детей………….17
2.2. Методики, направленные на коррекцию двигательных нарушений у слабовидящих детей……………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Кур.раб Семак.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования………….………………6

1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора………………………………………………………………………6

1.2. Классификация нарушений зрительного анализатора…………..9

1.3. Особенности формирования двигательных навыков у слабовидящих детей……………………………………………….…………….13

Глава 2. Современные методики коррекции нарушений двигательной сферы у слабовидящих детей…………………………………………………17

2.1. Координационные способности у слабовидящих детей………….17

2.2. Методики, направленные на коррекцию двигательных нарушений у слабовидящих детей……………………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………………….29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность. Человечество, на протяжении ближайших прошедших лет, увлеклось изучением точных наук, компьютерной техникой и нанотехнологиями! Большая часть родителей желают видеть в своих детях, в будущем, успешных предпринимателей,  финансистов, юристов, докторов, педагогов и в других достойных сферах деятельности. Я с ними полностью солидарен, к этому нужно стремится! Но на ранних стадиях, в мерах разумного воздействия родителей, естественно ранее изучив упражнения, следуя указаниям врача стоит уделить достойное внимание физическому развитию ребенка. В следствии чего, будет происходить формирование:  «врожденных (унаследованных генетических) морфофункциональных качеств, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности» как Л.П.Матвеев в 1991 году охарактеризовал, физические качества. Зрение и движение неразрывны. И действительно, глаза – самый  подвижный наш орган. Еще И.М. Сеченов, отец русской физиологии, тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но и являются также механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.

Дефицит движений в жизни  современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного  аппарата. Яркий пример этого - близорукость (миопия), которая формируется, как  оказалось, в школьные годы преимущественно  у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места.

Плохое зрение - чаще всего  зависит от ослабления аккомодациональной (цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза. Возникает вопрос какие же конкретные специальные движения и упражнения могут быть рекомендованы для профилактики подобных  нарушений работы глаза?

  Поэтому, предметом нашего научного исследования стали особенности физического развития слепых детей, которые могут дать основание профилактическим действиям для минимизирования их патологий и максимально приблизить к нормальному жизненному ориентированию, которое будет эффективным и сможет выполнять компенсаторную и интегративную функции.

      Объект  исследования:  процесс физического воспитания в коррекционной школе 3-4 вида.

Предмет исследования:   методики, направленные на развитие  физических качеств у слабовидящих детей.

Цель  исследования – изучение особенностей развития  физических качеств  детей с нарушением зрения.

     То есть, цель настоящего исследования — обосновать возможность физической подготовки инвалидов по зрению несмотря на их сложности с визуальным восприятием окружающего мира; выявление тех специфических психических особенностей слепых и слабовидящих детей, которые дают нам право говорить о возможности и обязательности поиска упражнений на восстановление физических качеств, которые могут способствовать достижению оптимальной полноценной жизнедеятельности для инвалидов по зрению.

     Поэтому,  в соответствии с поставленной  целью, выделенным объектом и предметом исследования, мы можем сформулировать следующие   задачи настоящего исследования:

Изучить анатомо-физиологические  особенности зрительного анализатора;

Выявить  особенности развития физических качеств детей с отклонениями зрительного восприятия;

Оценить современные  методики коррекции двигательных нарушений  у детей с патологией зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора.

Большей частью своих  структурных элементов, за исключением  круглой формы, глаз сходен с фотокамерой старого образца, причем веко соответствует в нем затвору. Глаз имеет регулируемую диафрагму радужную оболочку, или радужку. Ее отверстие открывается и закрывается автоматически в зависимости от количества падающего света; этим свойством обладают многие современные фотокамеры. В глазу имеется также линза, хрусталик; он состоит из видоизмененных прозрачных эпителиальных клеток, и поэтому он эластичнее стеклянной линзы фотокамеры. Это свойство дает преимущество, ибо хрусталик подвешен так, что активность мышц может изменять его форму и тем самым менять его фокусное расстояние. Поэтому глазу нет надобности укорачиваться или удлиняться при фокусировании предметов, находящихся на разном отдалении, как приходится поступать в фотокамере с жесткой линзой, фиксируемой в определенном положении. В глазу задней и боковым стенкам фотоаппарата соответствует плотная оболочка из соединительной ткани, склера. Эквивалентом светочувствительной пленки, применяемой в фотокамере, в глазу служит оболочка из живых клеток нервного происхождения, сетчатка, которая выстилает не только заднюю, но и боковые стенки глаза. И наконец, как в фотокамере краской зачерняют ее внутренние поверхности, чтобы они не могли отражать свет, подобным же образом в глазу между сетчаткой и склерой, а также на других участках, где это может оказаться полезным, обильно распределен черный пигмент.

Общее строение глаза.

Глаз имеет  почти круглую форму около 2,5 см в диаметре. Он находится в передней части костной глазницы, или орбиты; между глазом и костной стенкой глазницы лежат жир, соединительная ткань, связки, мышцы и железа, вырабатывающая слезную жидкость. Глаз подвешен на связках, причем произвольные мышцы, находящиеся в глазнице (но вне глаза), двигают его таким образом, что он может смотреть вверх и вниз и из стороны в сторону.

Стенка глаза состоит  из трех слоев, которые называются: 1) опорный, 2) средний и 3) сетчатый. Не во всех частях стенки глаза присутствуют все три слоя.

Опорный слой состоит в основном из плотной соединительной ткани. Почти во всем глазу она называется склерой (от греч. склерос- твердый). Склера имеет белую окраску, видимая ее часть образует «белок» глаза. Часть опорного слоя, покрывающая центральный участок переднего отдела глаза, слегка выпуклая и прозрачная; она называется роговицей. За исключением тех точек, где его пронизывают кровеносные сосуды, опорный слой полностью покрывает глаз, кроме одного места сзади, где имеется отверстие, через которое из глазного яблока выходит зрительный нерв.

Средний слой глазной стенки часто называется увеальным (от лат. uva-виноград) слоем, или трактом, потому что, обнажившийся после удаления склеры, он похож на кожицу темного винограда тем, что пигментирован и окружает желеобразное содержимое глаза. Средний слой сильно васкуляри-зирован; поэтому его называют также сосудистой оболочкой глаза.

Стоит определить, что  средний слой лежит на внутренней поверхности опорного слоя. В двух задних третях глаза он состоит только из тонкой оболочки; этот тонкий задний участок называется сосудистой оболочкой (chorioidea). Кроме того, на том же рисунке можно видеть, что ближе к передней части глаза средний слой утолщается и образует так называемое цилиарное тело. В виде утолщенной кромки ткани оно окружает переднюю часть глаза. Отсюда внутрь идут так называемые цилиарные отростки. Средний слой глаза продолжается вперед и составляет радужную оболочку, или радужку (диафрагму глаза). Радужка-это пигментированная часть глаза, которую можно видеть сквозь роговицу; в зависимости от того, какой пигмент она содержит, глаза представляются синими, карими или какого-либо другого цвета. Пигмент в изобилии содержится во всех частях среднего слоя; это способствует светонепроницаемости стенки глаза и снижает отражение. В среднем слое проходят кровеносные сосуды, а его передняя часть содержит гладкую мышцу. Гладкая мышца радужки регулирует диаметр отверстия глаза - его зрачка. Гладкая мышца ресничного тела меняет напряжение ресничного пояска (иногда называемого цинновой связкой хрусталика), но не таким способом, какой можно было бы ожидать на первый взгляд, т.е. ее сокращение не тянет волокна, на которых подвешен хрусталик, а ослабляет их напряжение.

Так глаз аккомодирует свой фокус на ближние предметы. Следовательно, мышца ресничного тела является важным фактором в механизме аккомодации.

Сетчатая оболочка состоит  из двух, слоев: один, выстилающий среднюю  оболочку глаза, пигментирован; второй, который в свою очередь выстилает пигментный слой, состоит из нервной ткани. Последняя не заходит на переднюю часть глаза, так как здесь свет не мог бы фокусироваться на ней. В зрительной части сетчатки содержатся специальные нервные клетки, образующие так называемые палочки и колбочки; это фоторецепторы. Кроме того, в сетчатке находятся тела многих вставочных нейронов и ганглиозных клеток, а также множество нервных волокон. Большинство этих последних сходится в том месте, где зрительный нерв выходит из глаза через склеру.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация нарушений зрительных анализаторов.

Основными видами зрительных нарушений у детей являются  патологии хрусталика, сосудистого тракта, сетчатки, зрительного нерва и глазодвигательного аппарата. Все эти виды патологий относятся к приобретенным и приводят к слабовидению и инвалидности.

1)Патология хрусталика

Наиболее распространенной патологией хрусталика является его  помутнение  –  катаракта. Катаракты  по этиологическому фактору делятся  на две группы: возрастные и осложненные. Возрастные катаракты характерны для лиц пожилого возраста и связаны с изменением питания глазного яблока.  Осложненные катаракты могут возникать в любом возрасте под воздействием внутренних или внешних факторов. К неблагоприятным внутренним факторам, вызывающим осложненную катаракту можно отнести изменения, происходящие в других тканях глаза или общую патологию организма. Тяжелые рецидивирующие воспалительные заболевания глаза, а также дистрофические процессы сопровождаются изменением состава внутриглазной жидкости, которое в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов в хрусталике и развитию помутнений. Наиболее распространенными являются диабетическая (в результате развития диабета), эндокринная (в результате нарушения эндокринной регуляции организма), кахектическая (в результате общего истощения). Такие катаракты способны рассасываться  при удалении причины их возникновения.

Осложненная катаракта  вызванная внешними факторами может  развиваться при механическом, химическом, термическом или лучевом воздействии. Так в результате травмы может образоваться розеточная или лучистая катаракта. Токсическое воздействие на хрусталик оказывают нафталин, таллий, динитрофенол, тринитротолуол и нитрокраски, способные попасть в организм ребенка через дыхательные пути, желудок и кожу. Осложненную катаракту могут вызвать не только токсичные вещества, но также избыток некоторых лекарств, например сульфаниламидов. Также в хрусталике оставляют следы рентгеновские и радиевые лучи, лучи видимой зоны спектра (длина волны от 300 до 700 нм) просолят через хрусталик, не повреждая его.

Нередко помутнение хрусталика у ребенка препятствует попаданию световых лучей на сетчатку, и в результате недостатка света развивается амблиопия.

В начальной стадии развития катаракты осуществляют консервативное лечение для предотвращения быстрого помутнения всего вещества хрусталика. С этой целью назначают закапывания препаратов, улучшающих обменные процессы. Эти препараты содержат цистеин, аскорбиновую кислоту, глутамин и другие ингредиенты. Редкие формы начальных катаракт могут рассосаться, если своевременно будет проведено правильное лечение того заболевания, которое явилось причиной образования помутнений в хрусталике. В большинстве случаев приходится прибегать к хирургическому удалению мутного хрусталика.

2) Патология сетчатки.

Большой процент среди  заболеваний сетчатки составляют дистрофии, дегенерации сетчатки. Дистрофические изменения в сетчатке и ее истончение могут сопровождаться отслойкой сетчатки. Отслойка представляет собой отделение слоя колбочек и палочек от пигментного эпителия сетчатки, возникающее из-за скопления между ними жидкости, что приводит к нарушению питания наружных слоев сетчатки. Она чаще возникает при высокой степени близорукости вследствие травм, чрез мерной физической нагрузки, сотрясения тела. Отслойка может быть дистрофическая, травматическая и вторичная.

Дистрофическая отслойка возникает в связи с разрывом сетчатки, через который под нее проникает жидкость из стекловидного тела.

Травматическая отслойка развивается в результате прямой травмы глазного яблока – контузии и проникающего ранения.

Вторичная отслойка –  это результат различных заболеваний  глаз: новообразований сетчатки, сосудистых поражений, кровоизлияний и тромбозов.

В результате отслойки у ребенка развиваются выпадения в поле зрения, ощущаемые как пелена или завеса. Лечение отслойки сетчатки проводится только хирургическим путем.

3) Патология сосудистого  тракта

К основным  причинам поражения сосудистого тракта относятся заболевания: туберкулез, ревматизм, токсоплазмоз, сифилис, болезни обмена.

Воспалительный процесс  может возникать в радужной оболочке (ирит), в цилиарном теле (циклит) или одновременно в переднем отделе сосудистого тракта (в радужке) и в цилиарном теле (иридоциклит).

К патологии сосудистого  тракта относятся также хориоидит  или задний увеит (воспаление собственно сосудистой оболочки) и панувеит (воспаление всего сосудистого тракта). Дети с этими заболеваниями обучаются в специальных школах для слепых и слабовидящих.

Информация о работе Особенностей развития физических качеств детей с нарушением зрения