Основные закономерности возрастного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Проанализировать причины аномалий и категории аномального развития.
Задачи:
Разобрать проблему причин возникновения психических отклонений в развитии у детей;
Разобрать виды психических отклонений и основные закономерности возрастного развития у детей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. 3
Виды нарушений развития …………………………………………… 4
2. Причины отклонений в развитии ……………………………………..7
3. Основные закономерности возрастного развития ……………………15
Заключение ………………………………………………………………. 31
Литература ……………………………………………………………….. 33

Файлы: 1 файл

конт по кор пед.docx

— 59.80 Кб (Скачать)

При нормальном психическом  развитии к концу этого этапа  наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно  оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка.

Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению – пить из чашки, есть ложкой и т.п.

Формирование психических  функций у ребенка раннего  возраста в значительной степени  зависит от условий среды и  воспитания (в широком смысле). При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью. Наши наблюдения показывают, что развитие этой «взаиморегулирующей» системы «мать– ребенок» составляет основу для формирования всех психомоторных функций у здорового ребенка и особенно у детей с отклонениями в развитии.

Роль упражнений анализаторных  систем в созревании коры головного  мозга была экспериментально доказана многочисленными исследованиями. В частности, еще в 1956 г. Б.Н. Клоссовским и Е.Н. Космарской было показано, что полное одномоментное выключение рецепторов зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов у щенков раннего возраста приводит к замедлению роста мозга. Последующие исследования многих авторов показали, что лишение зрительного, слухового, двигательно-кинестетического анализаторов специфических раздражителей в раннем возрасте, особенно в период их интенсивного формирования, ведет к уменьшению величины корковых отделов, в которых осуществляется анализ и синтез этих раздражителей. Таким образом, поскольку созревание мозга после рождения находится в тесной связи с функционированием анализаторов, особо важное значение приобретает ранняя диагностика сенсорных и двигательных дефектов и их своевременная коррекция.

Особо важная роль в психическом  развитии ребенка принадлежит речи, причем не только в развитии высших форм логического мышления, но и  в формировании восприятия. Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем, психическом развитии.

Наиболее серьезные нарушения  в развитии имеют место при  сложном дефекте. Так, у детей с церебральным параличом двигательные нарушения часто сочетаются с дефектами зрения, слуха, которые при отсутствии ранней коррекционной работы приводят к отставанию в психическом развитии.

Развитие психики ребенка  зависит от его взаимодействия с  внешним миром. Специфика сложного дефекта при детском церебральном параличе накладывает ограничения на это взаимодействие, что является одной из причин нарушений психического развития.

У детей с сенсорными и  двигательными дефектами не развивается  предметное восприятие и с трудом формируются предметные действия,

При нарушениях слуха также  создаются неблагоприятные условия  для психического развития ребенка. В этих случаях отчетливо выражено отставание в развитии речи, затруднено, формирование словесно опосредованных форм памяти, словесно - логического мышления, навыков общения.

Ребенок с двигательными  и сенсорными дефектами развивается  в условиях своеобразной сенсорной  и двигательной депривации. Для многих детей с отклонениями в развитии характерно задержанное формирование гностических функций. Гнозис представляет собой сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик.

Недостаточная сформированность зрительного гнозиса проявляется  в трудностях узнавания некоторых  изображений, особенно заштрихованных, перевернутых, недорисованных. Специфическим проявлением недостаточности зрительного гнозиса у детей с отклонениями в развитии является трудность выделения целостного изображения из фона. Недостаточность слухового гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематического восприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а в дальнейшем– навыков письма.

У большинства детей с  отклонениями в развитии значительно  нарушено формирование пространственных представлений. Восприятие пространства– результат совместной деятельности различных анализаторов, среди которых особо важная роль принадлежит двигательно - кинестетическому. При выраженности пространственных нарушений дети испытывают затруднения при выполнении таких заданий, как сложение разрезных картинок, копирование фигур из палочек, кубиков.

 

 

Заключение

 

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:

1. Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей –хромосомы –передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.

2. В настоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка в родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается термином перинатальная энцефалопатия. Причиной перинатальной энцефалопатии, как правило, является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой.

Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушения внутриутробного  развития плода, снижающие его защитные и адаптационные механизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.

Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при клинической  смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной, патологии с тяжелой асфиксией в родах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Агавелян O.K. К проблеме преодоления дезадаптации умственно отсталых детей // Проблемы психологической диагностики развития школьников. Ереван, 1980. C.I 1–15.
  2. Агавелян O.K. О целесообразности обучения олигофренов профессиональному труду в условиях ПТУ // Психологические проблемы профессионально-технического образования: Тез. докл. Научн. практич. конф. декабрь, 1977. – Ереван, 1977. С 135–138.
  3. Агавелян O.K. Формирование первого впечатления о другом человеке у умственно отсталых детей // Проблемы дефектологии / Отв. ред. O.K. Агавелян и др. Ереван, 1979. С. 78–84.
  4. Агавелян O.K., Исраелян А.А. К вопросу о социализации личности умственно отсталых детей // Проблемы дефектологии / Отв. ред. O.K. Агавелян и др. – Ереван. 1979. С. 72–77.
  5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
  6. Выготский. Л.С. Развитие устной речи. М.: Просвещение, 1982.
  7. Выготский. Л.С. Мышление и речь. М.: 1982.
  8. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1975. – №2. - С. 147–158.
  9. Дьячков А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1976.
  10. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев: Вита школа, 1985. С. 328.
  11. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормального и аномально ребенка. М., 1966.

Информация о работе Основные закономерности возрастного развития