Основные типы высших учебных заведений, особенности их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:20, реферат

Краткое описание

Образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту образования.docx

— 40.98 Кб (Скачать)

Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений коммунальной формы собственности осуществляется органами местного самоуправления.

Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений частной  формы собственности осуществляется их собственником (собственниками).

Высшие учебные заведения четвертого уровня аккредитации в соответствии с законодательством иностранных  государств и с согласия специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки могут создавать за границей свои структурные подразделения.

Высшие учебные заведения иностранных  государств могут с разрешения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки создавать свои структурные подразделения на территории Украины.

Создание в Украине высших учебных  заведений с участием иностранных  физических и юридических лиц  осуществляется в соответствии с  международными соглашениями, согласие на обязательность которых дано Верховной  Радой Украины.

Сеть высших учебных заведений  государственной и коммунальной форм собственности определяется Кабинетом  Министров Украины в соответствии с социально-экономическими и культурно-образовательными потребностями в них.

Высшее учебное заведение действует  на основании собственного устава.

Устав высшего учебного заведения  должен содержать:

- полное название, юридический адрес, дату принятия решения о создании;

- права и обязанности собственника (собственников);

- объем гражданской правоспособности высшего учебного заведения;

- объем основных средств (размер уставного фонда), предоставленных собственником (собственниками);

- порядок образования, деятельности и полномочия органов управления высшим учебным заведением, права и обязанности руководителя;

- порядок избрания представителей в органы общественного самоуправления;

- источники поступления и порядок использования средств и другого имущества высшего учебного заведения;

- порядок отчетности, контроля за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности;

- концепцию образовательной деятельности;

- порядок внесения изменений в устав высшего учебного заведения;

- порядок реорганизации и ликвидации высшего учебного заведения.

4.5. Принципы управления высшим учебным заведением

Управление высшим учебным заведением осуществляется на основе принципов:

- автономии и самоуправления;

- разграничения прав, полномочий и ответственности собственника (собственников), органов управления высшим образованием, руководства высшего учебного заведения и его структурных подразделений;

- сочетания коллегиальных и единоначальных основ;

- независимости от политических партий, общественных и религиозных организаций.

Автономия и самоуправление высшего  учебного заведения реализуются  в соответствии с законодательством  и предусматривают право:

-самостоятельно определять формы обучения, формы и виды организации учебного процесса;

-принимать на работу педагогических, научно-педагогических и других работников;

-оказывать дополнительные образовательные услуги;

-самостоятельно разрабатывать и внедрять собственные программы научной и научно-производственной деятельности;

-создавать в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, институты, колледжи, техникумы, факультеты, отделения, филиалы, учебные, методические, научные, научно-исследовательские центры и лаборатории, конструкторские и конструкторско-технологические бюро, территориально обособленные и другие структурные подразделения;

-осуществлять издательскую деятельность, развивать собственную полиграфическую базу;

-на основании соответствующих соглашений осуществлять совместную деятельность с другими высшими учебными заведениями, предприятиями, учреждениями и организациями;

-принимать участие в работе международных организаций;

-вводить собственную символику и атрибутику;

-обращаться с инициативой в органы управления высшим образованием о внесении изменений в действующие или разработке новых нормативно-правовых актов в области высшего образования, а также принимать участие в работе над проектами по их совершенствованию;

-пользоваться земельными участками в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.

4.6. Структурные подразделения высшего учебного заведения

Структурные подразделения высшего  учебного заведения создаются в  соответствии с законодательством. Структурные подразделения могут  иметь отдельные права юридического лица.

Структурными подразделениями  высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются кафедры, факультеты, институты, филиалы, библиотека и т. п.

Кафедра - базовое структурное подразделение  высшего учебного заведения (его  филиалов, институтов, факультетов), осуществляющее учебно-воспитательную и методическую деятельность по одной или нескольким родственным специальностям, специализациям или учебным дисциплинам и  осуществляющее научную, научно-исследовательскую  и научно-техническую деятельность по определенному направлению. Кафедра  создается решением Ученого совета высшего учебного заведения при  условии, если в ее состав входит не менее пяти научно-педагогических работников, для которых кафедра является основным местом работы, и не менее  чем три из которых имеют научную  степень или ученое звание.

Руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, который избирается на эту  должность по конкурсу Ученым советом  высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего  учебного заведения - сроком на семь лет). С заведующим кафедрой заключается контракт.

Факультет - основное организационное  и учебно-научное структурное  подразделение высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации, объединяющее соответствующие кафедры и лаборатории. Факультет создается решением Ученого  совета высшего учебного заведения  при условии, если в его состав входит не менее трех кафедр и на нем обучается не менее 200 студентов  дневной (стационарной) формы обучения.

Решение о создании факультета вне  места расположения высшего учебного заведения государственной формы  собственности принимается специально уполномоченным центральным органом  исполнительной власти в области  образования и науки, другими  центральными органами исполнительной власти, имеющими в своем подчинении высшие учебные заведения.

Структурными подразделениями  высшего учебного заведения первого  и второго уровней аккредитации являются отделения и предметные (цикловые) комиссии.

Отделение - структурное подразделение, объединяющее учебные группы по одной  или нескольким специальностям, методические, учебно-производственные и другие подразделения. Отделение создается решением руководителя высшего учебного заведения, если на нем обучается не менее 150 студентов.

Предметная (цикловая) комиссия - структурное  учебно-методическое подразделение, осуществляющее воспитательную, учебную и методическую работу по одной или нескольким родственным  учебным дисциплинам. Предметная (цикловая) комиссия создается решением руководителя высшего учебного заведения при условии, если в ее состав входит не менее трех педагогических работников.

Филиал - обособленное структурное  подразделение, создаваемое с целью  обеспечения потребностей в специалистах местного рынка труда и приближения  места обучения студентов к их месту жительства.

Филиал возглавляет директор, назначаемый  в порядке, установленном уставом  высшего учебного заведения.

Структурными подразделениями  высшего учебного заведения четвертого уровня аккредитации могут быть научные, учебно-научные, научно-исследовательские  и научно-производственные институты. Руководство институтом осуществляет директор, который избирается на должность  по конкурсу сроком на пять лет.

Могут создаваться:

- учебно-научно-производственные центры (комплексы, институты), объединяющие родственные факультеты, колледжи, техникумы, научные, научно-исследовательские, научно-производственные и проектные институты, опытные станции, кафедры, научные лаборатории, конструкторские бюро, учебно-исследовательские хозяйства;

- учебно-научные центры (комплексы, институты), объединяющие родственные факультеты, кафедры, научные лаборатории, центры, другие подразделения, которые обеспечивают подготовку специалистов по определенным специальностям (направлениям подготовки) и проводят научные исследования по определенному направлению;

- научно-исследовательские центры (комплексы, институты), объединяющие родственные научные лаборатории, центры, другие подразделения по определенному направлению научно-исследовательской работы.

Литература

  1. Закон Украины об образовании
  2. Закон Украины о высшем образовании
  3. http://www.abiturient.in.ua/ru/osvita
  4. http://enic.in.ua

 

 

 


Информация о работе Основные типы высших учебных заведений, особенности их деятельности