Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:20, реферат
Образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.
Создание, реорганизация и ликвидация
высших учебных заведений коммунальной
формы собственности
Создание, реорганизация и ликвидация
высших учебных заведений частной
формы собственности
Высшие учебные заведения
Высшие учебные заведения
Создание в Украине высших учебных заведений с участием иностранных физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с международными соглашениями, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Сеть высших учебных заведений
государственной и коммунальной
форм собственности определяется Кабинетом
Министров Украины в
Высшее учебное заведение
Устав высшего учебного заведения должен содержать:
- полное название, юридический адрес, дату принятия решения о создании;
- права и обязанности собственника (собственников);
- объем гражданской правоспособности высшего учебного заведения;
- объем основных средств (размер уставного фонда), предоставленных собственником (собственниками);
- порядок образования, деятельности и полномочия органов управления высшим учебным заведением, права и обязанности руководителя;
- порядок избрания представителей в органы общественного самоуправления;
- источники поступления и порядок использования средств и другого имущества высшего учебного заведения;
- порядок отчетности, контроля за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности;
- концепцию образовательной деятельности;
- порядок внесения изменений в устав высшего учебного заведения;
- порядок реорганизации и ликвидации высшего учебного заведения.
Управление высшим учебным заведением осуществляется на основе принципов:
- автономии и самоуправления;
- разграничения прав, полномочий и ответственности собственника (собственников), органов управления высшим образованием, руководства высшего учебного заведения и его структурных подразделений;
- сочетания коллегиальных и единоначальных основ;
- независимости от политических партий, общественных и религиозных организаций.
Автономия и самоуправление высшего учебного заведения реализуются в соответствии с законодательством и предусматривают право:
-самостоятельно определять формы обучения, формы и виды организации учебного процесса;
-принимать на работу педагогических, научно-педагогических и других работников;
-оказывать дополнительные образовательные услуги;
-самостоятельно разрабатывать и внедрять собственные программы научной и научно-производственной деятельности;
-создавать в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, институты, колледжи, техникумы, факультеты, отделения, филиалы, учебные, методические, научные, научно-исследовательские центры и лаборатории, конструкторские и конструкторско-технологические бюро, территориально обособленные и другие структурные подразделения;
-осуществлять издательскую деятельность, развивать собственную полиграфическую базу;
-на основании соответствующих соглашений осуществлять совместную деятельность с другими высшими учебными заведениями, предприятиями, учреждениями и организациями;
-принимать участие в работе международных организаций;
-вводить собственную символику и атрибутику;
-обращаться с инициативой в органы управления высшим образованием о внесении изменений в действующие или разработке новых нормативно-правовых актов в области высшего образования, а также принимать участие в работе над проектами по их совершенствованию;
-пользоваться земельными участками в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.
Структурные подразделения высшего
учебного заведения создаются в
соответствии с законодательством.
Структурные подразделения
Структурными подразделениями высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются кафедры, факультеты, институты, филиалы, библиотека и т. п.
Кафедра - базовое структурное
Руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, который избирается на эту должность по конкурсу Ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения - сроком на семь лет). С заведующим кафедрой заключается контракт.
Факультет - основное организационное
и учебно-научное структурное
подразделение высшего учебного
заведения третьего и четвертого
уровней аккредитации, объединяющее
соответствующие кафедры и
Решение о создании факультета вне
места расположения высшего учебного
заведения государственной
Структурными подразделениями высшего учебного заведения первого и второго уровней аккредитации являются отделения и предметные (цикловые) комиссии.
Отделение - структурное подразделение, объединяющее учебные группы по одной или нескольким специальностям, методические, учебно-производственные и другие подразделения. Отделение создается решением руководителя высшего учебного заведения, если на нем обучается не менее 150 студентов.
Предметная (цикловая) комиссия - структурное учебно-методическое подразделение, осуществляющее воспитательную, учебную и методическую работу по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам. Предметная (цикловая) комиссия создается решением руководителя высшего учебного заведения при условии, если в ее состав входит не менее трех педагогических работников.
Филиал - обособленное структурное подразделение, создаваемое с целью обеспечения потребностей в специалистах местного рынка труда и приближения места обучения студентов к их месту жительства.
Филиал возглавляет директор, назначаемый в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения.
Структурными подразделениями высшего учебного заведения четвертого уровня аккредитации могут быть научные, учебно-научные, научно-исследовательские и научно-производственные институты. Руководство институтом осуществляет директор, который избирается на должность по конкурсу сроком на пять лет.
Могут создаваться:
- учебно-научно-производственные центры (комплексы, институты), объединяющие родственные факультеты, колледжи, техникумы, научные, научно-исследовательские, научно-производственные и проектные институты, опытные станции, кафедры, научные лаборатории, конструкторские бюро, учебно-исследовательские хозяйства;
- учебно-научные центры (комплексы, институты), объединяющие родственные факультеты, кафедры, научные лаборатории, центры, другие подразделения, которые обеспечивают подготовку специалистов по определенным специальностям (направлениям подготовки) и проводят научные исследования по определенному направлению;
- научно-исследовательские центры (комплексы, институты), объединяющие родственные научные лаборатории, центры, другие подразделения по определенному направлению научно-исследовательской работы.
Литература
Информация о работе Основные типы высших учебных заведений, особенности их деятельности