Основные типы высших учебных заведений, особенности их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:20, реферат

Краткое описание

Образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту образования.docx

— 40.98 Кб (Скачать)

Основные типы высших учебных заведений, особенности  их деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и  государства. Целью образования  является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному  общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение  образовательного уровня народа, обеспечение  народного хозяйства квалифицированными специалистами. Образование в Украине  основывается на принципах 

  • гуманизма,
  • демократии,
  • национального сознания,
  • взаимоуважения между нациями и народами.

Согласно ст.1 Законодательства Украины об образовании закон об образовании базируется на Конституции Украины (888-09) и состоит из настоящего Закона, других актов законодательства Украины.

  1. Общие положения законодательства Украины об образовании
    1. Задачи законодательства Украины об образовании

2 ст. Закона Украины об образовании  гласит, что его задачей является регулирование общественных отношений в области обучения, воспитания, профессиональной, научной, общекультурной подготовки граждан Украины.

    1. Основные принципы образования

Основными принципами образования в Украине являются:  

- Доступность для каждого гражданина  всех форм и типов образовательных  услуг, предоставляемых государством.  

- Равенство условий каждого  человека для полной реализации  его способностей, таланта, всестороннего  развития.  

- Гуманизм, демократизм, приоритетность  общечеловеческих духовных ценностей.   

- Органическая связь с мировой  и национальной историей, культурой,  традициями.  

- Независимость образования от  политических партий, общественных  и религиозных организаций.  

- Научный, светский характер  образования.  

- Интеграция с наукой и производством.   

- Взаимосвязь с образованием  других стран.  

- Гибкость и прогнозируемость  системы образования.  

- единство и преемственность  системы образования.  

- Непрерывность и разнообразие  образования. 

    1. Органы управления образованием

В государственные  органы управления образованием в Украине  относятся: 

- Министерство образования Украины.   

- Министерства и ведомства Украины,  которым подчинены учебные заведения.   

- Высшая аттестационная комиссия  Украины.  

- Министерство образования Автономной  Республики Крым.  

- Местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления и подчиненные им органы управления образованием.

    1. Структура образования

Структура образования  включает: 

- Дошкольное образование.  

- Общее среднее образование.   

- внешкольное образование.  

- Профессионально-техническое образование.   

- Высшее образование.  

- Последипломное образование.  

- Аспирантуру.  

- Докторантуру.  

- самообразование. 

В Украине устанавливаются  следующие образовательные уровни:  

- Начальное общее образование.   

- Базовое общее среднее образование.   

- Полное общее среднее образование.   

- Профессионально-техническое образование.   

- Базовое высшее образование.   

- Высшее.

 В Украине устанавливаются такие образовательно-квалификационные уровни:  

- Квалифицированный рабочий.  

- младший специалист.  

- Бакалавр.  

- Специалист, магистр.

Положение об образовательных и  образовательно-квалификационных уровнях (ступенчатое образование) утверждается Кабинетом Министров Украины.

Научными степенями  является:  

- Кандидат наук.  

- Доктор наук. 

Ученые степени кандидата и  доктора наук присуждаются специализированными  учеными советами высших учебных  заведений, научных учреждений и  организаций в порядке, установленном  Кабинетом Министров Украины.

Учеными званиями является:  

- Старший научный сотрудник.   

- Доцент.  

- Профессор.

2. Высшее образование в Украине

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение  гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку младших специалистов, могут  приниматься лица, которые имеют  базовое общее среднее образование.

Подготовка специалистов в высших учебных заведениях может проводиться  с отрывом (очная), без отрыва от производства (вечерняя, заочная), путем сочетания  этих форм, а по отдельным специальностям - экстерном. Государство создает  условия гражданам Украины для  реализации их права на получение  высшего образования. Обучение в  вузах государственной формы  собственности оплачивается государством, за исключением случаев, предусмотренных  частью четвертой статьи 61 настоящего Закона, в высших учебных заведениях других форм собственности - юридическими и физическими лицами. Прием граждан  в высшие учебные заведения проводится на конкурсной основе соответственно способностям независимо от формы собственности  учебного заведения и источников оплаты за обучение.

2.1.  ВУЗы

Вузами являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и другие. 

 

Согласно статуса высших учебных заведений установлено четыре уровня аккредитации:  

- Первый уровень - техникум, училище,  другие приравненные к ним  высшие учебные заведения .  

- Второй уровень - колледж, другие  приравненные к нему высшие  учебные заведения.  

- Третий и четвертый уровни (в  зависимости от последствий аккредитации).  

- Институт, консерватория, академия, университет.

Высшие учебные  заведения осуществляют подготовку специалистов по таким образовательно-квалификационным уровням :  

- младший специалист

- обеспечивают техникумы, училища,  другие высшие учебные заведения  первого уровня аккредитации.  

- Бакалавр - обеспечивают колледжи, другие высшие учебные заведения  второго уровня аккредитации.  

- Специалист, магистр - обеспечивают  высшие учебные заведения третьего  и четвертого уровней аккредитации.  

 

ВУЗы определенного уровня аккредитации могут осуществлять подготовку специалистов по образовательно-квалификационным уровням, которые обеспечивают учебные заведения  низшего уровня аккредитации.

Высшие учебные заведения в  установленном порядке могут  создавать разные типы учебно-научно-производственных комплексов, объединений, центров, институтов, филиалов, колледжей, лицеев, гимназий.

2.2. Направления деятельности высшего учебного заведения

Основными направлениями  деятельности вуза являются:  

- подготовка специалистов разных  образовательно-квалификационных уровней.   

- Подготовка и аттестация научных,  научно-педагогических кадров.  

- Научно-исследовательская работа.  

- Специализация, повышение квалификации, переподготовка кадров.  

- Культурно-образовательная, методическая, издательская, финансово-хозяйственная,  производственно-коммерческая работа.  

- Осуществление внешних связей.

2.3. Заведения последипломного образования

К заведениям последипломного образования относятся:  

- Академии, институты (центры) повышения  квалификации, переподготовки, совершенствования,  учебно-курсовые комбинаты.  

- Подразделения ВУЗов (филиалы,  факультеты, отделения и другие).  

- Профессионально-технические учебные  заведения.  - Научно-методические центры профессионально-технического образования.  

- Соответствующие подразделения  в организациях и на предприятиях.

Заведения последипломного образования  могут работать по очной, вечерней, заочной формам обучения, иметь филиалы  и вести научно-исследовательскую  работу.

3. ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

3.1. Цель и главные задачи деятельности высшего учебного заведения

Основной целью деятельности высшего  учебного заведения является обеспечение  условий, необходимых для получения  лицом высшего образования, подготовка специалистов для нужд Украины.

Главными задачами высшего учебного заведения являются:

- осуществление образовательной  деятельности определенного направления,  обеспечивающей подготовку специалистов  соответствующих образовательно-квалификационных  уровней и соответствующей стандартам  высшего образования;

- осуществление научной и научно-технической  (для высших учебных заведений  третьего и четвертого уровней  аккредитации), творческой, художественной, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности;

- обеспечение выполнения государственного  заказа и соглашений на подготовку  специалистов с высшим образованием;

- осуществление подготовки научных  и научно-педагогических кадров  и их аттестация в аккредитованных  высших учебных заведениях третьего  и четвертого уровней аккредитации;

- изучение спроса на отдельные  специальности на рынке труда  и содействие трудоустройству  выпускников;

- обеспечение культурного и  духовного развития личности, воспитание  лиц, обучающихся в высших учебных  заведениях, в духе украинского  патриотизма и уважения к Конституции Украины;

-повышение образовательно-культурного  уровня граждан.

3.2. Правовой статус высшего учебного заведения

Высшее учебное заведение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, может от своего имени  приобретать имущественные и  личные неимущественные права и  иметь обязанности, быть истцом и  ответчиком в суде.

Высшее учебное заведение согласно закону может выступать учредителем (соучредителем) других юридических  лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с направлениями  учебно-научно-производственной деятельности высшего учебного заведения.

Аккредитованные высшие учебные заведения  в установленном порядке могут  создавать учебные и учебно-научно-производственные комплексы, являющиеся добровольными объединениями. Все участники комплекса сохраняют статус юридических лиц.

В высших учебных заведениях государственной  и коммунальной форм собственности  количество студентов, принятых на первый курс на обучение по государственному заказу, должно составлять не менее 51 процента общего количества студентов, принятых на обучение на первый курс.

3.3. Уровни аккредитации высших учебных заведений

Устанавливаются следующие уровни аккредитации высших учебных заведений:

- высшее учебное заведение первого  уровня аккредитации - высшее учебное  заведение, в котором осуществляется  подготовка специалистов по специальностям  образовательно-квалификационного  уровня младшего специалиста;

Информация о работе Основные типы высших учебных заведений, особенности их деятельности