Основные сферы жизнедеятельности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Краткое описание

В контексте жизнедеятельности человека понятие «сфера» употребляется для обозначения предела распространения активности личности (по отношению к окружающей среде, ее условиям), направленной на удовлетворение тех или иных потребностей.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 19 ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧН.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Игры, используемые в  учебном процессе, упражняют учащихся в применении полученных знаний в  практической жизнедеятельности. Так, ролевая игра «Пресс-конференция на тему "Система образования Республики Беларусь и тенденции ее совершенствования"» предполагает исполнителей следующих ролей: министра образования, его заместителей, ректоров ВУЗов, директоров гимназий, лицеев, колледжей, общеобразовательных школ, представителей прессы. Каждый из участников игры «ведет» свою роль, опираясь на знание Закона об образовании Республики Беларусь и тех проблем, которые волнуют общественность страны.

Педагогическая ценность ролевых игр в том, что они будят фантазию, развивают различное ролевое поведение, стимулируют творческую активность, обогащают репертуар средств эмоционального самовыражения человека. Ролевые игры не носят сюжетного характера и произвольны в своих проявлениях. В них отсутствует непосредственная состязательность.

Игры соревновательного  характера — это те, которые  основаны на борьбе, столкновении, конкурентности. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление позиций, людей, команд. Обязательный элемент соревновательных игр — судья или жюри, в обязанности которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать игру и определять победителя. Оценка результата и выбор победителя всегда скрывают в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и болельщиков и судей. Поэтому она должна быть предельно объективной. Еще один элемент соревновательных игр — награда победителям. Какой бы ни была награда, получение се приятно. Приз венчает победителя. Требования к наградам:

приз должен соответствовать уровню сложности игры;

его не вручают за одно лишь участие;

приз не обязательно  должен быть материальным.

В качестве приза могут  быть номинации: «Самый эрудированный... (творческий, остроумный, энциклопедически образованный и др.)», «Студент (учащийся) дня (недели и др.)»

Значительное место  в образовательном процессе вуза института повышения квалификации занимают организационно-деятельностные игры (ОДИ).

Они зародились и проводятся с целью превратить деятельность в предмет целенаправленного осмысления. В дидактике ОДИ квалифицируются как активные методы (технологии) работы с деятельностью. В образовательном процессе они выполняют различные функции:

• поиска принципиально иного (по сравнению с существующим) подхода к решению проблемы;

• апробации и проверки в деятельности новых моделей образования;

• формирования методологии и стратегии решения проблемы среди различного контингента слушателей.

Игровая деятельность стимулирует  самопознание личности, в частности, самонаблюдение, самоотношение, самооценку. Потребность совершенствовать знание о

себе, помогающее адекватно  адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности, является условием развития самореализующейся личности. Эта  проблема актуальна для человека в течение всей его жизни. Адекватная самооценка способностей, здоровья, работоспособности — условие гармоничного развития личности. Анализ своих психологических качеств и характеристик, сравнение себя с окружающими, другими обогащает опыт взаимодействия, воспитывает культуру общения. Поскольку самосознание формируется путем обобщения практических знаний о других людях, в игровой деятельности нетрудно создавать реальные ситуации, побуждающие к осознанию «Я» как субъекта восприятия других. Например: «Видят ли другие меня капитаном команды КВН?»; «Разделяют ли другие мое мнение обо мне?; «Если другие видят меня иначе, чем это можно объяснить?»

 

Глоссарий

Деятельность  — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Игра — вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Общение – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

 

 

Вопросы для  самоподготовки

  1. Что такое деятельность? Ведущая деятельность?
  2. Какова ведущая деятельность на каждом возрастном этапе?
  3. Как посредствам деятельности осуществляется развитие личности?
  4. Раскройте сущность игры как сферы жизнедеятельности и ее функции.
  5. Чем отличается игра от других видов деятельности? Чему можно научиться в игре? Какие качества личности она формирует?
  6. Приведите примеры деструктивного общения.
  7. Каковы условия и правила эффективного педагогического общения?

 

Задания для  самостоятельного решения

    1. На основании своего жизненного опыта дайте характеристику соотношения повседневности и событийности в жизнедеятельности учащихся, студентов.
    2. Игра и ее представленность в образовательном процессе школы, вуза. Проанализируйте этот аспект.

 


Информация о работе Основные сферы жизнедеятельности личности