Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:30, контрольная работа
Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по изодеятельности может быть достигнут в том случае, если применяются специальные методы, приемы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у детей потенциальных положительных сторон, направленных на устранение или ослабление у детей психофизических недостатков, формирование у них положительных личностных качеств, исправление недостатков познавательной, речевой, эмоциональной и двигательной сфер (главным образом моторики рук), развитие у детей сравнения, обобщения, совершенствования умения ориентироваться в задании, планировать свою работу, последовательно выполнять рисунок.[1]
1. Основные направления коррекционно-вспомогательной работы по
изобразительной деятельности в специальном детском саду.
2. Формы организации обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях.
3. Коррекционная направленность методов и приемов работы.
4.Коррекционно-воспитательная работа на занятиях по предметному изображению (рисование , лепка, аппликация, конструирование)
Список используемой литературы
Уровни сформированности
графических образов и
Уровень отражения социальных представлений графическими средствами оценивается по следующим параметрам: наличие или отсутствие в рисунке субъекта изображения; элементы сходства изображения персонажа и реального субъекта; половая и возрастная идентификация изображения реальному субъекту; отражение динамики и связей между персонажами в сюжетном рисунке; наличие или отсутствие передачи в рисунке эмоционального состояния персонажа.
Для изобразительной деятельности детей с разными формами интеллектуальных нарушений характерно:
- отсутствие стойкого интереса к результатам;
- слабость ассоциаций
между собственными
- затрудненность процесса узнава
- обилие графических штампов;
- статичность рисунков по форме и содержанию;
- отсутствие преднамеренного
вы бора цвета,
- бедность цветовых решений;
- отсутствие или неразвитость сюжетных построений;
- отсутствие планирующей речи;
- наличие сопровождающей речи примитивно фиксирующего характера.
Знаково-символическая функция этих детей формируется с запаздыванием и имеет ряд специфических особенностей, которые затрудняют переход ребенка на качественно новый уровень овладения изобразительной деятельностью. В частности, ассоциирование собственных изображений с конкретными предметами отсутствует до окончания дошкольного возраста; большинство изображений состоят из каракуль, головоногов или фрагментов предметов; отмечается уподобление форм даже при изображении хорошо знакомых предметов. Дети затрудняются отобразить в рисунках свой личный и социальный опыт. В процессе рисования дошкольники чаще всего молчат, их деятельность носит неустойчивый характер, отмечается соскальзывание на предметно-игровые действия.
Овладение рисованием есть овладение знаковыми системами, оно включает усвоение функций знака как обозначения и сообщения. Ссылаясь на теорию Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии ребенка, можно сказать, что овладение знаком — это есть овладение социальным средством. При та- ком подходе обучение приобретает развивающий характер. В противном случае накопленные ребенком знания, умения и представления не приобретают достаточного уровня обобщения и не становятся ступенькой для дальнейшего психического развития.
Процесс усвоения знаков имеет строгую иерархичность. Например, сначала ребенок овладевает графическими образами как знаками изображаемых предметов, и лишь затем его надо знакомить с условными знаками графического характера — пиктограммами, буквами, цифрами, схемами. При этом онтогенетически овладение знаками проходит в три этапа — узнавание, сличение, называние.
Выделяются четыре этапа: подготовительный, формирование предметных изображений, становление сюжетных изображений, этап создания творческих изображений. Опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, эти этапы психологически можно представить следующим образом. Сначала идет этап формирования ориентировочных основ изобразительной деятельности; далее — этап формирования всех основных звеньев продуктивной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения существенных внешних качеств и свойств предметов. Следующий этап направлен на развитие собственно продуктивной деятельности ребенка на фоне сокращения внешних ориентировочных действий (или деятельности) и активизации образной сферы детей. Последний этап — это этап творческого отношения к создаваемым изображениям, основывающийся на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования с элементами воображения. На этом этапе мотивационный компонент деятельности становится социально значимым. Детские изображения ориентированы на эстетическую составляющую, при их выполнении ребенок стремится к созданию выразительных, неподражательных рисунков. [6]
Организация выставок детских работ
Плоскостные работы располагаются на доске, объемные – на специальных подставках.
Анализ работ вместе с исполнителями способствует формированию у них навыков сравнения, сопоставления, самоконтроля и т.д.). Обучая детей умению анализировать результаты собственной работы, педагог вначале дает им образец анализа, затем предлагает его план, далее вместе с ними составляет подобный план, и, наконец, они самостоятельно анализируют работу товарищей и оценивают ее. В других случаях учитель предлагает школьнику рассказать о том, что он узнал, как выполнял работу. Это очень важный путь формирования самоконтроля.
Через рефлексию ребенок должен понять, чему он научился, увидеть свои личные достижения и недостатки, определить границы своей компетентности, что является необходимым условием движения вперед. Детям предлагаются в конце выставки вопросы, выводящие их на осознание смысла индивидуального пути развития. Можно использовать метод незаконченных предложений: Я запомнил, что… Я понял, что… Думаю, что…
Бывают ситуации, когда рамку для работы сложно подобрать по размеру или подходящую покупать достаточно дорого. Вот вариант ее изготовления, причем доступный дошкольникам.
Два стержня для шариковых ручек нужно вставить один в другой. Лист бумаги (можно взять макулатуру) туго накрутить на эти стержни. Если лист бумаги гораздо больше длины стержней, тогда добавляем третий или даже четвертый. Лист бумаги по окончании работы подклеиваем густым клеем ПВА и удаляем все стержни. Получилась ровная и тугая бумажная трубочка. На одну рамку их нужно от 12 до 24 штук. Далее трубочки склеиваем по две, на них - третью (для получения узкой рамки). Другой способ: склеиваем по 3 (получаем что-то вроде «плота»), сверху наклеиваем ряд трубочек, склеенных по две, получаем широкую рамку. Таким образом, получилась заготовка для рамок (или багет), которую обрезаем в соответствии с нужным размером под углом 45 градусов (при помощи угольника и канцелярского ножа; операции по разрезанию должен выполнить взрослый). Из подготовленных таким образом заготовок густым клеем ПВА склеиваем рамку. Зазоры в рамке можно заполнить пластилином. С изнаночной стороны рамки подклеиваем по углам небольшие треугольники, вырезанные из картона, которые закрепят изделие в рамке. Готовую рамку покрываем акриловой краской на несколько слоев. Лучше взять золотую. После этого ее нельзя будет отличить от настоящей. [7]
Литература:
1.Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», « Педагогика и методика дошк. образования» / Т. Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с. – Библиогр.: с. 252-253. - 10000 экз. – ISBN 5-691-01561-3.
2.Саенко, Ю. В. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие / Ю. В. Саенко; Таганрогский институт управления и экономики. - М.: Академический Проект, 2006. - 182 с. - (Gaudeamus). - 3000 экз. - ISBN 5-8291-0758-9.
3.Гульянц, Э. К. Что можно сделать из природного материала [Текст]: книга для воспитателя дет. сада / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
4.Доронова, Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) [Текст]: книга для воспитателей дет. сада / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
5.Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст]: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе "Радуга" / Т. Н. Доронова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с. - ISBN 5-09-013816-8.
6.Скворцова, В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: учебное пособие / В. О. Скворцова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 160 с. - (Специальная психология). - 40000 экз. - ISBN 5-305-00192-7.
7.Акварельные цветы [Текст]: рабочая тетрадь / ред. А. Дорофеева, худ. Е. Белозерцева, гл. худ. Д. Гончарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 16 с. - (Искусство - детям). - ISBN 5-86775-291-7.